Методика изучения деления многозначных чисел
А) Деление многозначного числа на однозначное Умение делить многозначное число на однозначное фактически начинает формироваться при рассмотрении деления трехзначных чисел в разделе «Числа от 1 до 1000». Изучение деления трехзначных чисел на однозначное число начинается с устных приемов. Вначале целесообразно вспомнить знакомые детям случаи деления двузначных чисел на однозначное. При этом следует вспомнить рассуждения для разных случаев: 48 : 4; 48 : 3. Обобщая, повторяем вывод: при делении двузначного числа на однозначное делим десятки, а затем делим единицы. Приступая к делению трехзначных чисел, следует провести аналогии с рассмотренными ранее случаями: 48 : 4, 848 : 4= (800+40+8): 4; 48 : 3, 480 : 3 = (300 + 180) : 3. Установив сходство и различия, подводим детей к основному выводу: делим, начиная с единиц высшего разряда, сначала делим сотни, затем десятки, затем единицы, то есть делим поразрядно. Уже при устных вычислениях можно ввести некоторые новые для детей термины, которые будут употребляться в дальнейшем. Например, в случае 480 : 3 = (300 +180): 3 = 300 : 3 +180 : 3, числа 300 и 180 называют неполными делимыми. Переход к письменным приемам деления трехзначных чисел следует проводить с постепенным нарастанием сложности. После решения нескольких примеров на деление устно целесообразно предложить детям случай, где выполнить вычисления устно будет трудно. Например, 968: 4. Представляя делимое в виде суммы удобных слагаемых, то есть, выделяя неполные делимые, дети, естественно, будут испытывать трудности. Здесь следует напомнить детям, что, если трудно вычислять, можно записать столбиком. Однако запись в столбик при делении отличается от столбика при умножении. Поэтому вначале следует показать эту запись на знакомом детям материале, объясняя, где что записываем и как при этом рассуждаем: 8:2=4; 15:3=5; 13:4=3 (ост. 1). _ 8 ∟2 _15 ∟3 _13 ∟4 8 4 15 5 12 3 0 0 1 Затем следует рассмотреть случай, записав его в столбик, когда каждый разряд делимого делится на делитель. Например, решая пример 846 : 2 = (800 + 40 + 6): 2 = 800 : 2 + 40 : 2 + 6 : 2 и повторив ход устных рассуждений, предлагается записать решение в столбик. _ 846∟ 2При решении показывается и ход рассуждений: 8 423 1. Начинаем делить с сотен. Смотрим, сколько сотен в делимом (8). 8 _4 на 2 делится. Значит первое неполное делимое 8 сотен. Определяем, 4 сколько всего цифр будет в частном (3). Ставим 3 точки. _6 Находим эти цифры частного. 8 сотен делимна 2 получим 4. В частном 6 пишем 4 на месте сотен. Узнаем, сколько сотен разделилось. 4 умножа 0 ем на 2, получим 8, записываем под сотнями. Из 8 вычесть 8 будет 0, его писать не будем. Сотни разделились все. 2. Делим десятки. 4 десятка - второе неполное делимое. 4 разделить на 2 будет 2. Пишем в частном цифру 2 на месте десятков. Узнаем, сколько десятков разделилось. 2 умножим на 2, получим 4. Из 4 вычесть 4 получим 0. Десятки разделились все. 3. Делим единицы. 6 единиц - третье неполное делимое. 6 разделить на 2 будет 3. Пишем в частном 3. Узнаем, сколько единиц разделилось. 3 умножим на 2, получим 6. Из 6 вычесть 6 будет 0. Все число разделилось. Читаем ответ: 423. Теперь следует вернуться к решению примера 984 : 4 в столбик и на нем повторить ход рассуждений, обращая внимание на некоторые новые моменты. _948 ∟4 1. Делим сотни. 9 сотен делится на 4 с остатком. Значит 8 237 9 сотен - первое неполное делимое. В частном будет 3 _14 цифры, ставим три точки. 12 2. 9 делим на 4, возьмем по 2. _28 3. Узнаем, сколько сотен разделилось. 2 умножим на 4, 28 получаем 8. 0 4. Из 9 вычесть 8, получаем 1. Остаток 1 меньше делителя. Можно делить дальше. 5. Делим десятки. 1 сотня да 4 десятка в делимом получаем 14 десятков - это второе неполное делимое и т.