При построении системы требований в процессе изучения дисциплины у студентов должны быть сформированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
Процесс изучения дисциплины в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности направлен на формирование следующих компетенций.
общекультурные:
- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
- способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4).
общепрофессиональные:
- способен организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).
Паспорт компетенций
Таблица 1
Содержание
компетенции
Выпускник должен обладать готовностью и способностью
| Название уровня
| Содержание уровня
| Средства оценки
|
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3)
| 1. Базовый (предметно-информационный)
| Знает особенности и условия успешности социально-педагогического взаимодействия; содержание эффективного общения в деловой и повседневной сфере деятельности человека; средства и способы достижения эффективного общения; средства и способы, препятствующие эффективному общению и создающие условия для коммуникативных неудач и речевых конфликтов; пути преодоления коммуникативных неудач и речевых конфликтов.
| Анализ научной литературы, доклады.
Выполнение практических заданий.
|
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный)
| Способен анализировать и оценивать речевые ситуации различного типа, определять средства и способы достижения эффективного общения; средства и способы, препятствующие эффективному общению и создающие условия для коммуникативных неудач и речевых конфликтов; владеет готовностью преодолевать коммуникативные неудачи и речевые конфликты.
|
3. Творческий (поисково-исследовательский)
| Владеет речевыми приемами достижения конструктивного взаимодействия; технологией выстраивания отношений между различными субъектами образовательного пространства в социально-педагогической деятельности;
– способами (методами и инструментами дисциплины) повышения собственной коммуникативной эффективности.
|
работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4)
| 1. Базовый (предметно-информационный)
| Знает стратегии и тактики взаимодействия; структуру, функции, виды и типы общения; особенности форм и средств общения в зависимости от культурных традиций общества; нравственные, этические нормы взаимодействия участников педагогического процесса.
| Анализ научной литературы, доклады.
Выполнение практических заданий, анализ педагогических ситуаций.
|
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный)
| Способен определять стратегии поведения, в т.ч. в конфликтных ситуациях; выявлять причины, особенности того или иного поведения во взаимодействии и выбирать адекватные технологии взаимодействия в команде, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
|
3. Творческий (поисково-исследовательский)
| Владеет навыками работы в команде, технологией выстраивания отношений между различными субъектами образовательного пространства в социально-педагогической деятельности.
|
Способен организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6)
| 1. Базовый (предметно-информационный)
| Знает стратегии и тактики взаимодействия; структуру, функции, виды и типы общения; особенности форм и средств общения в зависимости от субъектов образовательной среды; нравственные, этические нормы взаимодействия участников педагогического процесса.
|
Выполнение практической работы.
Защита мини- проектов
|
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный)
| Умеет строить эффективное речевое поведение в различных коммуникативных ситуациях;
применять коммуникативные технологии взаимодействия в деловой и повседневной сфере деятельности человека;
учитывать психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды.
|
3. Творческий (поисково-исследовательский)
| Владеет навыками организации межличностного взаимодействия субъектов образовательного пространства.
|
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8)
| 1. Базовый (предметно-информационный)
| Знает цели, задачи и содержание педагогической профессии, психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды, этические нормы взаимодействия участников педагогического процесса.
| Разработка
опросника для определения профессиональной пригодности
|
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный)
| Понимает высокую социальную значимость педагогической профессии, способен ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, учитывать психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды, соблюдать этические нормы взаимодействия участников педагогического процесса.
|
3. Творческий (поисково-исследовательский)
| Владеет готовностью качественно и ответственно выполнять профессиональные задачи, владеет навыками организации своей профессиональной деятельности на основе принципов профессиональной (педагогической) этики.
|
| | | | |
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
· знать:
– особенности и условия успешности социально-педагогического взаимодействия;
– содержание эффективного общения в деловой и повседневной сфере деятельности человека;
– средства и способы достижения эффективного общения;
– средства и способы, препятствующие эффективному общению и создающие условия для коммуникативных неудач и речевых конфликтов;
– пути преодоления коммуникативных неудач и речевых конфликтов;
– основную научную литературу.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
· уметь:
– анализировать и оценивать речевые ситуации различного типа;
– владеть средствами и способами, гармонизирующими речевое общение в различных коммуникативных ситуациях;
– строить эффективное речевое поведение в различных коммуникативных ситуациях;
– применять коммуникативные технологии взаимодействия в деловой и повседневной сфере деятельности человека;
– учитывать психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
· владеть:
– речевыми приемами достижения конструктивного взаимодействия;
– технологией выстраивания отношений между различными субъектами образовательного пространства в социально-педагогической деятельности;
– способами (методами и инструментами дисциплины) повышения собственной коммуникативной эффективности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа (практические занятия – 34 час.);
– самостоятельной работы обучающегося – 74 часов.