Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды эмоций и их функции



2016-01-26 526 Обсуждений (0)
Виды эмоций и их функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греческого sthenos — сила), повышающие жиз­недеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх заставляет при опасности бежать бы­стрее лани, а астенический страх приводит в оцепенение людей и животных (что тоже имеет биологический смысл: не выделять­ся из фона, казаться неживым предметом). Эмоции делят также на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные. Наиболее древними филогенетиче­ски являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направля­ют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соот­ветствующие переживания. Физиолог Олдс вживил в мозг кры­сы электрод, с помощью которого он раздражал нервный центр удовольствия. Затем он научил крысу самораздражать этот центр, для чего она должна была нажимать лапкой на рычажок, замыкая таким образом электрическую сеть. Испытываемое при этом крысой ощущение удовольствия приводило к тому, что она нажимала на рычажок до двух тысяч раз подряд. Сходные явления наблюдались и в клинике нервных болез­ней, когда по медицинским показаниям больным людям вжив­ляли в мозг на длительное время электроды, стимулируя через них нервные клетки. Возбуждение с терапевтической целью уча­стка мозга, вызывающего чувство удовольствия, приводило к тому, что после сеанса больной ходил за врачом и просил: «Доктор, пораздражайте меня еще».

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг и т. п.) и отрицательные (гнев, горе, страх и др.) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрица­тельные оттенки (получение удовольствия от испытывания страха в «комнате ужасов» или при катании на «американских горках», от переживания неразделенной любви: «любовь нико­гда не бывает без грусти» и т. п.).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравст­венных установок, опыта) и темпераментных особенностей лю­дей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции. Опасность у од­них вызывает страх, у других — радостное, приподнятое на­строение.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроение, собственно эмоции и аффект.

Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоцио­нальное состояние, причина которого человеку может быть не ясна (при плохом настроении после сна говорят, что «он сегодня встал с левой, или не с той, ноги»). Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или по­нижая его активность в общении или работе. Поэтому создавать радостное, приподнятое настроение у учащихся на уроке — важная задача учителя.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но доста­точно сильно выраженное переживание человеком радости, го­ря, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей человека и имеют хорошо осознаваемую причину их появления.

Аффект — быстро возникающее очень интенсивное и крат­ковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению вни­мания, сужением поля восприятия, контроль внимания фокуси­руется в основном на объекте, вызвавшем аффект («гнев засти­лает глаза», «ярость ослепляет»).

Проявления аффекта в нормальной обстановке свидетельствуют либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся него нервно-психическом заболевании.

Функции эмоций:защитная, мобилизующая, компенсаторная, санкционирующая, сигнальная, дезорганизующая.

Защитная функция эмоций связана с возникновением стра­ха. Страх предупреждает человека о реальной (а порой о мни­мой) опасности, способствуя тем самым лучшему продумыва­нию возникшей ситуации.

Мобилизующая функция эмоций. Страх может способство­вать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при актив­но-оборонительной его форме (бегстве от опасности).

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении ин­формации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незна­комым, объектом эмоция придает этому объекту соответствую­щую окраску (нравится он или нет, плохой встретился человек или хороший)

Санкционирующая (переключающая направление и интенсив­ность активности) функция эмоций. Наличие у эмоций отра­жательно-оценочной и компенсаторной функций делает воз­можным проявление и санкционирующей функции эмоций (ид­ти на контакт с объектом или нет, максимизировать свои усилия или прервать возникшее состояние).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием челове­ка (или животного) на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью кото­рого человек сообщает другому о своем состоянии (что ему нра­вится, а что нет и т. д.). Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого чело­века, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта.

Дезорганизующая функция эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном Страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизуюая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Любому человеку необходимы знания в области эмоций для того, чтобы эффективно ими управлять и учитывать в своей повседневной жизни и в профессиональной деятельности.

Понятие о чувствах

Житейское понимание слова «чувство» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это и обозначение ощущений («чувство боли»), и возвращение созна­ния после обморока («прийти в чувство») и т.д. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случая­ми выражения человеком своего положительного или отрица­тельного, то есть оценочного отношения к каким-либо объек­там. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковре­менные переживания, чувства долговременны и могут порой ос­таваться на всю жизнь. Например, можно получить удовольст­вие (удовлетворение) от проведенного урока, то есть испытать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, то есть ис­пытывать чувство удовлетворенности. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависи­мости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отно­шению к которому данным человеком проявляется чувство. На­пример, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции в зависимости от результата сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене — радость, а при провале его — разочарование, доса­да, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмо­ции и чувства — это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление в онтогенезе чувств по сравнению с эмоция­ми.

Классификация чувств.Выделяют так называемые высшие чувства, которые отражают духовный мир человека и которые связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего. Человек сознает, почему он ненавидит, гордится, дружит. Выс­шие чувства отражают социальную сущность человека и могут достигать большой степени обобщенности — любовь к Родине, ненависть к врагу и т. д.

Исходя из того, какая сфера социальных явлений становит­ся объектом высших чувств, их делят на нравственные (моральные) и эстетические.

Нравственные чувства. К ним относятся в первую очередь чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу, называется чувством долга. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувстве вины, в угрызении совести и пережи­вании эмоции стыда.

К нравственным чувствам относятся также чувства жалости, нежности, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства. Это отношение человека к прекрас­ному или уродливому, связанное с пониманием красоты, гармо­нии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удо­вольствия до эстетического восторга. Однако переживание эсте­тического чувства будет обедненным, если оно не затронет нравственной стороны личности, если в нем не найдет отраже­ние социальная сущность увиденного.

К этой группе относят и чувство юмора (чувство смешного). Таким образом, чувства, как и эмоции, выполняют регулирующую функцию в жизни человека.



2016-01-26 526 Обсуждений (0)
Виды эмоций и их функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды эмоций и их функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)