Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диатонические и хроматические тоны и полутоны



2016-01-26 5565 Обсуждений (0)
Диатонические и хроматические тоны и полутоны 0.00 из 5.00 0 оценок




ГБОУ СПО РО РОСТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ПРЕДМЕТУ

 

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»

студента ___ курса _____________________ отделения

 

_______________

 

 

преподаватель: Топчий О. Н.

 

2015г.


ЗВУК

В окружающей нас природе существует огромное количество самых разнообразных звуков, которые можно разделить на две группы:

1. Музыкальные звуки (с определенной высотой)

2. Шумы (с неопределенной высотой звука – треск, стук, шорох, гром…)

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают рядом отличительных свойств и составляют основу музыки. Шумовые звуки применяются в отдельных музыкальных произведениях для достижения различных эффектов (ударная группа симфонического оркестра).

 

Свойства музыкального звука:

1. Высота – зависит от частоты колебаний упругого тела или столба воздуха

2. Длительность – зависит от продолжительности колебаний

3. Громкость – зависит от силы колебаний (их амплитуды)

4. Тембр – зависит от качества материала, из которого сделан инструмент (сорт дерева, состав металлического сплава и т.д.), конструкции инструмента, способа звукоизвлечения, среды, в которой распространяется звук и др.

Тембром называется характер звучания или окраска звука. Тембр имеет громадное выразительное значение. Лирические темы обычно поручаются струнным инструментам, воинственные – медным духовым, пасторальные (рисующие картины безмятежной природы) – деревянным духовым инструментам.

В тембровой окраске звука огромную роль играют призвуки (обертоны), которые появляются от вибрации струны. Каждый инструмент или человеческий голос обладает характерным для него тембром. Звук одинаковой высоты, воспроизведенный разными музыкальными инструментами, отличается у каждого инструмента своей окраской. Различие тембров зависит от количество слышимых обертонов и распределения громкости между ними.

МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Музыкальная система - комплекс различных по высоте звуков, образующих звуковой фонд музыки. Расположение звуков музыкальной системы по высоте называется звукорядом, а каждый звук звукоряда – его ступенью.

Основные ступени звукоряда соответствуют белым клавишам фортепиано и имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

 

                       
       
           
 

  до   ре   ми   фа   соль   ля   си   до

 

 

Эти звуки периодически повторяются, схватывая весь музыкальный звукоряд, который соответствует клавиатуре фортепиано. В ней 88 звуков-клавиш от 16 до 4176 колебаний в секунду (Гц), которые способно различать человеческое ухо. Многие звуки человек не слышит, например, инфразвук (сверхнизкий) во время землетрясения или ультразвук (сверхвысокий), которым пользуются дельфины, летучие мыши, кошки.

Октавы

Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется октавой. Так же называется и часть звукоряда, включающая все семь основных ступеней.

Началом октавы принято считать звук «до». Весь звукоряд состоит из семи полных и двух неполных (по краям клавиатуры) октав. Названия октав (от низких звуков к высоким, или слева направо по клавиатуре): субконтроктава, контроктава, большая октава, малая, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы.

 

Камертон

Соотношение абсолютной высоты звуков музыкальной системы называется музыкальным строем. Современный музыкальный строй исходит из 440 колебаний в секунду (Гц) – звука ля первой октавы. Он является международным эталоном, по которому производится настройка всех музыкальных инструментов и определяется высота остальных звуков музыкальной системы. Для воспроизведения этого звука пользуются камертоном – никогда не расстраивающимся инструментом, издающим при ударе только один, первоначально заданный тон с абсолютно точно выверенным числом колебаний в секунду. Он представляет собой цельнолитую металлическую двузубую вилку с рукояткой, на которой внизу выбит звук настройки или свисток.

 

Тон и полутон

В общепринятой музыкальной системе октава делится на 12 равных частей – полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным строем. Его главным характерным признаком является то, что все полутоны октавы в нем равны. Следовательно, полутон – наименьшее расстояние между звуками музыкальной системы (соответственно и клавишами фортепиано). Например, полутон между звуками: ми – фа, си – до, фа – фа #, ля – ля b.

Расстояние из двух полутонов называется целым тоном. Например, целый тон между звуками: фа – соль, до – ре, ми – фа #, си b – до, ре bb - ре. Между основными ступенями звукоряда пять тонов и два с половиной полутона.

Целые тоны между основными ступенями разделены на полутоны черными клавишами фортепиано – они называются производными ступенями звукоряда, поскольку они образуются от повышения или понижения основных ступеней звукоряда. Например, черная клавиша между звуками соль и ля будет называться соль-диез или ля-бемоль, черная клавиша между звуками ре и ми – ре-диез или ми-бемоль.

 

Знаки альтерации

Повышение и понижение основных ступеней называется альтерацией. Знаки, указывающие на повышение или понижение данного звука ставятся перед нотой, называются знаками альтерации. Их всего пять:

 

1. Диез - # - повышает звук на полтона;

2. Бемоль - b - понижает звук на полтона;

3. Дубль диез - х - повышает звук на целый тон;

4. Дубль бемоль - bb - понижает звук на целый тон;

5. Бекар - - отменяет все предыдущие знаки альтерации, т.е. восстанавливает звучание основной ступени (белой клавиши).

 

Например, си # - это находящаяся на полтона выше клавиши си - клавиша до; фа bb – это черная клавиша на целый тон ниже клавиши фа – ми b и т.д.

 

Знаки альтерации пишутся слева перед нотой на той же высоте, что и сама нота:

 

 

 
 
 
 

 

Энгармонизм звуков

Тождество (равенство) звуков по высоте при их различном обозначении и названии называется энгармонизмом звуков. Таким образом, энгармонически равные звуки, это звуки, которые одинаково звучат, но записываются на нотном стане и называются по-разному. Одна и та же ступень звукоряда (клавиша, звук) может быть производной от соседних основных ступеней звукоряда и иметь несколько названий, например: фа # = соль b = ми x; ля # = си b = до bb. Почти все звуки имеют по два энгармонически равных звука, исключением являются звуки соль # = ля b.

Диатонические и хроматические тоны и полутоны

Диатонический полутон - образуется между соседними звуками с различными названиями:

до – ре b; ре – ми b; ми - фа.

Диатонический тон - образуется между соседними звуками с различными названиями:

до – ре; ре - ми; до # – ре #; соль bb – ля b.

Хроматический полутон – образуется между различными звуками с одинаковыми названиями и разными знаками: до – до #; ре – ре b; фа – фа #.

 

Хроматический тон – образуется между различными звуками с одинаковыми названиями и разными знаками, здесь используются двойные повышения или понижения звуков: ми b – ми #; соль – соль x; ре – ре bb.

 

Также хроматические тона образуются между звуками, расположенными через одну ступень:

до # – ми b; соль x – си; ля # – до.

Образец построения на нотном стане в скрипичном ключе

диатонических и хроматических тонов и полутонов от ноты сольи

 

 

д.1т.↑ д.1т.↓ д.1/2т.↑ д.1/2т.↓ х.1т.↑ х.1т.↓ х.1/2т.↑ х.1/2т.↓



2016-01-26 5565 Обсуждений (0)
Диатонические и хроматические тоны и полутоны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диатонические и хроматические тоны и полутоны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5565)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)