Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Билет № 8. Государственно-общественная система управления образованием



2016-01-26 962 Обсуждений (0)
Билет № 8. Государственно-общественная система управления образованием 0.00 из 5.00 0 оценок




Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Это обусловлено не только потребностями демократизации общественной жизни, но и спецификой образования как объекта управления.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих цели образования: научить жить вместе; научить приобретать знания; научить работать; научить жить. Решение этих задач предполагает создание учащимися и педагогами демократического уклада жизнедеятельности образовательного учреждения, законов, правил общей жизни, принятых путем демократических процедур, созданием модели гражданского общества в рамках учреждения. Эксперты утверждают, что каждое третье правонарушение в России — это результат нереализованных в школе прав.

Модель демократического управления обусловливает необходимость организации управления образованием как особой организации жизни ребенка, где бы он получал педагогическую помощь в самопознании и самовоспитании, самоопределении, раскрытии духовных устремлений.

В такой атмосфере формируется опыт гражданственности, демократии, конструктивности взаимоотношений, где каждому обеспечена возможность понять и принять другого во всем его своеобразии, понять мир в его хаотичном движении к некоему единству. Формирование подобного опыта и выработка на его основе гуманитарной жизненной позиции может содействовать созданию более совершенного мира, устойчивого человеческого развития, взаимопониманию между людьми, народами, развитию и совершенствованию демократии.

Согласно Конституции РФ (ст. 71, 72) общие вопросы образования отнесены к вопросам совместного ведения. На этом основании в законе РФ «Об образовании» установлена компетенция различных уровней государственной власти в вопросах образования. Государственная политика Российской Федерации оформляется в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах различных министерств и других документах. Вне пределов ведения РФ ее субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Государственная политика претворяется в практическую деятельность федеральными агентствами, органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи. Негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать основные направления государственной политики в области образования.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Руководитель несет персональную ответственность перед государством за управление и руководство всей деятельностью школы, за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, направленность воспитания и обучения, качество образования и поведение школьников, укрепление здоровья и физическое развитие, а также зафинансово-хозяйственное состояние и технику безопасности в школе. Заместители директора выполняют функции руководства по отдельным направлениям и аспектам деятельности школы.

Закон предусматривает два способа определения руководителя образовательного учреждения: назначение или выборы. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения, как правило, назначается соответствующим органом управления образованием. Руководитель негосударственного образовательного учреждения может быть назначен учредителем (учредителями) по трудовому договору или попечительским советом, а может быть выбран советом попечителей, педагогическим советом, общим собранием, советом негосударственного образовательного учреждения с последующим заключением, трудового договора.

Управление и руководство образовательным учреждением осуществляется на основе сочетания единоначалия и самоуправления.

Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и другие органы, порядок выборов которых и компетенция определяются уставом учреждения.

Формы самоуправления в образовательном учреждении должны быть такими, чтобы обеспечить право на участие в управлении его работникам (ст. 52 Трудового кодекса РФ), обучающимся (ст. 50 Закона «Об образовании»), родителям, законным представителям (ст. 52 Закона). Такое право может иметь и учредитель, если это определено в договоре между ним образовательным учреждением.

Совет образовательного учреждения может состоять из представителей всех групп коллектива, обучающихся и родителей. На его заседаниях рассматриваются проекты некоторых локальных нормативных актов (например, положение о платных образовательных услугах, предпринимательской деятельности). Совет образовательного учреждения является общественным коллегиальным органом, в задачи которого входит помощь, необходимая для эффективного функционирования и развития учреждения, реализации важнейших требований, предъявляемых государством и обществом к обучению и воспитанию учеников.

Совет оказывает конкретную помощь администрации учреждения по следующим направлениям: реализация принятых решений по материальному обеспечению школы, организация внеклассной воспитательной работы и трудовой подготовки школьников, привлечение родителей и общественности к совместной работе по воспитанию детей и организации охраны здоровья, питания и отдыха детей.

В последние годы получает распространение такая форма самоуправления общеобразовательного учреждения, как попечительский совет, порядок выборов и компетенция которого, в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона РФ «Об образовании», определяются уставом общеобразовательного учреждения. В состав попечительского совета могут входить не только педагоги, родители и учащиеся, но также заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии общеобразовательного учреждения политики, бизнесмены, общественные деятели.

Попечительский совет помогает в привлечении внебюджетных финансовых средств для совершенствования материально-технической базы, обеспечения деятельности и развития учреждения, в улучшении условий труда педагогических и других работников; содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий; решает другие предусмотренные уставом вопросы. Попечительский совет осуществляет общественный контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательного учреждения.

Педагогический совет общеобразовательного учреждения определяет ведущие направления деятельности школы, обсуждает состояние учебно-воспитательного процесса, программу основных учительских совещаний и общешкольных мероприятий. Педагогический совет образуется для коллегиального рассмотрения вопросов учебной, воспитательной и методической работы в школах, где имеется более трех учителей.

В состав педагогического совета входят педагогические работники, администрация учреждения, председатель родительского комитета. Педагогический совет рассматривает в основном ведущиенаучно-педагогическиевопросыучебно-воспитательногопроцесса: утверждает планы работы, дает оценку деятельности руководителей школы и учителей и решает организационные вопросы: утверждает распределение нагрузки учителей, назначение классных руководителей, руководителей методических объединений, перевод обучающихся из класса в класс, утверждает аттестационные материалы. Члены совета могут вносить на его рассмотрение вопросы, связанные с улучшением работы школы.

