Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



2016-01-26 1054 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Как организационная форма профессиональной деятельности команды специ­алистов используются в различных отраслях экономической, производственной, социальной, интеллектуальной, культурной и иных сферах жизнедеятельности об­щества. Везде есть своя специфика условий и требований к организации команд.

В ряде отраслей командная форма организации работ является основным или единственным типом организации технологического процесса и выполнения ра­бот, а потому считается закономерным явлением. К числу организованных подоб­ным образом коллективов относятся судовые команды Морфлота, рыболовные бри­гады, геологические экспедиции, вахтовые бригады, бригады бурильщиков нефти на прибрежном шельфе, полеводческие бригады, бригады врачей разных специ­альностей на сложных операциях, туристические или альпинистские группы на на­хоженном маршруте, бригады МЧС и т. п.

Итак, существует достаточно много сфер общественной жизни, где командная форма организации работ является технологически наиболее рациональной или даже единственно возможной. Как правило, это области, где необходима дистан­ционно удаленная, или технологически замкнутая, или опасная для жизни работа автономных групп специалистов. В этих сферах командная форма орга­низации — есть обычная практика организации работ. Поэтому если все члены команд имеют достаточную мотивацию остаться на своих местах и не уйти в дру­гие области деятельности, никаких исключительных мер по дополнительному по­вышению мотивации здесь не требуется.

Особую форму организации работ команды представляют в тех сферах, где обычной практикой является стационарный многофункциональный технологи­ческий процесс,обслуживаемый организациями, предприятиями и учреждения­ми с обычной линейной организационно-административной структурой управ­ления, работниками и специалистами, которые постоянно заняты в конкретном технологическом процессе. Например, любое промышленное производство, на­учно-исследовательская деятельность, торговля, сфера обслуживания, банковское дело, учреждения системы образования и социальной защиты и т. п.

Целесообразно выделить две наиболее обобщенные и крупные сферы деятель­ности, где условия и деятельность команд имеют определенные различия:

□ производственная сфера.Конечный результат — типовая продукция (услу­га); расходы на организацию команд целесообразны, в основном, на техно­логически автономных участках или при возникновении нестандартных ситу­аций. Примером могут служить аварийные бригады при обслуживании тепло-, водо- и газокоммуникаций, производственные участки и бригады с аккордно-подрядной формой оплаты труда, артели строителей и заготовителей и т. д.

□ интеллектуальная сфера.Ключевой элемент — творческая, креативная де­ятельность, связанная с исследованием, экспериментом, анализом и поис­ком рациональных решений.

Организация производственных и интеллектуальных команд имеет свои осо­бенности по следующим показателям: G постановка целевой задачи;

□ формы стимулирования;

□ квалификация;

□ уровень креативности (творчества);

□ продолжительность продуктивного функционирования.

1. Постановка целевой задачи

Постановка целевой задачи для производственных команд всегда отличается высоким уровнем конкретизации конечного результата, условий и сроков выпол­нения работ, характером обеспечения и формой оплаты конечного результата. «Для рабочего человека все должно быть предельно ясно, понятно, осязаемо и убедительно...», — говорят опытные управленцы. Целевую задачу рекомендуется формулировать конкретно и жестко. Это повышает ее результативность, дисцип­линируя членов команды. Ян Р. Катценбах и Дуглас К. Смит отмечают, что наличие четких, даже жестких, требований «намного важнее для успеха команды, чем все усилия по ее созданию, особые стимулы или наличие идеальных руководителей». И далее: «Конкретные, жесткие цели или задания (например, вывод на рынок но­вого продукта за вдвое меньший, чем обычно, срок; или направление ответов всем потребителям в течение 24-х часов; или достижение нулевого показателя брака при одновременном снижении издержек на 40%) дают ясные и осязаемые ориен­тиры для членов команды. Четкие задания определяют продукт деятельности всей команды, который отличается и от миссии, выполняемой организацией в целом, и от суммы производственных задач отдельных работников».

В качестве целевой задачи полезно формулировать конкретные и жесткие зада­ния по повышению эффективности работы. Это, по словам Яна Р. Катценбаха и Дуг­ласа К. Смита, «облегчает общение, придает ему ясность, а конфликтам в коман­де — конструктивность; если такие задачи ясны, дискуссии, ведущиеся в команде, можно сосредоточить на способах достижения поставленных целей или на вопросе об их изменении... достижимость конкретных производственных целей помогает ко­мандам сконцентрироваться на получении результатов... конкретные цели имеют

уравнительный эффект, благоприятствующий стилю поведения в команде. Если не­большая группа людей бросает вызов сама себе... и стремится сократить времен­ной цикл на 50%, то их должности, титулы и прочие знаки отличия утрачивают зна­чение. Вместо этого в команде ценят каждого человека за то, что и как он смог сделать для общего дела. Сама оценка формулируется в терминах, связанных с выполнени­ем поставленной задачи, и не учитывает статус или личные качества данного работни­ка... конкретные цели позволяют команде одерживать маленькие победы в процессе достижения больших целей. Маленькие победы бесценны для укрепления целеуст­ремленности и преданности членов команды, для преодоления препятствий, которые неизбежно возникают на пути к достижению любой долгосрочной цели. И наконец, конкретные задачи, направленные на повышение эффективности работы, облада­ют особой притягательной силой. Они бросают вызов всем членам команды, требуют от них общих усилий. Драматизм ситуации, неотложность решения проблем и здо­ровый страх потерпеть неудачу совмещаются и побуждают команду к действиям».

Для интеллектуальных командтакие задачи, как разработка стратегии развития фирмы, поиск рациональных проектный решений, разработка обоснований нового законопроекта, реструктуризация РАО ЕС и т. п., — подчас могут быть обозначены лишь в общих чертах, с указанием требуемых качеств и параметров. Сроки испол­нения назначаются приблизительно, с промежуточными контрольными проверками.

Формы стимулирования

Для производственных командосновной формой стимулирования является, как правило, материально-денежная форма с элементами общественного призна­ния и морального стимулирования.

Для интеллектуальных командматериально-денежная форма нередко явля­ется не основной; большую мотивацию могут иметь престижно-карьерные стиму­лы и морально-сертификационные факторы общественного признания.

Квалификация

Общее требование — любая команда должна быть командой профессионалов.

В производственных командах при наличии ведущих специалистов ключевое требование — повышенная исполнительская дисциплина.

В интеллектуальных командахпри наличии настоящих профессионалов клю­чевое требование — единство ценностных ориентации и подбор единомышленни­ков в стратегии развития.

4. Уровень креативности и коммуникативной культуры членов команды В производственных командахэто требование может не быть ключевым, если

уровень материальной заинтересованности всех членов команды достаточно высок. В интеллектуальных командахэто требование является базовым условием

успешного функционирования команды, т. к. материальные стимулы и конкретные

сроки могут быть весьма расплывчатыми.



2016-01-26 1054 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1054)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)