д. Следующий элемент усложнения состоит в том, что первая цифра делимого может быть меньше делителя. Это значит, что первое неполное делимое будет образовано двумя первыми цифрами делимого. В частном получится цифр на 1 меньше, чем в делимом. Пример. 348 : 4 Здесь следует обратить внимание детей на образование первого неполного делимого. Наиболее коварными для детей являются случаи деления, когда в середине или на конце частного получаются нули. В таких случаях дети часто допускают ошибки, теряя нули. При решении первого такого примера запись следует выполнять подробно, затем показать ее в сокращенном виде. _915 ∟3 _915 ∟3 9 305 9 305 _1 … _15 … 0 15 _ 15 0 15 В качестве подготовительных упражнений, наряду с другими, с детьми обязательно следует вспомнить решение примеров, которые должны решаться при изучении деления с остатком 1:3=0 (ост. 1) 2:6=0 (ост. 2) Чтобы облегчить детям усвоение алгоритма деления, рекомендуется использовать памятку вида: 1. Прочитай и запиши пример; 2. Установи высший разряд и число цифр в частном; 3. Раздели, чтобы найти цифру высшего разряда частного; 4. Умножь, чтобы узнать, сколько единиц этого разряда разделили; 5. Вычти, чтобы узнать, сколько единиц этого разряда осталось разделить; 6. Сравни остаток с делителем; 7. Если получился остаток, то вырази его в единицах следующего за ним низшего разряда и прибавь к ним единицы такого же разряда делимого; 8. Продолжай деление так же, пока не решишь пример до конца; 9. Проверь результат. Вначале этой памяткой пользуется только учитель. При этом важно, чтобы объяснения давались им в той же последовательности. Затем с памяткой знакомятся учащиеся. В классе она вывешивается в виде таблицы, а для себя каждый ученик записывает на отдельном листке. Начинают работать учащиеся с памяткой под руководством учителя, проговаривая каждое задание и ответ на него. Затем начинают пользоваться сами, проговаривая рассуждения про себя. И, наконец, выполняют операции самостоятельно в соответствии с заданиями. Эта работа получает свое естественное продолжение в разделе "Числа, которые больше 1000". Здесь продолжается работа по формированию у детей умения выполнять деление чисел в пределах миллиона. Все случаи деления многозначных чисел изучаются в такой последовательности: - деление многозначного числа на однозначное; - деление многозначного числа на числа, оканчивающиеся нулями; - деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Приступая к рассмотрению первого случая деления, следует провести работу по восстановлению в памяти детей необходимых сведений: - смысл действия деления; названия компонентов и результата действия деления; - связь умножения и деления; - таблица умножения и деления; - внетабличные случаи деления двузначного числа на однозначное; - деление с остатком; - деление трехзначных чисел на однозначное число (устные приемы и письменные). В результате этого, деление многозначного числа на однозначное будет являться логическим продолжением начатой ранее работы. Начинать следует с устных приемов. После решения примероввида: 84 : 2 и 484 : 2; И 840 : 3, следуетпредложить примеры: 6484:2= (6000+400+80+4): 2 ==6000:2+400:2+80:2+4:2 =3242; 8400 : 3 = (6000 + 2400) : 3 = 2800. Проведя сравнение, установив сходство и различие, подводим детей к выводу: - делим, начиная с единиц высшего разряда; - делим поразрядно. Приступая к рассмотрению письменных приемов деления многозначных чисел, естественно, повторить деление трехзначных чисел в столбик. Случаи деления трехзначных чисел следует взять разные, начиная с легких, то есть таких, когда количество цифр в частном такое же, как и в делимом, а затем усложнить. Пример. _9648 ∟4 8 2412 _16 16 _4 4 _8 8 1964 ∟4 3624∟4 36240∟4 … … …. При решении этих примеров надо обратить внимание детей на ход рассуждений, вспомнить памятку, а затем показать, как применить ее и при решении новых примеров.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9462)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |