Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Морфологический разбор слова категории состояния



2016-01-26 861 Обсуждений (0)
Морфологический разбор слова категории состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




Морфологический разбор слова категории состояния включает выделение двух постоянных признаков (разряда по значению и наличия форм степеней сравнения). Непостоянных признаков слово категории состояния не имеет, так как является неизменяемым словом.

Вместо характеристики непостоянных признаков следует указывать: «неизменяемое слово».

Схема морфологического разбора слова категории состояния. I. Часть речи. II. Морфологические при­знаки: 1) разряд по значению; 2) степень сравнения (если есть); 3) неизменяемое слово. III. Синтаксическая функция. О, грустно,грустно мне! (А. Хомяков) Образец морфологического разбора слова категории состояния. I. Грустно- слово категории состояния,обозначает душевное состояние человека. II. Морфологические признаки: 1) качественное; 2) грустнее, грустнее всего; 3) неизменяемое слово. III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

 

24)Глагол как чр. Инфинитив как исходная форма гл. Виды инф, синтакс функц.

Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, состояние или отношение и отвечает на вопросы что делать? что сделать?: работать, убрать, болеть, бояться, желать, состоять. Все формыглаголаимеют морфологические признаки вида (бывают совершенного или несовершенного вида) и переходности (бывают переходными или непереходными). Среди глагольных форм различаются спрягаемые(изменяются по наклонениям, временам, лицам или родам, а также числам) и неспрягаемые(начальная форма глагола, причастия и деепричастия).

В предложении спрягаемые глагольные формы играют роль сказуемого (они обладают специальными формами сказуемости - формами наклонения и времени), неспрягаемые глагольные формы могут быть и другими членами предложения. Например: Русалкаплылапо реке голубой, озаряема полной луной... (М. Лермонтов); Такдумалмо­лодой повеса, летя в пыли на почтовых... (А. Пушкин).
Начальной (словарной) формой глагола является неопределённая форма глагола,или инфинитив(от лат. infiniti-vus - «неопределённый»). Инфинитив обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с деятелем (субъектом).

Инфинитив - неизменяемая форма глагола, которой присущи только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность, тип спряжения. (Если в спрягаемых глагольных формах окончание безударно, то тип спряжения определяется по инфинитиву.)

Формальными показателями инфинитива являются суффиксы -ть, -ти(в школе их обычно рассматривают как окончания). Суффикс -тьстоит после гласных (следить, думать, петь),а -ти- после согласных (нести, везти, плести).Некоторые глаголы оканчиваются в инфинитиве на -чъ: печь, беречь, течь, мочьи др.; исторически в -чьслились инфинитивный показатель -тии конечный корневой звук [г]или [к]:формы типа «пекти», «берегти»в резуль­тате фонетических изменений преобразовались в «печь», «бе­речь»и т. п.

В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Например: 1) Любитьиных - тяжёлый крест... (Б. Пастернак);2) Он [Старцев]решил сходитьк Туркиным(с какой целью?) посмотреть, что это за люди (А. Чехов);3) Я поступил неосторожно, предаваясь ми­лой привычке видеть^ и слышать вас ежедневно (А. Пуш­кин); 4) Самые чистые рубахивелиткапитан надеть!_ (Б. Окуджава).

Примечание. Пример (2) - при глаголах движения (уехать, зайтии под.) или прекращения движения(остановиться, остаться, присестьи т. п.) инфинитив является обстоятельством цели (называет цель движения или прекращения движения): Иногда в песках он останавливался(с какой целью?) отдохнуть (К. Паустовский).

Пример (4) - инфинитив не включается в состав сказуемого и является в предложении дополнением, если он обозначает действие дру­гого лица (предмета), не того, которое названо подлежащим.

 

25)Две основы в гл. Понятие класса глагола.

У глагола выделяются две основы: основа инфинитиваи основа настоящего/простого будущего времени.(Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени,но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес- ти, писа- тъ, говори- ть, чита- ть, рисова- ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес- ут, пиш- ут, говор- ят, читаj- ут,pucyj- ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы): нес- л-а, писа- л-а, гово­ри- л-а, чита- л-а, рисов а- л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид- ти, ид- ут, ш- л-а.Есть глаголы, у которых все три основыразличны: промокну- ть, промокн- ут, промок- л-а; тере- тъ, тр- ут, тер- л-а.Есть глаголы, у которых все триосновы совпадают: нес- ти, нес- ут, нес- ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения:несу, напиш-у, говорю, 4umaj-y(орфографически - читаю),pucyj-y(рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени:несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий),pucyj-ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени:унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый),pucyj-эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита'jа (читая),pucyj-a(рисуя).

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть)и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жалетъ - жалеj-ут (жалеют).

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют).

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: молить - мол-ят.

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например,есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместомурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется(находится в движении) .

 

26) Спряжение гл. Понятие парадигмы. Изобилующие и недостаточные

Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формыглагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение.К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат

I спряжение II спряжение
-У (-ю) -ем -у(-ю) -им
-ешь -сте -ишь -ите
-ет -ут (-ют) -ит -ат(-ят)

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь -I спряжение, горишь, спишь- II спряжение.

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжениеопределяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратитьи др.), кроме глаголов брить, стелить,редко встречающихся глаголовзиждиться(«основываться, строиться») и зыбиться(«колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголызиждитьсяи зы­битьсяупотребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, тер­петь, вертеть)и на -а-ть (гнать, держать, слышать, ды­шать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типуспряжения, что и бесприставочные (гнать- догнать- пере­гнать- выгнатьи т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь)относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать- гнаться- II спряжение).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся: 1) хотеть- в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу- хочешь- хочет),а во множественном числе - по II (хотим- хотите- хотят);2) бежать,который имеет все формы, как у глаголов IIспряжения (бегу- бежишь- бежит- бежим- бежите),кроме 3 лица множ. числа - бегут(по I спряжению); 3)чтить- изменяется по II спряжению (чтишь- чтит- чтим- чтите),кроме 3 лица множ. числа (чтут),хотя есть и форма чтят,которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;4) брезжить(«рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит- II спряжение) и множественного числа(брезжут- I спряжение): Рассвет чуть брез­жит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать(и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздатьи др.).

ед. ч. е-м е-шь ест дам дашь даст
мн.ч. едите едим ед-ят дадите дад-им дадут

Глагол бытьтакже своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ. числа настоящего времени - естьи суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой),а будущее время образуется от другого корня: буду- будешь- будет- будем- будете- бу­дут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть,а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).

 

27)Категория вида. Видов пары гл их обр. вид у гл движения. Возвр гл и их возвр-средн значение.
Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенномуили к совершенному.

Вид- глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

Глаголысовершенного видаотвечают на вопрос что сделать?и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать),действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть),однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть- глаголы с суффиксом -ну).

Глаголынесовершенного видаотвечают на вопрос что делать?и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары.Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать- прочитать, писать - написать, строить- построить.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

1) -ива-, -ыва-: рассмотреть - рассматривать, расспросить - расспрашивать, расписаться - расписы­ваться;

2) -ва: открыть - открывать, дать - давать, обуть- обувать;

3) -а-(-я): спасти - спасать, подрасти - подрастать.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по-и др,: лечить- вылечить, печь- испечь, делать-сделать, писать - написать, читать- прочитать, стро­ить- построить, учить- выучитьи т. д. (Но чаще с по­мощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать- перечитать, отчитать, зачитатьи т. д.);

2) с помощью суффикса -ну-: привыкать - привыкнуть, кивать- кивнуть, прыгать- прыгнуть.

Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать-рассыпать, нарезать- нарезать.

Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить- сказать, искать- найти, класть-положить, брать- взять.

Некоторые глаголы являются одновидовыми.Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричатьсяи др.), или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться).

Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего - форм времени): у глаголов несовершенного видав изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.

 

28)Дву- и одновидовые глаголы. Тенденции в разв кат вида в сря (а что еще добавить?)
Существуют и двувидовыеглаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть,а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфироватьи т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

 

29)Кат времен гл. Знач времен. Синонимия.
В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.

Форма настоящего временипоказывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парахнесётся поезд, колёсавертит паровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мылюбим, какв буйной слепоте страстей мы то всего вернеегубим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тют­чев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на ли­цо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего временипоказывает, что действие предшествует моменту речи: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-,за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе - рода: пел, пела, пело, пели.

У некоторых глаголов суффикс -л-в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замери др.

Прошедшее время глагола идтиобразуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти- шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времениуказывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы- и будетльдом- вода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголовнесовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будутк инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формойсложного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойствен­ном формам других времён.

Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит название на­стоящего исторического): Только, понимаешь,выхожуот мирового, глядь- лошадки моистоят смирнёхонько око­ло Ивана Михайловича (И. Бунин).

Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обедаотправляю вещи. Мы с бароном завтравенчаемся, завтра жеуезжаемна кирпичный завод, и послезавтра я уже в шко­ле,начинается новая жизнь (А. Чехов).

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени: Бежать, бежать! Иначе яумер (К. Федин).

Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засме­ётся вдруг (И. Тургенев).

 

30)Кат наклонения. Формы наклонений. Синонимия
Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в дей­ствительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы визъявительном наклоненииобозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (на­стоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь(настоящее время), занимался(прошедшее время), буду за­ниматься(будущее время).

Глаголы вусловном наклоненииобозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л-(за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б)(которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы вповелительном наклоненииобозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и-или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай(основа настоящего времени - pa6omaj-ym), от­дыхай (отдыха)-ут), запоминай (запоминаj-ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-\тё\, держи-\тё\, за-поминай-\те\ит. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да +формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения:пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здрав­ствуюти т. д.:Да ведаютпотомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, да­вайте +инфинитив глаголов несовершенного вида (давай,давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говоритьдруг другу комплименты...(Б. Окуд­жава);Давай ронять слова, как сад- янтарь и цедру... (Б. Пастернак); Товарищ жизнь,давайбыстрейпрото­паем, протопаем по пятилетке дней остаток... (В. Ма­яковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительно­го (2):1)Не будьна то господня воля, не отдали б Моск­вы (М. Лермонтов);2)Раз он ему искажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лер­монтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей!пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки,постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, выпоговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).

