Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


III. Теоретический раздел курса



2016-01-26 707 Обсуждений (0)
III. Теоретический раздел курса 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение в экономику

 

Учебно-методическое пособие

 

Томск-2008


Содержание

Тема 1

Предмет экономической теории и методы экономического анализа 6

I. Основные вопросы темы.................................................................................................... 6

II. Место и значение темы................................................................................................... 6

III. Теоретический раздел курса........................................................................................... 7

1. Основные этапы становления и развития экономической науки..................................................................... 7

2. Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей.............................................. 15

3. Ресурсы и их классификация. Проблема ограниченности ресурсов............................................................ 17

4. Основные проблемы экономики и предмет экономической теории. Структура экономической теории. Позитивная и нормативная экономика................................................................................................................................................. 18

5. Методы экономического анализа. Формальная логика как основной метод экономической науки. Экономические модели 21

IV. Графический анализ....................................................................................................... 25

V. Задачи и ситуации........................................................................................................... 25

VI. Контрольные вопросы.................................................................................................... 26

VII. Рекомендуемая литература........................................................................................ 27

Тема 2

Выбор и ограничения в экономике................................................................ 28

I. Основные вопросы темы.................................................................................................. 28

II. Место и значение темы................................................................................................. 28

III. Теоретический раздел курса......................................................................................... 29

1. Технологические альтернативы и кривая производственных возможностей............................................ 29

2. Альтернативные издержки и проблема выбора. Закон возрастающих альтернативных издержек.... 31

3. Кривая производственных возможностей и экономическая эффективность. Принципы максимума и минимума 32

4. Взаимовыгодный обмен: абсолютное и сравнительное преимущество. Концепция сравнительного преимущества 34

5. Смещение кривой трансформации вправо и проблема источников экономического роста.................. 35

IV. Графический анализ....................................................................................................... 37

V. Задачи и ситуации........................................................................................................... 37

VI. Контрольные вопросы.................................................................................................... 38

VII. Рекомендуемая литература........................................................................................ 39

Тема 3

Рынок как форма функционирования экономики.............................. 40

I. Основные вопросы темы.................................................................................................. 40

II. Место и значение темы................................................................................................. 40

III. Теоретический раздел курса......................................................................................... 41

1. Формирование рыночных механизмов координации экономического выбора. Разделение труда и кооперация, их значение для возникновения обмена............................................................................................................................................. 41

2. Экономическая обособленность субъектов как условие рыночного обмена. Собственность и право собственности. Теорема Коуза.................................................................................................................................................................................... 42

3. Рынок и типы экономических систем..................................................................................................................... 43

4. Рынок: сущность, структура, преимущества и недостатки............................................................................. 44

5. Субъекты рыночных отношений............................................................................................................................. 46

IV. Графический анализ....................................................................................................... 48

V. Задачи и ситуации........................................................................................................... 49

VI. Контрольные вопросы.................................................................................................... 51

VII. Рекомендуемая литература........................................................................................ 51

Тема 4

Основы теории спроса и предложения...................................................... 52

I. Основные вопросы темы.................................................................................................. 52

II. Место и значение темы................................................................................................. 52

III. Теоретический раздел курса......................................................................................... 53

1. Общая характеристика спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса. Закон спроса. Кривая спроса 53

2. Спрос и предельная полезность. Эффект дохода и эффект замещения........................................................ 56

3. Общая характеристика предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Цена предложения. Закон предложения. Кривая предложения....................................................................................................................................................... 57

4. Рыночное равновесие. Модель равновесия по Вальрасу и Маршаллу....................................................... 60

5. Вмешательство государства в рыночное равновесие: «потолок цены» и «пол цены»............................ 68

IV. Графический анализ....................................................................................................... 70

V. Задачи и ситуации........................................................................................................... 71

VI. Контрольные вопросы.................................................................................................... 72

VII. Рекомендуемая литература........................................................................................ 72

Тема 5

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.......................................................... 73

I. Основные вопросы темы.................................................................................................. 73

II. Место и значение............................................................................................................. 73

III. Теоретический раздел курса......................................................................................... 74

1. Неценовые детерминанты спроса. Взаимосвязанные товары. Низшие, нормальные и высшие

товары................................................................................................................................................................................. 74

2. Эластичность спроса по цене: точечная, дуговая, перекрестная. Эластичность спроса по доходу.. 75

3. Эластичность и анализ рыночного спроса.......................................................................................................... 79

4. Детерминанты предложения. Эластичность предложения............................................................................. 82

IV. Графический анализ....................................................................................................... 84

V. Задачи и ситуации........................................................................................................... 84

VI. Контрольные вопросы.................................................................................................... 85

VII. Рекомендуемая литература........................................................................................ 85

ТЕМА 6

Основы теории ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО выбора............................................... 86

I. Основные вопросы темы.................................................................................................. 86

II. Место и значение темы................................................................................................. 86

III. Теоретический раздел курса......................................................................................... 87

1. Свобода выбора, суверенитет и рациональность потребителя. Теории потребительского выбора.. 87

2. Исходные допущения кардиналистского анализа. Общая и предельная полезности. Закон убывающей предельной полезности – 1-й закон Г. Госсена.............................................................................................................................. 88

3. 2-й закон Г. Госсена. Потребительский выбор и равновесие потребителя в кардиналистской

теории.................................................................................................................................................................................. 89

4. Исходные аксиомы анализа в ординалистской теории потребительского выбора................................. 93

5. Концепция кривых безразличия и предельная норма замещения. Типы кривых безразличия............. 93

6. Бюджетное ограничение потребителя и бюджетная линия. Кривые Э. Энгеля........................................ 99

IV. Графический анализ..................................................................................................... 105

V. Задачи и ситуации......................................................................................................... 105

VI. Контрольные вопросы.................................................................................................. 106

VII. Рекомендуемая литература...................................................................................... 107


Рекомендуемый календарно-тематический план по дисциплине

Экономическая теория: Ведение в экономику

 

В соответствии с учебным планом предлагается следующий календарно-тематический план, рассчитанный на 17-18 недель обучения.

Недели

Тема 1. Предмет экономической теории и методы экономического анализа

Недели

Тема 2. Выбор и ограничения в экономике

Недели

Тема 3. Рынок как форма функционирования экономики

 

Недели

Тема 4. Основы теории спроса и предложения

 

Недели

Тема 5.Эластичность спроса и предложения.

 

Недели

Темы 6.Основы теории потребительского выбора

 

 

Предисловие

Данная учебная дисциплина(часть 1) рассчитана на дистанционное обучение студентов Томского политехнического университета всех форм обучения.

Цель данной дисциплины –научить студентов экономической теории для практического применения в анализе деятельности и организации экономических структур.


Тема 1
Предмет экономической теории и методы
экономического анализа

I. Основные вопросы темы

  1. Основные этапы становления и развития экономической науки.
  2. Потребности и их структура. Безграничность человеческих потребностей.
  3. Ресурсы и их классификация. Проблема ограниченности ресурсов.
  4. Основные проблемы экономики и предмет экономической теории. Структура экономической теории. Позитивная и нормативная экономика.
  5. Методы экономического анализа. Формальная логика как основной метод экономической науки. Экономические модели.

 

 

II. Место и значение темы

В первой теме основная задача – выяснить, что является предметом курса «Экономическая теория», какие основные проблемы здесь выявляются и какими методами они анализируются. В последующем вы будете изучать, как происходило становление экономической науки, какие выдающиеся ученые внесли свой вклад в ее развитие. В нашем же курсе вы должны рассмотреть только самые основные этапы ее развития, чтобы иметь представление об основных экономических школах , в рамках которых мы будем вести анализ.

Начинать изучение мы будем с рассмотрения центральной проблемы, с которой сталкивается любое общество: безграничность человеческих потребностей и ограниченность ресурсов, с помощью которых можно удовлетворять эти потребности. Для этого необходимо разобраться в различии таких категорий как неэкономическое и экономическое благо, рассмотреть структуру потребностей и особенно проблему их безграничности, а потом уже выйти на проблему ресурсов. Необходимо дать классификацию ресурсов и выяснить, в чем проявляется ограниченность ресурсов. Это даст возможность определить не только предмет экономической теории, но и основные проблемы (что, как и для кого производить). В этой же теме необходимо выяснить субъектов экономических отношений, так как именно их поведение мы и будем изучать.

Не менее важное методологическое значение имеет проблема методов экономического анализа. Конечно, в последующих курсах вы очень подробно и конкретно будете это изучать (Статистика и т.д.). В данном же случае вам необходимо выяснить в основном общенаучные методы анализа, используемые в нашей дисциплине.


III. Теоретический раздел курса

 



2016-01-26 707 Обсуждений (0)
III. Теоретический раздел курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: III. Теоретический раздел курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (707)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)