Заседания педагогического совета проводятся обычно один раз в течение четверти; однако в случае необходимости директор имеет право созывать внеочередные заседания совета. К каждому заседанию совета проводится заблаговременная подготовка.

Коллективная методическая работа учителей, кроме педагогического совета, организуется в методических объединениях, деятельность которых в некоторых учреждениях координируется методическим советом. Необходимость в таком совете возрастает при работе школы в инновационном режиме, когда требуется экспертиза и утверждение новых программ, разработок, проектов.

Участие общественности в управлении образованием обеспечивают профсоюзные и общественные организации образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что к таким организациям не относятся политические партии и движения, чьи организационные структуры создавать в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещено законом.

Особую роль в управлении образовательным учреждением играет профсоюзная организация. Без согласия профсоюза, к примеру, нельзя освободить от работы ни одного работника школы (исключение составляют случаи, предусмотренные п. 3 ст. 56 Закона об образовании и ст. 336 Трудового кодекса РФ). Одной из действенных форм участия профсоюза в управлении образовательным учреждением являются производственные совещания, на которых обсуждаются вопросы организации труда, техники безопасности, соблюдение трудового распорядка. Профсоюзная организация участвует в проведении профессиональных конкурсов педагогов, оценке их труда, внимательно изучает все вопросы приема и увольнения учителей.

Демократизация управления школой невозможна без помощи родительского актива, который принимает участие в привлечении родительской общественности к активному участию в жизни школы, в развитии материальной базы образовательного учреждения и распределении средств, выработке режима дня, внеклассной воспитательной работе, ремонте школы и т.д. Родительский комитет избирается общешкольным родительским собранием на один год. На своих заседаниях он обсуждает состояние учебно-воспитательного процесса, порядка в школе, уровня подготовки и воспитанности обучающихся, предъявляет претензии к учителям и администрации учреждения, может обсуждать и отдельные конфликтные ситуации, высказывать свое мнение о классных руководителях и отдельных учителях. Председатель родительского комитета участвует в работе совета образовательного учреждения и педагогического совета,

На развитие демократизации управления образовательным учреждением влияют ученические организации . Участие в них помогает развивать у школьников инициативу, чувство человеческого достоинства, понимание демократии, свободы.

Согласованная деятельность различных органов управления образовательным учреждением позволяет установить в нем комфортный психологический микроклимат, утвердить нормы этики, демократии. М. Л. Портнов (Азбука школьного управления. М., 1991) в этой связи выделяет следующие основные нравственные требования к учителям:

–проявлять максимум уважения друг к другу, избегать замечаний, наносящих ущерб работоспособности, самочувствию коллег, и вместе с тем проявлять честность, принципиальность и требовательность друг к другу;

–стремиться укреплять авторитет друг друга, не обсуждать с детьми деятельность коллег, не разглашать педагогических тайн;

–доброжелательно относиться к детям и родителям, не переходя границ близости, не допуская фамильярности;

–не кричать на детей, не унижать их человеческого достоинства, быть внимательными к их нуждам и заботам, оказывать помощь в учебе и труде;

–принимать участие в походах, играх, трудовых делах учащихся, показывая пример точности, аккуратности, организованности;

–быть строгими, требовательными, но справедливыми, открыто обсуждать поступки детей, мотивировать свои замечания, наказания, оценки, всегда выполнять свои обещания.

Демократизм как основание гуманитарности предполагает умное, всестороннее, свободное обсуждение, поиски лучших решений, подготовленные, взвешенные рекомендации при действительной свободе обсуждений и выборов. Демократизация вовсе не требует единомыслия и единогласия, подлинно демократические решения принимаются большинством голосов, при соблюдении права меньшинства быть услышанным и понятым, права на искренний поиск консенсуса или компромисса. А в случае их невозможности те, кто остался в меньшинстве, обязаны честно подчиниться, тогда работа будет идти продуктивно.

Управление учреждением образования — это целенаправленная организация отношений между людьми, которые складываются в образовательном процессе.

Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителей учреждения перед коллективом, свободу критики, гласность и право на любую постановку вопросов, связанных с руководством школы и положением дел в коллективе. Общественный контроль стимулирует развитие демократизации в управлении учреждением и, главное, способствует формированию воспитывающей среды, гуманитарной атмосферы образовательного учреждения, которая оптимизирует профессионально-педагогическую деятельность педагогов и обеспечивает помощь в самостановлении и саморазвитии школьников.

Участие общественности в управлении образовательным учреждением обеспечивается и тем, что оно представляет общественности ежегодные отчеты о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, в особенности заработанных самим образовательным учреждением (хотя на практике почти повсеместно руководители учреждений нарушают это положение п. 32 Закона РФ «Об образовании»). Этот отчет может быть опубликован в форме газетной статьи или просто вывешен в образовательном учреждении. С ним должны быть знакомы все сотрудники учреждения.

Участие в управлении администрации учреждения, коллегиальных органов и общественных организаций составляет систему управления.

Система управления — это совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому реализуются функции управления (М. М. Поташник, B. C. Лазарев).

Система управления — это в первую очередь система совместной деятельности. Чтобы быть эффективной, она должна быть целенаправленной и организованной. Для этого требуется согласование интересов различных людей и групп, согласование их усилий на достижение общей цели.



2016-01-26 962 Обсуждений (0)
Билет № 8. Государственно-общественная система управления образованием 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Билет № 8. Государственно-общественная система управления образованием

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (962)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)