Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика основных элементов социально-психологической структуры личности



2016-01-26 1450 Обсуждений (0)
Характеристика основных элементов социально-психологической структуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Элементы социальной структуры личности. Личность может рассматриваться как целостность биологической, психологической и социальной структур. Боль­ше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний лич­ности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Социальная структура личности включает совокупность объ­ективных и субъективных социальных свойств индивида, форми­рующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности под влиянием общностей, в кото­рые он входит. Важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность, понимаемая как само­деятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием «субъект деятельности». Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен. В социальной структуре личности можно выделить сле­дующие элементы: 1) образ жизни, или такие виды деятельности, как тру­довая, общественно-политическая, культурно-познавательная, семейно-бытовая (труд рассматривается как цент­ральное звено структуры личности); 2) объективные социальные потребности личности, которые определяют ее поведение; 3) способности к творческой деятельности, знания, навыки (они отличают сформировавшуюся личность от индивида, находящегося на стадии формирования); 4) степень овладения культурными ценностями общества, т.е. духовный мир личности; 5) нравственные нормы и принципы, которыми руководству­ется личность; 6) убеждения - самые глубокие принци­пы, которые определяют главную линию поведения человека и составляют ядро структуры личности.Итак, структура личности представляет собой совокупность, иерар­хию и определенное взаимодействие различных элементов. Со­циальная структура личности постоянно изменяется, посколь­ку постоянно меняется ее социальное окружение («ближнее» - родственники, друзья, знакомые и т.д. и «дальние» - общество в целом). Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения. В свою очередь, убеждения определяют характер поступков человека, поэтому социализация может быть понята как изменение социальной структуры личнос­ти в соответствии с требованиями общества. Личность подвержена как прогрессивным, так и регрессивным изменениям, вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции, и приво­дят к отклонениям, девиантному поведению.Диспозиционная концепция и структура личности. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная (лат. расположение) теория саморегуляции социального поведения личности. Она сложилась на основе объединения двух подходов - социологического, показывающего социальную обусловленность деятельности личности, и социально-психологического, описывающего мотивационную структуру личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Ф.В.Знанецкий и У.Томас, развили российские - В.А.Ядов и Д.Н.Узнадзе. Дис­позиция предполагает наличие у личности готовности эффектив­но реагировать на макро- и микросреду, на меняющуюся ситуацию. В качестве системообразующего признака были выделены социально-психологичес­кие предпосылки и многообразие отношений индивида к условиям его деятельности.В.А.Ядов делит диспозиции на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность пове­дения и включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации, 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях. Низшие диспозиции - поведение в определенных сферах деятельности, направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отражая главные потребности личности, активно воздействуют на низшие диспозиции. В системе ценностных ориентаций может быть выделена цент­ральная ось, организующая иерархию ценностей и структуру личности: это «жизнен­ная позиция личности». Она фиксирует устойчивую направленность личности на определенные ценности и есть у каждого человека, даже у того, кто это не осознает.

Социальная типология личности. Одной из центральных задач социологии является разработка личностной типологии. Изучая различные группы людей и их соци­альные функции, социология интересуется их обобщенными, типическими признаками. Проблема состо­ит в том, чтобы определить черты некой абстрактной личности, с наибольшей полнотой выражающей сущность данной социальной группы. Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономи­ческих условий жизнедеятельности людей.В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берет специ­фику социального действия, степень его рацио­нальности, К.Маркс - формационную и классовую принадлежность. Э.Фромм (1900-1980) определял социальный тип личности как господствующий тип характера, который присущ большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который у людей различен. Значение социального характера, считает Э.Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к тре­бованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. В современной социологии получила широкое распространение типология личности в зависимости от ценностных ориентаций: 1) традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а стремление к самореализации и самостоятельности у них менее выражены; 2) у идеалистовсильно выражены критическое отноше­ние к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во то бы то ни стало; 3) дляфрустрированоготипа личности характерна низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя выброшенным из потока жизни; 4) реалистысочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем; 5)гедонистические материалисты ориентированы на получение удовольствий: эта погоня за наслаждениями жизни приобретает чаще всего форму удовлетворения потребительских желаний.В социологии выделяют также модальный, идеальныйи базисный типы личности. Модальный - тип, который реально преобладает в данном обществе или в социальных группах. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, например, всесторонне и гармонично развитая личность у К.Маркса или «новый человек» Э.Фромма. Базисныйтип наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. С базисным типом личности связана система социально-правовых и нравственных норм, отражающихся в конституциях, законах, в общественном сознании, различных типах мировоззрений и т.д. Социальный тип личности - это отражение того, как общественная система формирует ценностные ориентации человека и через них влияет на его реальное поведение.Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, эгоизма, карьеризма и вынужденной кооперации. А сфера семейной и личной жизни формирует эмоциональность, сердечную привязанность. В то же время в социологии хорошо известен и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М.Вебер доказывал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентаций и отношений к труду дали толчок к возникновению капитализма. Комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может, наоборот, препятствовать ему или делать его вообще невозможным.Зарубежная социология изучает социальные характеры, свойственные представителям определенных социальных групп: тип «человека организации», «модельной лич­ности», основной тип личности и др. Имеются прикладные разработки (типоведение), служащие инструкциями для менеджеров. В качестве примера можно привести популярную работу «Типы людей и бизнес». Ее авторы дают ответ на вопрос о том, как шестнадцать типов личности определяют успех в работе. Некоторые зарубежные исследователи выделяют шесть основных типов личностей: теоретический, экономический, политический, социальный, эстетический и религиозный. За основу выделения этих типов берутся преобладающие социальные ориентации. Скажем, тип экономического человека характеризуется поисками материального благополучия.Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких русских мыслителей, как Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.К.Михайловский, В.В.Розанов,А.Ф.Лазурский, М.М.Рубинштейн, В.С.Соловьев, С.Л.Франк, и др. В современной отечественной социологии широко распространены концепции, в которых типы личностей являются носителями признаков определен­ных общностей (классов, социальных групп). Стратификация общества делает неизбежным формирование различных типов личности (личность ра­бочего, интеллигента, руководителя, врача, инженера и т.д.). Существует немало национальных типов лич­ности. Л. Сохань, акцентируя внимание на важности социально-психологического изучения личности, отмечает, что в пределах одного и того же социального типа выделяется несколько социально-психологических типов. А. Сухов к социально-психологической структуре вводит: ментальность; ценностно-смысловую сферу; мотивационную сферу; когнитивные характеристики; «Я-характеристики»; локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно - ролевые характеристики; эмоционально-психические состояния; социальные чувства личности. Подытоживая анализ научных исследований, можно утверждать, что базу социально-психологической структуры личности составляет совокупность внутренних особенностей, свойств и состояний личности. В основу социально-психологического понимания личности положено ее коммуникативный потенциал, т.е. то коммуникативные ядро, тот коммуникативный мир личности, который влечет за собой социально-психологическое отражение реального социума, обмен информацией, умениями, ценностями, нормами. При этом переход связей между социальными отношениями индивида и его внутренними мотивами опосредован активностью личности. Среди внутренних свойств и поведенческих проявлений личности выделяют: «Я-характеристики», ментальность, ценностно-смысловую, потребностно-мотивационную и когнитивную сферы, эмоционально-психические состояния, локус контроля, социально-психологический опыт, социальные установки, статусно-ролевые характеристики, социально-психологическую компетентность, социальную позицию «Я-характеристики» прежде охватывающую «Я-концепцию», «Я-образ», самооценку. Речь идет, таким образом, об относительно устойчивой, более или менее осознанной системе представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного «Я», формирование которого происходит постепенно, через ряд этапов вплоть до самосознания.Что касается ментальности, то данное понятие обычно трактуют как наличие у людей того или иного общества определенного общего умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему осознавать мир и самих себя. Как правило, признаки ментальности совпадают с теми характеристиками, которые входят в понятие «национальный характер», под которым обычно понимают интегративную сумму черт характера представителей нации (национальное самосознание, идея-ценность, твердая воля); своеобразное, специфическое сочетание общечеловеческих черт в конкретных исторических и социально-экономических условиях бытия нации. Ментальность - это способ восприятия и понимания этносами своего внутреннего мира и внешних обстоятельств. Она отражает внутреннее состояние человека, его мировоззрение. Именно поэтому ее часто определяют как «душу народа». Ценностно-смысловая сфера представлена ценностными ориентациями, которые формируются в процессе усвоения социального опыта, проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. В общении и взаимодействии ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми особенностями коммуникативного процесса, где образуют содержательный аспект направленности личности и выражают ее готовность, внутреннюю основу отношения к действительности. При этом под социальными установками понимается субъективная ориентация индивидов как членов группы на те или иные ценности. Названные ориентации диктуют человеку определенные, социально приемлемые способы поведения.В социальной психологии установка используется при изучении отношения личности как члена группы (организации, учреждения и т.п.) к тем или иным объектам, механизмам саморегуляции; устойчивости и согласованности социального поведения индивида в принятии того или иного решения, в прогнозировании возможных форм собственного поведения и действий членов группы при определенных обстоятельствах и т.д.Познание и преобразование человеком социума, что его окружает, характеризует когнитивную сферу личности, которая несет большую нагрузку в плане построения картины мира. К познавательным процессам принадлежат ощущение, восприятие, мышление, память, воображение и внимание.Применительно эмоционально-психических состояний, то они представлены симпатиями и эмоциями, волей и чувствами. Эмоция является психическим способом отношения человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, к процессам взаимодействия.Она отражает в форме непосредственного переживания жизненный смысл явлений и ситуаций общения. Это - субъективная форма выражения потребностей личности. Эмоции предшествуют деятельности по удовлетворению потребностей, мотивируя и направляя отношения.Успех и неудача, достижение цели в социальных контактах и крах идеалов - все это воспринимается человеком прежде всего эмоционально. Варианты жизненных ситуаций порождают и многообразие человеческих эмоций: положительных и отрицательных, глубоких и поверхностных т.д. Социальные контакты порождают социальные чувства и эмоции.Благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга, глубже и объективно оценивают состояние собеседника и ситуацию, коллективную деятельность и общение. Основные эмоционально-психические состояния, которые испытывает человек в процессе взаимодействия, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Развитие и совершенствование высших эмоций и чувств предполагает личностное развитие человека.Иногда человек направляет волевые усилия на то, чтобы не победить обстоятельства социального взаимодействия, а преодолеть самого себя в процессе этих контактов. В личности воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, выдержка, представляющих первичные волевые качества, которые определяют реальное поведение человека в конкретной жизненной ситуации.О волевой личности говорят, что она решительная, смелая, уверенная в себе, верит в дело. Перечисленные качества развиваются несколько позже, чем представленная выше группа свойств.Особое внимание следует обратить на такое волевое качество, как вера, без которой во взаимодействии и общении не обойтись, так же как не обойтись без уверенности в себе и доверия. Вера характеризует особое состояние психики человека, которая заключается в полном и безоговорочном восприятии таких сообщений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и выводов, которые в дальнейшем могут стать основой человеческого «Я», определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.Третью группу качеств, характеризующих свободу человека, составляют ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность.Среди основных психологических функций воли ученые выделяют следующие: выбор мотивов и целей; регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации; организация психических процессов в систему, адекватную определенной человеческой деятельности; мобилизация психических и физических возможностей в ситуации преодоления препятствий на пути к поставленным целям .Волевая регуляция поведения и ее развитие у индивида осуществляются в нескольких направлениях: превращение непроизвольных психических процессов в произвольные; обретение человеком контроля над своим поведением; выработка волевых качеств личности; сознательная постановка человеком перед собой все труднее задач, требующих приложения значительных волевых усилий. Потребностно-мотивационная сфера личности представляет собой сложное интегральное психологическое образование. Активно взаимодействуя с другими, человек стремится достичь взаимопонимания, выяснить как свои собственные причины поведения, так и партнеров в общении. Во всех этих процессах есть мотив, т.е. то, что принадлежит самому субъекту поведения. Мотив является устойчивым личностным свойством, которое вбирает в себя потребности, намерения что-то сделать, а также мотив к этому. Важными по своему мотивационному значению есть потребности, которые выступают источником активности человека. Благодаря им осуществляется регулирование поведения личности в социуме, определяется направленность мышления, эмоций, чувств и воли человека.Удовлетворение потребностей человеком является процессом присвоения им определенной формы деятельности, обусловленной общественным развитием и социальными отношениями.Среди основных потребностей личности выделяют следующие: биологические (потребности в пище, воздухе и т.д.); материальные (потребности в одежде, жилье и т. д.); социальные (потребности в предметно-общественной деятельности, в осознании личностью своего места в обществе); духовные (потребность в познавательной, моральной и другой информации).В целом мотивация является совокупностью причин психологического характера, которые объясняют поведение и поступки человека, их начало, направленность и активность.

Локус контроля является тем свойством личности, которое формируется в процессе социализации. Это склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный локус контроля) и собственным способностям и усилиям (интернальный локус контроля).Многочисленные эксперименты показали, что склонность к экстернальности проявляется в неуверенности, желании отложить реализацию намеченного на неопределенный срок и, одновременно, в способности рисковать. Интерналы, наоборот, более толерантны, последовательные, уверены в себе, настойчивы в достижении запланированного.Наличие социально-психологического опыта предусматривает накопление коммуникативных знаний на основе и в процессе непосредственного практического взаимодействия людей в социальных группах. Человек в этом процессе - не пассивный наблюдатель социально-психологической реальности, а активный субъект социально-психологического отражения.Социально-психологический опыт основывается на предметно-чувственной деятельности, коммуникативной практике реальном преобразовании социально-психологических явлений.Социально-психологический опыт - это единство коммуникативных знаний, умений и навыков. Он одновременно выступает и как процесс практического влияния индивида на социально-психологические явления, и как результат этого воздействия в виде коммуникативных знаний и умений.Социальные установки отражают социальную идентичность и адекватность связей и контактов между различными социальными типами людей, представителями различных социальных групп; это социальные ориентации на контакты по поводу деятельности социальных субъектов и их неодинаковом положении в обществе, неодинаковой роли в общественной жизни. Внутри социальных отношений формируются конкретные, персонифицированные межличностные отношения.Социально-психологическая компетентность личности предусматривает совершенные знания в области общения (делового, неформального и т.д.), способность индивида эффективно взаимодействовать с людьми, которые его окружают. Можно вести речь о социально-психологической компетентности в системе управления, образования, науки, предпринимательской деятельности и т. п.Такое понимание названной компетентности связывается с квалификацией специалиста, его профессионализации. В состав социально-психологической компетентности входят знания в области взаимодействия, поведения, обмена информацией, восприятие людьми друг друга. Сюда также относятся способность человека ориентироваться в социальных отношениях, контактах, ситуациях, правильно определять внутренние особенности и состояния других людей, выбирать адекватные способы взаимодействия с ними, определенную программу и линию поведения.Социально-психологическую компетентность разделяют обычно на два вида: жизненную и профессиональную.Жизненная социально-психологическая компетентность является результатом социализации: жизнь требует умения разбираться в вопросах общения. Социализация охватывает бытовые картины мира, стереотипы, художественные образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в той или иной отрасли.На жизненную социально-психологическую компетентность могут влиять предрассудки, особые психологические способности, на которых спекулируют всевозможные шарлатаны. Современная жизненная социально-психологическая компетентность связана с необходимостью приспосабливаться к рыночным отношениям, что приводит к модификации ценностных ориентаций (ставка на внутренний локус контроля, индивидуалистичный образ жизни, свои возможности).

Относительно профессиональной социально-психологической компетентности, то она состоит из научных картин мира и знаний в сфере общения. Исследователи также обращают внимание на кастовую и профессионально-преступную социально-психологическую компетентность, где первая является совокупностью знаний специфической системы этикетного общения в замкнутых сообществах (политическая элита, аристократических круги и т.д.), а вторая - предусматривает коммуникативные знания, которые используются преступниками для совершения противоправных действий.В целом социально-психологическая компетентность личности может определяться следующими факторами:индивидуальными особенностями человека, его психическими состояниями, коммуникативным потенциалом, особенностями социализации, влиянием социокультурных и этнопсихологических различий участников взаимодействия, уровнем коммуникативной подготовленности, специальным коммуникативных подготовки.Статусно-ролевые характеристики личности определяют ее поведение, индивидуальность, проявляются в поступках, в активности человека. Одновременно они свидетельствуют о зависимости личности от конкретных социальных структур, общественной ситуации.Социальная позиция обусловлена определенным типом установок и ориентаций, целью совместной деятельности. Она формируется под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности личности и представляет реальное поведение индивида, реализацию отношений в конкретной жизненной ситуации.В целом, анализируя и синтезируя компоненты социально-психологической структуры личности, следует учитывать уровни обобщения и конкретизации, на которых выстраивается эта структура.Первый уровень предусматривает рассмотрение компонентов как системных, базовых социально-психологических характеристик личности. На втором уровне осуществляется анализ и синтез этих компонентов. Третий уровень конкретизации образует социально-психологические проявления личности, взаимосвязи компонентов.Можно предусмотреть и следующие уровни конкретизации, на которых происходит анализ и классификация конкретных социально-психологических проявлений личности на этапе ее социализации, в сфере общения и межличностных отношений, в области групповых процессов и в определенных видах деятельности.Обращение к такому способу рассмотрения предполагает изучение процесса реальной жизни индивида, которая состоит, по сути, из непрерывного пересечения с процессами жизнедеятельности других людей. Вместе с тем анализ воздействий, которые осуществляют на личность ее контакты с другими людьми, приводит к пониманию того факта, что общение является не столько важной составляющей в жизни индивида, сколько оно тождественно самой человеческой жизни и предусматривает взаимодействие, восприятие людьми друг друга, обмен информацией и т.д. Такое толкование общения в жизни человека свидетельствует о его принципиальном единстве с личностью, невыделенное из целостного бытия индивида.А. Бодалёв, рассматривая общение как обязательный формовочный фактор в развитии личности, обращает внимание на то, что взаимодействие людей друг с другом, кроме игры, обучения, производственного или бытового труда, также является деятельностью, поскольку, вступая в общение, люди, как правило, ставят определенную цель: удержать человека от неправильного поступка, сделать другого своим единомышленником, реорганизовать собственную деятельность и т.п.В данном случае деятельность в форме общения - это активность индивида, направленная на достижение сознательных целей. Следовательно, без общения не может происходить полноценное развитие человека ни как личности, ни как индивидуальности.Под влиянием общения формируются определенные характеристики состояний и свойств личности: социальные установки, жизненные цели, картины мира, эмоционально-чувственные компоненты, моральные нормы и т.д.При этом является очевидным тот факт, что когда моральные нормы, по которым строится общение людей в основной для них трудовой деятельности, не будут совпадать с нормами, которые лежат в основе их общения в других видах деятельности, то развитие личности будет затруднено или будет иметь в большей или меньшей мере противоречивый характер.

Отсутствие способности к общению, а следовательно, и недостаток собственно общения как особой активности, лишает возможности совместной деятельности, возможности соединения индивидуальных сил в общественную силу. В таком понимании общение является особой формой активности, через которую осуществляется коллективная деятельность.На уровне «общение - обмен информацией» становление личности происходит в рамках проявления ее коммуникативных способностей, качеств, умений, в рамках реализации коммуникативной программы поведения. Здесь также говорится о развитии определенных социальных действий личности, степень ее активности в поисках нужной информации.Уровень «общение - восприятие людьми друг друга» предусматривает развитие личности как проявление ее перцептивно-рефлексивных, эмоционально-эмпатичных возможностей. На этом уровне возникает взаимопонимание и недоразумения между участниками общения. Происходит развитие познавательных процессов личности на стадиях конкретно-чувственного и абстрактно-логического отображения.Уровень «общение - межличностные отношения» служит определенной цели: развитию статусно-ролевых и пол-ролевых характеристик индивида, проявления социально-психологических стереотипов поведения человека, составляющих определенный социально-психологический тип. Можно предусмотреть и другие уровни: «общение - обмен нормами», «общение - обмен ценностями», «общение - социальное поведение» и др.



2016-01-26 1450 Обсуждений (0)
Характеристика основных элементов социально-психологической структуры личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика основных элементов социально-психологической структуры личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1450)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)