Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образовательные технологии. В преподавании используются технологии и методы активного обучения: проблемное



2016-01-26 315 Обсуждений (0)
Образовательные технологии. В преподавании используются технологии и методы активного обучения: проблемное 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В преподавании используются технологии и методы активного обучения: проблемное обучение (лекции-дискуссии); работа в малых группах (групповые дискуссии, круглые столы); консультации в режиме активного взаимодействия, эссе, кейс-технологии (метод конкретных ситуаций).

 


II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  № п/п   Раздел, тема дисциплины Содержание темы в дидактических единицах
     
1. Тема 1. Предмет, категориальный аппарат, содержание курса Объект и предмет изучения. Категориальный аппарат исследования. Структура учебного курса и его связь с другими учебными дисциплинами. Место и роль учебного курса в системе подготовки специалистов по управлению персоналом. Актуальность и значимость курса в условиях формирования рыночных отношений.
2. Тема 2. Трудовые ресурсы, их формирование и использование Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория. Основные понятия: трудовые ресурсы, рабочая сила, трудовой потенциал. Основные категории населения, входящие в состав трудовых ресурсов: трудоспособное население в трудоспособном возрасте, экономически активное население, экономически неактивное население. Количественные характеристики трудовых ресурсов. Абсолютные и относительные показатели численности, состава и естественного движения трудовых ресурсов.- Качественные характеристики трудовых ресурсов: показатели образовательного уровня, профессионально - квалификационной структуры. Формирование трудовых ресурсов. Факторы, влияющие на трудовые ресурсы. Взаимосвязь численности, демографических характеристик населения страны с составом трудовых ресурсов. Использование трудовых ресурсов, показатели использования трудовых ресурсов. Демографические и социально-экономические факторы, влияющие на использование трудовых ресурсов. Региональные особенности использования трудовых ресурсов. Распределение трудовых ресурсов по полу, возрасту, состоянию здоровья, уровню образования; по видам деятельности, отраслям, профессиональным группам, режимам работы; социально-экономическим особенностям. Трудовой потенциал общества, организации, работника. Показатели трудового потенциала. Компоненты трудового потенциала работника: общая и профессиональная трудоспособность, креативность, организованность, профессионализм, ресурсы рабочего времени.
3. Тема 3. Занятость населения Социально-экономическая сущность занятости. Концепция занятости в условиях формирования рыночной экономики с социальной направленностью. Основные принципы занятости: исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду; ответственность государства за создание условий для реализации права граждан на труд. Формы и виды занятости. Полная, продуктивная, свободно избранная занятость. Взаимосвязь потенциальной и фактической занятости. Проблемы, связанные с недозанятостью. Статусы и характеристики занятости: пропорции распределения трудовых ресурсов по характеру их участия в общественно полезной деятельности; уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве; структура распределения работающих по отраслям народного хозяйства. Занятость как элемент социально-экономической политики. Социально-демографические группы всфере занятости: мужчины, женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, лица пенсионного возраста; их характеристики по характеру занятости, экономической и социальной ролям, степени мобильности. Трудовая миграция населения: сущность, причины, функции. Закономерности миграции, ее динамика в современных условиях. Виды миграции: постоянная (безвозвратная), цикличная, маятниковая, эпизодическая; внешняя и внутренняя; самостоятельная и организованная. Вынужденная и нелегальная миграция. Основные показатели миграции рабочей силы. Миграционная политика: зарубежный и российский опыт.
4. Тема 4. Безработица: понятие, основные типы, оценка уровня Основные положения теории безработицы в рыночной экономике. Особенности и причины безработицы в России. Типы безработицы, их классификация. Естественная безработица: фрикционная, институциональная, добровольная. Вынужденная безработица: структурная, циклическая, технологическая, экономическая, региональная. Безработица различных социально-демографических групп: молодежная, женская, маргинальная. Открытая и скрытая безработица. Формы скрытой безработицы. Продолжительность безработицы. Методы оценки и показатели безработицы. Естественная норма безработицы. Прогнозирование допустимого уровня безработицы в период становления рыночной экономики. Социально-экономические издержки безработицы. Закон Оукена.  
5. Тема 5. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы Понятие рынка труда. «Занятость», «рынок труда» и «безработица». Факторы формирования рынка труда. Прогнозирование рынка труда. Механизм действия рынка труда, его характеристики: конъюнктура, конкуренция, инфраструктура, резервы рабочей силы. Макроэкономические факторы механизма рынка труда. Теоретические модели рынка: классическая, кейнсианская, монетаристская. Модели национальных рынков труда. Структура рынка труда: совокупный и текущий рынки труда. Основные составные элементы текущего рынка: открытый и скрытый рынки труда, их официальные и неофициальные части. Внешний и внутренний рынки труда. Классификация рынков труда от степени развитости рыночных отношений: фрагментарный (частичный), регулируемый, организованный и нерегулируемый (теневой) рынки труда. Структуризация рынков труда по региональному, демографическому и профессиональному признакам; ее влияние на дифференциацию политики на рынке труда. Сегментация и гибкость на рынке труда. Предложение на рынке труда: трудовая активность населения, предложение труда различных социально-демографических групп. Спрос на рабочую силу. Факторы, влияющие на динамику спроса на рабочую силу: жесткость кредитно-денежной системы, сокращение объемов производства, инвестиционная активность, структурные изменения в производстве, приватизация и акционирование, текучесть кадров, развитие малого бизнеса, налоговая политика. Политика на рынках труда, ориентированная на рост занятости и снижение уровня безработицы. Критерий эффективности политики на рынках труда. Показатели конкурентоспособности на рынке труда: удовлетворенность работников трудовой организацией, укомплектованность кадрами, средняя заработная плата, качество трудовых ресурсов, наличие льгот, местоположение организации.
6. Тема 6. Государственное регулирование рынка труда и занятости Управление занятостью на уровне государства. Законодательные акты о занятости населения. Основные понятия, принятые в законодательстве РФ: «занятость», «занятые», «безработные», «подходящая работа». Основные методы регулирования рынка труда. Выбор стратегии регулирования. Институциональная поддержка политики на рынке труда. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Проблемы занятости, решаемые на разных уровнях управления: макро - уровне, региональном и местном уровнях. Пассивная и активная политика занятости. Меры пассивной политики: регистрация ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия, осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей и т. п. Активная политика: помощь в трудоустройстве, профориентации, профподготовке, переобучении, самозанятости и др. Активизация роли государства в сфере занятости: субсидирование занятости на перспективных предприятиях с целью сохранения у них трудового потенциала; организация упреждающей занятости на неперспективных предприятиях, подлежащих ликвидации; поощрение занятости в сфере малого и среднего частного предпринимательства; организация оплачиваемых общественных работ; стимулирование режимов добровольной занятости на условиях неполного рабочего дня; регулирование миграционных процессов. Регулирование социально обоснованных видов «незанятости»: обучения, ухода за престарелыми, инвалидами, малолетними и несовершеннолетними детьми, пребывания на пенсии. Программы содействия занятости населения. Государственная служба занятости. Положение о службах занятости. Структура органов управления занятостью. Порядок и методы организации работы. Финансовые рычаги воздействия на занятость населения: налоговый механизм, кредитная политика, финансовые штрафы, государственные субсидии.
7. Тема 7. Взаимосвязь трудовых организаций и служб занятости Обязательства предприятий в области обеспечения занятости. Координация деятельности служб управления предприятием с государственной службой занятости. Роль предприятия в регулировании ситуации на региональном рынке труда. Программы обеспечения занятости и снижения уровня скрытой безработицы. Меры, направленные на увеличение платежеспособного спроса на рабочую силу: сохранение и создание новых рабочих мест, организация оплачиваемых общественных работ, создание специальных рабочих мест для инвалидов и других лиц с ограниченной трудоспособностью. Меры, направленные на переориентацию предложения рабочей силы в соответствии с изменившимися экономическими условиями: обучение и переобучение работников, развитие самозанятости, регулирование продолжительности рабочего времени. Порядок оказания финансовой помощи работодателям в организации рабочих мест, трудоустройства граждан. Стимулирование организации рабочих мест через механизмы налогообложения предприятий.  
8. Тема 8. Сокращение рабочей силы: социальная защита и трудоустройство высвобождаемых работников Понятие высвобождения работников (сокращения числа занятых). Основные критерии массового высвобождения работников, уровень безработицы и сроки приостановки высвобождения. Информация о массовом высвобождении. Разработка механизма определения судьбы работников несостоятельных, неплатежеспособных предприятий. Стратегии, используемые работодателями при решении проблем недопущения или сокращения высвобождения. Меры, направленные на уменьшение численности и обеспечение занятости увольняемых работников.
9. Тема 9. Социальные изменения и процессы Гарантии социальной и материальной поддержки гражданам, потерявшим работу. Компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений и организаций. Условия, размеры, сроки выплаты пособий по безработице. Порядок продления сроков выплаты пособия по безработице гражданам состажем работы, дающий право на пенсию по возрасту. Приостановка и прекращение выплаты пособий по безработице. Размеры стипендий, выплачиваемых гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации. Материальная помощь и добровольное социальное страхование на случай потери работы.
10. Тема 10. Социальные гарантии и компенсации Проблемы занятости и безработицы за рубежом. Динамика, уровень и факторы безработицы. Основные направления политики занятости в странах с развитой рыночной экономикой и в странах, формирующих рыночные стратегии. Национальная специфика управления занятостью: государственные программы занятости, службы занятости, модели занятости. Общие черты программ занятости ОЭСР: программы по субсидированию найма на постоянную работу в частном секторе; программы по поддержке предприятий, создаваемыми < самими безработными; программы непосредственного создания рабочих мест в государственном или коммерческом секторе. Проблемы молодежной занятости. Контрактные системы обучения и профессиональной подготовки: контракты об адаптации к рабочему месту, о квалификации, о производственном ученичестве, контракты «занятость -солидарность»; программы, обеспечивающие профессиональную стажировку и обучение.
     


2016-01-26 315 Обсуждений (0)
Образовательные технологии. В преподавании используются технологии и методы активного обучения: проблемное 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образовательные технологии. В преподавании используются технологии и методы активного обучения: проблемное

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)