Критерии экспертизы ценности
Документы как источники информации равноценны. Одни содержат информацию о политической, культурной и научной жизни общества, развитии экономики, работе государственного аппарата. В других документах отражается работа конкретных организаций. Особое значение имеют документы «личные», содержащие информацию о выдающихся государственных и общественных деятелях, деятелях литературы и искусства, имеющие научную ценность, историческое значение. Их следует оставлять на вечное хранение. Документы «по личному составу», которые содержат информацию о трудовой деятельности граждан, их обучении и других событиях в жизни, имеют ценность для конкретных людей. Такие документы имеют срок хранения, а затем уничтожаются. По срокам хранения документы подразделяются на три группы: 1. документы постоянного хранения; 2. документы длительного хранения (свыше 10 лет) хранения; 3. документы временного хранения (до 10 лет включительно). В процессе проведения экспертизы ценностей документов решаются две задачи: 1. отбор ценных документов для вечного хранения и отбор документов, имеющих долговременное практическое значение, для длительного хранения (свыше 10 лет); 2. выделение к уничтожению документов с истекшими сроками хранения, черновиков, дублетных документов. Экспертиза ценностей документов - это отбор документов на государственное хранение или установление сроков хранения на основе принятых критериев. В результате проведения экспертизы ценностей: 1. устанавливается комплекс экспертизы ценности; 2. производится отбор к уничтожению утративших свое значение документов с истёкшими сроками хранения; 3. определяются уникальные и особо ценные дела; 4. осуществляется полноценное комплектование архива организации и государственных архивов документами, предоставляющими интерес для науки и истории. Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации осуществляется по результатам экспертизы ценности путем комплексного применения критериев происхождения, содержания, внешних особенностей документов. Критерии экспертизы ценности-это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов. В процессе экспертизы ценности документов применяются все критерии в совокупности. В этом заключается одно из проявлений всесторонности и комплексности оценки документов. К критериям происхождения относятся: 1. роли место организации или лица в системе государственного управления или конкретной отрасли, в результате деятельности которых созданы документы; 2. значимость выполняемых функций; 3. время и место образования документов. Критерий происхождения позволяет разделить все организации, учреждения и предприятия примерно на три группы. К первой группе относятся организации, документы которых имеют большую научную, историческую и экономическую ценность. Это центральные и местные органы власти и управления, их отраслевые структурные подразделения, органы суда и прокуратуры, научные и промышленные объединения, крупные заводы и фабрики и др. Вторую группу составляют организации местного значения. Это большое количество организаций, однородных по функциям и целевому назначению. Документы этой группы имеют практическое и определенное научное значение, но принимаются в этой группе в государственные архивы, как правило, выборочно, так как деятельность таких учреждений отражается в документах вышестоящих организаций. Важные документы организации этой группы, которые не поступают в вышестоящие организации, должны быть выявлены и присоединены к документам вышестоящей организации. Третью группу составляют преимущественно организации вспомогательного и обслуживающего характера. Документы этой группы организаций имеют значение только для практической работы. К критериям содержания относятся: 1. значимость отраженных в документах событий; 2. значения информации, содержащейся в документе; 3. повторение и поглощаемость информации, содержащейся в других документах организации; 4. вид документа; 5. подлинность документа; 6. Вид документа. Наиболее полно основную деятельность организации отражают; 7. организационно-учредительные распорядительные документы (уставы, положения, приказы, постановления, протоколы и др.), а также годовые планы и отчеты. Это документы постоянного хранения; 8. справочно-информационные документы, играющие вспомогательную роль, содержат, как правило, оперативную или справочную информацию, служащую основанием для принятия управленческих решений, которые фиксируются в распорядительных, а иногда и в организационных документах. Эта группа документов наиболее многочисленная. Некоторые из них имеют длительное справочное значение, например значительная часть документов по личному составу. Подавляющая часть этих документов теряет свое оперативное и справочное значение через определенный период – от одного до пяти лет. Это документы оперативной и бухгалтерской отчетности и учета, переписка по текущему ремонту, по снабжению и многим другим вопросам, не отражающим основную деятельность организации. Повторение и поглощаемость информации. Этот критерий применяется в основном при экспертизе текущей, плановой и отчетной документации. Например, содержание месячных отчетов поглощается квартальными; содержание квартальных отчетов поглощается годовым отчетом. Отчеты структурных подразделений поглощаются отчетом организации, отчеты подведомственных организаций поглощаются сводным отчетом вышестоящей организации. К критериям внешних особенностей относятся: 1. форма фиксирования и передачи содержания; 2. удостоверение и оформление документа; 3. физическое состояние документа. Кроме общих критериев экспертизы ценности, для каждой группы документов существуют и собственные критерии их оценки: значение информации для развития науки и техники, приоритетность авторства, экономическая эффективность разработки или открытия. Работа по организации экспертизы ценности документов проводится в три этапа. Первый этап проводится в текущем делопроизводстве: 1. при разработке и составлении номенклатуры дел; 2. при регистрации документов; 3. при направлении исполненных документов в дела; 4. при формировании дел и проверке правильности отнесения документов к делам. Второй этап проводится во время подготовки дел к передаче в архив организации. Третий этапэкспертизы ценности проводится в архиве организации, передающей документы постоянного хранения в государственный архив.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |