Социальные и психологические аспекты менеджмента
Сущность социальных аспектов Эффективный менеджмент персонала не должен подразумевать лишь потребительские аспекты по отношению к персоналу, должен добиваться максимального проявления профессионализма, квалификации, креативности человеком, то есть добиваться того, чтобы персонал стал капиталом. В настоящее время в документах МОТ система социальных приоритетов в общем виде имеет такую структуру: 1. Здоровье. 2. Развитие личности путем обучения. 3. Занятость и качество трудовой жизни. 4. Свободное время и досуг. 5. Экономическое положение личности. 6. Благоприятная окружающая среда. 7. Социальное окружение. 8. Обеспечение безопасности и правосудие. 9. Участие в общественной жизни. Реализация системы социальных приоритетов происходит при помощи эффективного менеджмента персонала в рамках реализуемой кадровой политики. Экономические и социальные процессы зависят один от другого. В ходе составления бизнес-планов и планов социального развития определяются экономические процессы и явления, которые всегда имеют социальные последствия, без учета которых невозможно осуществлять эффективное управление. Для определения социального эффекта плана, его влияния на развитие личности проводится анализ результатов внедрения мероприятий по таким направлениями: • улучшение условий труда персонала; • усовершенствование отношений сотрудничества и взаимопомощи в коллективе; • рост культурного уровня персонала; • развитие творческой инициативы, инновационной деятельности; • изменение качественного состава персонала; • появление новых профессий; • повышение производительности труда. Сущность психологических аспектов менеджмента персонала. Психологические аспекты менеджмента персонала включают ряд элементов: - морально-психологический климат, - психологические и характерологические особенности персонала, - чувства и эмоции работников, - поведенческие основы, - стрессы и их последствия, влияющие на деятельность персонала. Морально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов (причем как психологической, так и социальной природы), влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях Нормальная атмосфера этих отношений дает возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом. Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека в группе , особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе. Способности — это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Ролевая теория. Теория ролей помогает понять, что персоналу необходимо объяснить, какого поведения от него ожидают и, планируя работу, обеспечивать, чтобы роли не содержали несоответствующих элементов. Следует также располагать информацией о потенциальном ролевом конфликте, чтобы предпринять меры для снижения стресса. Вне зависимости от факторов, способствующих возникновению стрессов - личностных либо организационных, — все проблемы человек приносит на работу, что оказывает негативное воздействие на эффективность и работоспособность. Большинство исследователей признают, что стресс - субъективная индивидуальная реакция на проблему, зависящая от психических особенностей человека. Поэтому стрессоустойчивость отдельных работников влияет на уровень морально-психологического климата в коллективе. Сплоченность как социальное развитие коллектива Словарное определение сплоченности коллектива: дружный, организованный, единодушный коллектив. Психологическая наука определяет сплоченность как образование и развитие в группе таких связей, которые дают возможность внешне заданную структуру коллектива превратить в психологическую общность людей, сложный психологический организм, который живет по своим собственным законам. К факторам, которые влияют на уровень сплоченности (симпатий), относятся: • частота взаимодействия; • стиль руководства группой; • статус и поведение членов группы; • проявления подобия между людьми ( по возрасту, профессии и тому подобное); • успех в исполнении группового задания. Измерение групповой сплоченности осуществляется двумя методами. · Первый — измерение эмоциональной привлекательности членов группы (чем больше членов группы, которые нравятся друг другу, тем более привлекательная группа). · Второй — изучение эмоциональных оценок группы в целом — представленный техникой шкал вопросов: Исходя из рассмотренных точек зрения в определении совместимости необходимо выделить общие выводы: 1. Групповая совместимость это показатель сплоченности коллектива. Она выявляется в согласовании действий в совместной деятельности как результат сформированных позитивных взаимоотношений между членами коллектива. 2. Для эффективной совместной деятельности необходима не только совместимость членов коллектива, но и их согласованность в решении общих заданий. 3. Сработанность является результатом взаимодействия конкретных людей в конкретной деятельности, когда достигается максимально возможная успеваемость при минимальных психологических расходах. Так достигается успешный результат.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |