Тема 4-3. Электромагнитная и квантово-релятивисткая картина мира
Электромагнитная картина мира и ее становление. Неклассическое естествознание и этапы становления современной физической картины мира. Основные концепции современной квантово-релятивистской картины мира: теория относительности (СТО и ОТО); законы сохранения и концепции пространства времени; концепция атомизма и корпускулярно-волнового дуализма; фундаментальные взаимодействия природы и концепция Супервзаимодействия. Концепция близкодействия. Тема4-4. Концепции самоорганизации и управления: синергетика и кибернетика.Сущность идеи самоорганизации материи и особенности синергетической парадигмы как нового мировидения. Основные понятия и идеи синергетики и кибернетики как концепций самоорганизации и управления. Синергетическая парадигма в современном естествознании. Основные понятия и идеи синергетики как общенаучной теории самоорганизации. Варианты концепций самоорганизации (Г. Хакена, И. Пригожина, М. Эйгена, А. Руденко). Синергетика и поиск общих механизмов развития природного и социального мира. Кибернетика: концептуально-понятийная характеристика. Сущность понятий «управление», «поведение», «обратная связь», «гомеостаз», «энтропия», «негэнтропия», «информация», «инфодинамика». Модуль 5. Частнонаучные картины мира. Тема 5-1. Современная химическая картина мира и её основные концептуальные уровни.Предмет химии как науки. Эволюция химических знаний и современная химическая картина мира. Периодический закон Д. И. Менделеева и его значение для современной науки. Теория химического строения вещества. Учения о химических процессах. Эволюционная химия. Самоорганизация эволюционных химических систем. Химические основы жизни: субстратный и функциональный подходы. Перспективные химические процессы и материалы. Роль химии в современном обществе. Тема 5-2. Биологические концепции современного естествознания.Биология, её исторические типы и место в структуре естествознания. Современные концепции эволюции живой природы и сущности жизни. Критерии жизни. Фундаментальные свойства и функции живого. Концепции возникновения жизни на Земле. Гипотезы А. Опарина и Дж. Холдейна. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Современные трактовки эволюционной теории. Спорные вопросы концепций происхождения жизни. Современные представления о происхождении жизни: поиски целостной концепции, проблемы и решения. Концепция уровней организации живых систем. Живой организм как система. Уровни организации живой природы. Понятия популяции, биоценоза, биосферы. Идея трансформации биосферы в ноосферу. Тема 5-3. Человек как биосоциальное существо. Его место и роль в социоприродном комплексе.Существенные различия человека и животных. Загадки человеческого мозга. Проблема генезиса человека. Современная наука о факторах, закономерностях и этапах антропосоциогенеза. Природные и социальные факторы становления и развития человека. Человек и биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Биология человека и современная цивилизация. Модель устойчивого развития. Концепция этногенеза Л. Гумилёва. Гелиобиология А. Чижевского. Биоритмология и её практическая ценность. Проблемы генной инженерии и клонирования. Биоэтика, естествознание и нравственность.
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе. Вопросы для обсуждения на семинаре 1. Предмет и задачи курса «Концепции современного естествознания». Специфика концептуального подхода к изучению естествознания. 2. Естествознание какфеномен культуры, его отличие от натурфилософии. 3. Понятие науки. Особенности научного познания. 4. Структура научного знания. Классификация наук. 5. Фундаментальная и прикладная науки. 6. Исторические этапы познания природы. 7. Естествознание как комплекс наук о природе. 8. Особенности современного естествознания и его социокультурный статус. 9. Естествознание в системе научного знания. 10. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познаний.
Темы рефератов и выступлений 1. Исторические этапы становления естествознания как науки. 2. Картина мира и стиль мышления в восточной и западной культурной традициях. 3. Развитие естественнонаучных знаний в эпоху Средневековья. Научная революция XVII века. Становление классического естествознания. 4. Научная революция конца XIX – начала XX. Становление неклассического естествознания.
Литература: 1.Али-Заде А. А. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. – М., 1991. 2. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII в.в.). – М., 1987. 3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Уч. пособ. – М., 1997. 4. Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. М., 2001. 5. Дынич В. И., Толкачев Е. А., Томильчик Л. М. Формирование адекватного образа науки как необходимый элемент гуманитарного образования. – Мн., 1996. 6. Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991. 7.Кузнецов В. И. Идлис Г. М., Гутина В. Н. Естествознание.- М., 1996. 8. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – М., 1995. 9. Мамзин А. С., Носов В. П. Естественнонаучное и социогуманитарное знание, методологические аспекты взаимодействия. Л., 1990. 10. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. – М., 1995. 11. Наука в системе научных ценностей. – М., 1995. 12. Наука и её место в культуре. – Новосибирск, 1990. 13. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. – М., 1999. 14. Сноу Ч. Две культуры. – Л., 1973. 15. Современное естествознание в системе науки и практики. – М., 1990.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |