Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура волевых качеств личности



2016-01-26 814 Обсуждений (0)
Структура волевых качеств личности 0.00 из 5.00 0 оценок




В традиционном своем значении воля –это способность человека достичь сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.Ведущие функции воли проявляются в обеспечении психической саморегуляции поведения и деятельности, управлении психическим состоянием, изменении деятельности в связи с обстоятельствами, связи между внутренним состоянием и средой. Воля активизирует личность в связи с ее целями, установками, мотивами поведения, задачами практической деятельности. Одновременно воля выступает как механизм процесса самовоспитания. Вот почему знание уровня волевой активности личности необходимо для эффективного обучения, воспитания и организации самовоспитания.

Волевые качества выражаются в соответствии с возрастными особенностями личности. Так, критериальным качеством воли является решительность. Это качество предполагает: а) смелость; б) уверенность; в) инициативность; г) собранность; д) взыскательность к себе и другим. По наличию или отсутствию этих компонентов можно судить об уровне волевой подготовленности.

В бытовом сознании волевое качество понимается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возник­новении конфликта. Однако это не совсем точно, так как хлад­нокровие может быть связано с эмоциональной невозбудимо­стью, бесчувственностью человека.

Решительность — это способность человека быстро прини­мать решение в значимой (важной) для него ситуации. Решительность не тождественна поспешности, она характеризует бы­строту принятия обдуманного решения, когда его последствия могут привести и к нежелаемому результату.

Смелость (храбрость) — это способность человека подавить защитные реакции, возникающие при страхе. В бытовом созна­нии возникновение страха принимается за трусливость. На са­мом деле страх — это защитная биологическая реакция, появ­ляющаяся независимо от воли человека. Поэтому среди людей со здоровой и развитой психикой бесстрашных нет. Сила воли проявляется не в отсутствии страха, а в способности управлять своими действиями и поведением с трезвой головой, не подда­ваясь панике и желанию избежать опасной ситуации.

Непонимание опасности не свидетельствует о смелости че­ловека: если страх не возникает, то человеку и преодолевать его не надо.

Целеустремленность.Это сознательная направленность личности на достижение цели. Физиологическим механизмом целеустремленности является возникновение в мотивационной сфере человека стойкой инерционной доминанты, которая мо­жет управлять всем жизненным укладом человека, тормозя дру­гие влечения и интересы. Вследствие этого целеустремленный человек не разменивается на мелочи, не тратит свое время и си­лы на второстепенные для него цели. Без целеустремленности человек не может совершать великие дела. Не случайно она присуща многим выдающимся деятелям литературы, искусства, науки. Ромен Роллан дал яркое описание исступленной работы Микеланджело над расписыванием Сикстинской капеллы. Фа­натичной целеустремленностью в изучении физиологии отли­чался И. П. Павлов, призывавший молодежь, посвятившую себя науке, к страстности в занятиях ею. Большая целеустремлен­ность проявляется многими школьниками при занятии спортом.

В зависимости от удаленности цели по времени и характера затруднений в процессе деятельности целеустремленность про­является в таких волевых качествах, как терпеливость, упорство и настойчивость.

Терпеливость — это однократное длительное противодейст­вие неблагоприятным факторам (в основном физиологическим), вызывающим утомление, гипоксию (недостаток кислорода) или ощущение голода, жажды, боли. Самым характерным примером проявления терпеливости во время умственной и физической работы является борьба с состоянием утомления. В какой-то момент работы человек чувствует, что он ус­тал. Теперь, чтобы поддерживать эффективность деятельности на прежнем уровне, ему нужно прилагать дополнительные воле­вые усилия. Время, в течение которого он может это делать, и характеризует его терпеливость.

Упорство — это стремление достичь «здесь и сейчас» же­лаемого или необходимого, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Упорство проявляется, когда ученик пытается решить труд­ную математическую задачу или когда спортсмен разучивает трудное упражнение: несмотря на то что у них это не получает­ся, они пробуют еще и еще раз, не откладывая на потом, как го­ворится, за один присест, на одном занятии.

Негативным проявлением упорства является упрямство. Это проявление упорства вопреки разумным доводам. Со стороны проявление упрямства в деятельности может расцениваться как бесцельная трата времени и сил — ведь все равно ничего не по­лучится. Подчас человек упрямствует в своем решении только потому, что это решение исходит от него и отказ от этого реше­ния может, как ему кажется, подорвать его авторитет.

Настойчивость — это систематическое проявление «силы воли» при стремлении человека к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудно­сти. Настойчив студент, стремящийся за годы обучения в вузе стать хорошим специалистом, настойчив спортсмен, годами идущий к своим достижениям, настойчив ученый в поисках ис­тины. Настойчивость больше всего отражает целеустремленность человека. Реализуется настойчивость через многократное проявление терпеливости и упорства.

В реальной жизни волевое поведение человека определяется чаще всего сразу несколькими волевыми качествами, сочетаю­щимися с нравственными установками. Поэтому при характеристике волевого поведения используются понятия, отражающие сложные морально-волевые качества, такие как самостоятель­ность и инициативность, дисциплинированность и организо­ванность, старательность, героизм и мужество, самоотвержен­ность, принципиальность.



2016-01-26 814 Обсуждений (0)
Структура волевых качеств личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура волевых качеств личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (814)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)