 

31)Перех и неперех глаг. Залог. Теории.

Различаютсяглаголы переходные и непереходные.

Переходныеглаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого?'/что?', писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица неперед переходным глаголом: понял задачу- не понял задачи; читал роман-не читал романа; терять время- не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду(всю воду, о которой идёт речь) -выпил воды(часть), принести дрова- принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объ­ект действия. Ср.: простоять час (в очереди)или жить неделю (на море),где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь(В.п. со значением времени, а не объекта) гремел(глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет).

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься(чем?)спортом, разбираться(в чём?) в музыке, отказаться(от чего?) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значенииглагол может быть переходным, а в другом - непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю- «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит- «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду од­на, буду учить(непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов); учить уроки(переходный глагол).

Залог – это грамматическая категория, отражающая соотношения между семантическим субъектом, действием и семантическим объектом. Категория залога позволяет, таким образом, разграничить активное и пассивное действие, называемое глаголом. Различия заключаются в разной направленности глагольного признака по отношению к его носителю, выраженному подлежащим.

 

Это достигается специальными конструкциями актива и пассива.

 

В конструкции актива (Художник пишет картину; Художник, пишущий картину) глагольный признак представлен как исходящий от его носителя.

В конструкции пассива(Картина пишется художником; Картина, написанная художником) глагольный признак представлен как направленный на него.

Итак, в активе в роли носителя глагольного признака выступает семантический субъект, а в пассиве – семантический объект. Тем самым одно и то же соотношение между субъектом, действием и объектом представлено в активной и пассивной конструкции по-разному: со стороны субъекта, осуществляющего действие, или со стороны объекта, подвергающегося действию или испытывающего действие (состояние).

 

В настоящее время в русистике существует несколько точек зрения на категорию залога, что привело к наличию двух- и трёхчленной классификации глагольных форм. Сторонники бинарной оппозиции выделяют два залога – действительный и страдательный (активный и пассивный). Для данной классификации характерны следующие особенности:

1) категорию залога имеют все глаголы (то есть нет глаголов вне этой категории);

2) форма страдательного залога образуется с помощью постфикса -ся от переходного глагола; глагол в форме страдательного залога имеет дополнение в Т.п. со значением производителя действия, а объект выполняет роль подлежащего (Книга читается мальчиком);

3) глаголы без постфикса -ся (и переходные, и непереходные) относятся кдействительному залогу (Девочка сажает цветы).

 

В трёхчленной классификации, помимо действительного и страдательного, выделяется ещё и возвратный залог.

 

Действительный залог имеют переходные глаголы, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект, полностью охватываемый этим действием (читать, рисовать).

 

Страдательный залог по значению соотносится с действительным, но в конструкциях с формой страдательного залога подлежащее называет объект, который испытывает действие, выраженное сказуемым. Формы страдательного залога всегда непереходные, но при этом они образованы только от переходных глаголов (составлятьсоставляться, выполнятьвыполняться).

 

Возвратный (или средневозвратный) залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов с помощью постфикса -ся. Они выражают действие субъекта, не переходящее на объект, а возвращающееся к самому объекту, сосредоточенное в нём.

 

Глаголы возвратного залога подразделяются на несколько групп:

1) общевозвратные глаголы (внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, а также изменение в состоянии, положении, движении субъекта). Подобные глаголы сочетаются с определительными местоимениями сам, самому (раскрыться/раскрываться, радоваться/обрадоваться, веселиться/развеселиться);

2) собственно-возвратные глаголы (возврат действия на самого деятеля), в которых постфикс -ся выражает значение, близкое к значению местоимения себя (умыться,нарядиться);

3) косвенно-возвратные глаголы (действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя) (собраться/собираться, строиться/построиться);

4) взаимно-возвратные глаголы (действие выполняется несколькими лицами, каждое из которых одновременно выступает и субъектом, и объектом этого действия), причём постфикс -ся имеет значение «друг друга» или «один другого» (мириться/помириться,встречаться, ссориться/поссориться);

5) активно-безобъектные глаголы (субъект имеет постоянную способность активно проявлять себя в процессе названного действия) (бодаться, жалиться);

6) пассивно-качественные глаголы (способность пассивного субъекта подвергаться названному действию) (испаряться, ломаться).

 

Вне залоговой системы остаютсяглаголы, лишённые залоговых значений – невозвратные непереходные глаголы, а также глаголы с постфиксом -ся:

1) образованные от непереходных глаголов (чернеться, стучаться, грозиться);

2) образованные от переходных глаголов и обособившиеся по своему значению (слушаться);

3) безличные (дрематьдремлется, читатьчитается);

4) не имеющие парных глаголов без -ся (надеяться, гордиться, смеяться).

 

Алгоритм определения залога по трёхзалоговой классификации

1. Глагол является безличным?

 

 

да – вне залога нет

2016-01-26 861 Обсуждений (0)
Морфологический разбор слова категории состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Морфологический разбор слова категории состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)