Виды разрешения септаккордов и их обращений в тональности
Разрешением любого неустойчивого аккорда является один из аккордов тонической функции - T53, T6, или T64, поскольку это единственная функция, состоящая только из устойчивых ступеней (I, III, V). Но в музыке не всегда сразу после неустойчивого аккорда звучит устойчивый (прямое разрешение), иногда встречается последовательность из нескольких неустойчивых аккордов (эллипсис) или разрешение неустойчивого аккорда в тоническую функцию через другой неустойчивый аккорд (внутрифункциональное разрешение).
1) Прямое разрешение – разрешение неустойчивого аккорда сразу в тоническую функцию. При разрешении септаккордов необходимо соблюдать следующие правила: если один из звуков септаккорда является устойчивым, то при разрешении он остается на месте; остальные голоса разрешаются с обязательным голосоведением – прима и терция септаккорда движутся вверх до ближайшего устойчивого звука, квинта и септима – вниз. Если в четырехзвучном аккорде есть секунда (два соседних звука), то это одно из обращений септаккорда, верхний звук этой секунды всегда будет примой аккорда. В основном виде септаккорда, когда его звуки расположены по терциям, примой аккорда является нижний звук.
2) Внутрифункциональное разрешение – разрешение через другой неустойчивый аккорд в тоническую функцию. Например, II7 и VII7 и их обращения разрешаются в тонику через D7 и его обращения по следующей схеме:
Виды нонаккордов в тональности Из нонаккордов в тональности применяется почти исключительно D9 – доминантовый нонаккорд. Если его крайние звуки образуют интервал б.9, то он называется большой доминантовый нонаккорд, если же между его крайними звуками интервал м.9 – малый доминантовый нонаккорд. При разрешении нона аккорда всегда движется на секунду вниз, остальные звуки аккорда разрешаются так же, как и в D7. Еще реже встречается субдоминантовый нонаккорд - S9.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Какие септаккорды применяются в тональности? 2. На каких ступенях они строятся? 3. Назовите виды разрешения септаккордов в тональности. 4. Каковы правила голосоведения при прямом разрешении? 5. Какие септаккорды могут разрешаться внутрифункционально? Расскажите о схеме их разрешения. 6. В тональностях до двух знаков при ключе постройте и сыграйте изученные септаккорды с обращениями. Постройте их в нотной тетради и выполните все возможные виды разрешений. 7. Какой нонаккорд чаще других применяется в тональности? Какие ступени в него входят? Постройте и сыграйте его в натуральном и гармоническом мажоре, гармоническом миноре. Сделайте вывод о структуре аккорда в разных вида мажора и минора.
ТАБЛИЦА ПОСТРОЕНИЯ АККОРДОВ И ХАРАКТЕРНЫХ ИНТЕРВАЛОВ В ТОНАЛЬНОСТИ
dur (гарм.) moll (гарм.)
СТРУКТУРА АККОРДОВ (интервальный состав):
1) трезвучие 35 = 3 + 3 2) секстаккорд 6 = 3 + 4 3) квартсекстаккорд 64 = 4 + 3 4) септаккорд 7 = 3 + 3 + 3 5) квинтсекстаккорд 65 = 3 + 3 + 2 6) терцквартаккорд 43 = 3 + 2 + 3 7) секундаккорд 2 = 2 + 3 + 3 Удвоения в аккордах В аккордовых последовательностях часто сочетаются 3-х и 4-х звучные аккорды (трезвучия с обращениями и септаккорды с обращениями). Для ансамблевого исполнения аккордовых последовательностей в трехзвучных аккордах часто удваивают один из звуков: - в трезвучиях всегда удваивается прима аккорда; - в секстаккордах – прима или квинта аккорда; - в квартсекстаккордах – квинта аккорда.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3025)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |