САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
КОНСОНАНСЫ и ДИССОНАНСЫ
Консонанс (от фр. слитное, благозвучное) – интервал, создающий ощущение покоя, согласия, устойчивости. Различают - весьма совершенные консонансы (ч.1, ч.8), - совершенные консонансы (ч.4, ч.5) и - несовершенные консонансы(м.3, б.3, м.6, б.6). Диссонанс(разнозвучие, разноголосие) – резкие по звучанию, неспокойные, не сливающиеся между собой звуки. Такие интервалы стремятся перейти (разрешиться) в более устойчивые по звучанию консонансы. Степень напряженности звучания диссонансов также различна: - очень резво звучащие диссонансы м.2 и б.7; - более спокойные диссонансы б.2, м.7 и тритоны (ув.4 и ум.5). РАЗРЕШЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Переход диссонанса в консонанс называется разрешением.Также разрешением называется переход неустойчивого звука в устойчивый. Разрешаться должны неустойчивые и особенно неустойчивые диссонирующие интервалы. Разрешение основано на переводе диссонанса в консонанс, независимо от устойчивости последнего. Если при разрешении консонанс тоже оказался неустойчивым, его переводят дальше в устойчивый.
Чтобы правильно разрешить неустойчивый интервал, необходимо 1) знать тональность, в которой находится данный интервал, 2) определить номера ступеней, образующих данный интервал, 3) определить название данного интервала, если он малый, чистый или большой, то его звуки разрешаются по тяготению, основное: L L L I – II – III – IV – V – VI – VII – I исключение: M M
4) если интервал увеличенный или уменьшенный, то он разрешается особым образом:
все ум. интервалы при разрешении становятся меньше
все ув. интервалы при разрешении становятся больше
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ Характерными называются интервалы гармонического мажора или минора, содержащие характерную ступень лада: - в мажоре VI пониженную; - в миноре VII повышенную. К характерным относят такие интервалы, как ув.2 – ум.7, ум.4 – ув.5, ув.4 – ум.5. Ступени построения и интервалы разрешения смотри в таблице.
Помимо характерных интервалов выделяют также диатонические тритоны. Это интервалы натурального и мажора и минора, содержащие 3 тона. К ним относятся ум.5 и ув.4(см. таблицу).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ C - dur c - moll
ДИАТОНИЧЕСКИЕ ТРИТОНЫ
C - dur c - moll
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1. Постройте от ноты _____ в _______________ ключе вверх или вниз а) простые и составные интервалы (все малые, большие или чистые); б) все консонирующие или диссонирующие интервалы (индивидуальные задания по выбору преподавателя):
2. Постройте от ноты _____ в _______________ ключе вверх или вниз увеличенные, уменьшенные, дважды увеличенные или дважды уменьшенные интервалы (индивидуальные задания):
3. Перепишите мелодию № _____ , определите и подпишите интервалы между каждыми соседними звуками (индивидуальные задания):
4. Выполните обращения простых интервалов, построенных в п. 1 Д/з:
5. Постройте энгармонически равные интервалы к одному из интервалов п. 4 Д/з:
6. Постройте характерные интервалы с разрешением в тональности _______________:
ЛАД
Система соотношения и соподчинения звуков называется лад. Лад является важнейшим средством музыкальной выразительности, поскольку он определяет характер всего музыкального произведения, соответствующий его содержанию. В музыке встречается множество ладов, но наибольшее распространение получили мажор и минор. Лады отличаются друг от друга количеством входящих в них звуков. Каждый звук лада называется ступенью. Виды ладов: - пентатоника (5-ступенный лад), характерен для музыки народов Дальнего Востока (Китай, Монголия), для республик России (Татарстан, Башкирия, Чувашия), для Европы (Шотландия). - семиступенные лады 1. Мажор и минор - встречаются в европейской музыке. 2. Лады народной музыки (ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский). - 17-ступенный лад (арабская музыка) - 22-ступенный (индийская музыка) и т.д. Октава европейской музыкальной системы делится на 12 равных промежутков – полутонов, в ладах с большим количеством ступеней расстояние между соседними звуками музыкальной системы меньше полутона (четверть тона и даже восьмая тона). Все звуки в ладу находятся друг с другом в определенных отношениях, которые называются функциональными. Чаще всего в разных ладовых системах встречается соотношение устойчивого и неустойчивого. Устойчивость – это функция (роль) торможения, остановки движения, ощущение покоя. Неустойчивость – это функция продолжения движения, стремления перейти в устойчивость.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1424)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |