Формирование приемов логического мышления у младших школьников: сравнения, аналогии, анализа и синтеза, классификации, обобщения
Изучение математики влияет на развитие мышления школьников как никакой другой предмет. Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение, аналогия. Мыслительными операциями являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, классификация, обобщение и конкретизация. Выделяют индукцию и дедукцию как способы мышления. По разным основаниям выделяют такие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; практическое и теоретическое; репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое). Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. (Крысько, с.116). Развивать мышление – это значит: - выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных; - находить главные связи и отношения вещей и явлений окружающего мира; - доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; - излагать свои мысли определенно, непротиворечиво и обоснованно; - осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области в другую; - предвидеть развитие явлений; - делать обоснованные выводы (Айсмонтас, с.56) Развитие мышления школьника тесно связано с формированием приемов мышления (мыслительных операций) в процессе учебной деятельности. Приемы мышления (сравнение, анализ, синтез, аналогия, классификация, обобщение и др.) выступают одновременно как специфические методы научного исследования. Сравнение – это сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделения общих свойств) и различия (выделения особенных свойств) между ними. Сравнение лежит в основе всех других мыслительных операций. Аналогия – индуктивное умозаключение, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. В общем случае схематично рассуждение по аналогии выглядит так: Объект А обладает признаками а₁, а₂, а₃,…аn,b . Объект В обладает признаками а₁, а₂, а₃,…аn Вероятно (возможно) объект В обладает признаком b . Анализ – это мысленное расчленение предмета познаний на части. Синтез – мысленное соединение отдельных элементов в единое целое. В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно. Абстракция – это мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объектов при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков. В результате абстракции выделенное свойство или признак становится предметом мышления. Классификация – прием распределения по группам, разрядам, классам (чего или кого-либо). При разбиении множества на классы необходимо выполнение следующих условий: 1) ни одно из подмножеств не пусто; 2) подмножества попарно не пересекаются; 3) объединение всех подмножеств составляет данное множество. Обобщение рассматривают как мысленное выделение: общих свойств в двух или нескольких объектах и объединение этих объектов на основе выделенной общности; существенных свойств объекта в результате анализа их в виде общего понятия для целого класса объектов. Конкретизация также выступает в двух формах: как мысленный переход от общего к единичному, частному; как восхождение от абстрактно-общего к частному, путем выявления различных свойств и признаков объекта. Основными компонентами математического образования в школе являются: 1) усвоение учениками определенного объема математических знаний; 2) овладение учениками определенными математическими умениями и навыками; 3) развитие мышления учащихся. Формирование математического мышления школьников предполагает целенаправленное развитие всех качеств, присущих естественнонаучному мышлению, комплекса мыслительных умений, лежащих в основе методов научного познания, в органическом единстве с формами проявления мышления, характеризующихся спецификой предмета математики. Выделяют следующие признаки математического мышления: доминирование логической схемы рассуждения; лаконизм мышления: предельная скупость, строгость мысли и ее изложения; четкая расчлененность хода рассуждения; точность символики. Основными признаками культуры математического мышления считаются: - освоение учеником идеи доказательства; - умение пользоваться определениями понятий (осознавать их логическую структуру, уметь выполнять действие подведения под понятие и выведение следствий); - владение общими логическими методами доказательства: аналитическим, синтетическим, методом от противного, полной индукцией, математической индукцией; - владение частными методами и приемами, характерными для той или иной темы. Для полноценного формирования у учащихся логико-математических понятий процесс усвоения соответствующих знаний и умений должен управляться учителем: - необходимо целенаправленно заниматься обучением наиболее употребительным приемам доказательства, применению определений понятий; - формировать умение выполнять логическое действие «подведение под определение»; - знакомить учащихся с высказываниями (рассматривать не только верные, но и неверные высказывания), - с предикатами (предложениями с переменными), с логическими связками (и,, или, если.., то, не/верно, что), со словами «каждый», «любой», «один из», «все», «некоторый», «все кроме», составляющие основу логической формы предложения, используемой в логических выводах. Значительная оставляющая линия логического развития – обучение младших школьников классификации по заданным основаниям и проверки правильности его выполнения. Аблова В.С выделяет следующие типы заданий по формированию логической линии в курсе математики начальной школы: знание точно смысла слов и связок : и, или, все, каждый, некоторые; умение сравнивать; умение узнавать предмет по данным признакам; умение устанавливать отношения общего и частного; умение распределять предметы по определенным признакам группы (группировка предметов); умение получать умозаключение; умение обосновывать умозаключение; умение составлять алгоритм. В процессе развития логического мышления при изучении математики в начальной школе целесообразно познакомить учащихся с составляющими действиями каждого приема (мыслительной операции). Например.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6724)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |