Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Индивид, субъект, личность, индивидуальность



2016-01-26 1790 Обсуждений (0)
Тема 3. Индивид, субъект, личность, индивидуальность 0.00 из 5.00 0 оценок




План

1. Понятия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность». Теории личности.

2. Потенциал личности.

Понятия «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность».

Теории личности

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее попу­лярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым.

Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид — это человек как единичное природное существо, предста­витель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Одна­ко и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства - кон­ституциональные (общесоматические), нейродинамические и билате­ральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства - структуру ор­ганических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой диморфизм и возраст.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознатель­ной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают си­стемное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельно­сти и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темпера­мент, способности и характер.

Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, - «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целе­направленного поведения и как следствие — преобразования окружаю­щего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой чело­века как субъекта. Таким образом, субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представи­тель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его инди­видуальность. Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный харак­тер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Элементами психологической структуры личности яв­ляются ее психологические свойства и особенности, обыч­но называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество под­структур.

Низшим уровнем личности является биологичес­ки обусловленная подструктура, в которую входят возраст­ные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

Следующая подструкту­ра включает в себя индивидуальные особенности психи­ческих процессов человека, т. е. индивидуальные проявле­ния памяти, восприятия, ощущений, мышления, способ­ностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

Далее, уровнем личности является также ее индивидуаль­ный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта под­структура формируется преимущественно в процессе об­учения, имеет социальный характер.

Высшим уровнем лич­ности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеж­дения человека, его мировоззрение, особенности характе­ра, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влия­нием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого чело­века, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко по­нять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления ис­следования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго — определе­ние типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

В современной психологии выделяют семь основных подходов (направлений) к изучению личности, в рамках которых создаются соответствующие теории личности:

Психодинамический (глубинный) подход. В основе лежит психоаналитическая теория, создателем которой является З. Фрейд. Согласно этой теории, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия либидо. Эта энергия направлена, во-первых, на продолжение рода (сексуальное влечение) и, во-вторых, на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в течение первых шести лет жизни. Доминирует в структуре личности бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком не осознаются.

Аналитический подход. Автором данного подхода является создатель аналитической теории личности - Карл Густав Юнг. Главные источники развития личности – врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи – архетипы. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через сновидения и отношения к символам культуры и искусства.

Гуманистический подход (представители Карл Роджерс, Абрахам Маслоу). Главные источники развития личности – врожденные тенденции к самоактуализации.

Когнитивный подход (Джордж Келли). Единственное, что человек хочет знать в жизни. – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главный источник развития личности – среда, социальное окружение.

Поведенческий подход (Уотсон, Скиннер, Бандура, Роттер). Главный источник развития личности – среда.

Деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн. А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский). Отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств, главный источник развития личности – деятельность.

Диспозициональный подход (представители Э. Кречмер, Айзенк, Олпорт). Главный источник развития личности – факторы генно-средового взаимодействия)

Дискуссии между представителями разных направлений не утихают и сейчас.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Однако с тем, что личностью человек не рождается, а становится, сегодня согласно большинство психологов. Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

В широком, традиционном смысле личность – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят биологические, психологические, социальные характеристики человека.

Потенциал личности

Личность характеризуется пятью потенциалами: познава­тельным, ценностным, творческим, коммуникативным и ху­дожественным.

Гносеологический (познавательный) потенциал личности опреде­ляется объемом и качеством информации, которой она располага­ет. Эта информация складывается из знаний о внеш­нем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот по­тенциал включает в себя психологические качества, с которы­ми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологи­ческий (ценностный) потенциал личности определяется при­обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эсте­тической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеж­дениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, созна­ния личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механиз­мов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации той или иной сфере (или нескольких сфе­рах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности оп­ределяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее худо­жественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в твор­честве, профессиональном и самодеятельном, и в «потребле­нии» произведений искусства.

Таким образом, личность определяется тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общает­ся; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удов­летворяет, а главное, какова мера ответственности за свои по­ступки, решения, судьбу.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Дайте характеристику основных теорий личности.

3. Что такое потенциал личности?

 

 



2016-01-26 1790 Обсуждений (0)
Тема 3. Индивид, субъект, личность, индивидуальность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Индивид, субъект, личность, индивидуальность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1790)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)