Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие стереотипа и механизмы его формирования



2016-01-26 1041 Обсуждений (0)
Понятие стереотипа и механизмы его формирования 0.00 из 5.00 0 оценок




ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Кафедра рекламы и связей с общественностью

 

 

Казанкова Ирина Юрьевна

 

 

Роль средств массовой коммуникации в создании стереотипов

(на примере стереотипа о низком интеллектуальном уровне блондинок)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

    Регистрационный № ________ ______________А. С. Хижнякова подпись И.О.Фамилия « _____» _______________ 2016г.   Выполнил студент гр. Б4305 _________________ И.Ю.Казанкова подпись И.О.Фамилия   Проверил к.п.н., _________________ Р.А. Захаркин подпись И.О.Фамилия   ____ оценка  

 

г. Владивосток

Оглавление

 

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1: Стереотипы и массовая коммуникация. 5

1.1 Понятие стереотипа и механизмы его формирования. 5

1.2 формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации. 9

Глава 2: Роль средств массовой коммуникации в формировании стереотипа о блондинках. 17

2.1 Стереотип о блондинках: сущность и история возникновения, анкетирование жителей по поводу сложившегося стереотипа. 17

2.2 Средства массовой коммуникации как инструмент формирования стереотипа о блондинках, образы блондинок в кинематографе. 20

Заключение. 27

Список литературы: 28

Приложение А.. 30

 

 

Введение

 

Средства массовой информации занимают в современном обществе неоднозначное положение. С одной стороны они призваны информировать и просвещать аудиторию – трансляция объективной информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию, СМИ выполняют функцию убеждения, оказывая непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создают и воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества. Особенностью медийных средств массовой информации является то, что они претендуют на формирование стереотипов, которые закрепляются в общественном сознании.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что на современной стадии социальных трансформаций заметно усилилась роль средств массовой информации, и коммуникативные процессы в медиапространстве определяют во многом развитие жизни современного общества. Под воздействием масс-медиа происходят кардинальные изменения, связанные с появлением информационной культуры, от уровня которой зависит способность современного человека не только к восприятию и обработке информации, но и конструированию социокультурных стереотипов.

Объект исследования – с

оциальный стереотип о низком интеллектуальном уровне блондинок.

Предметом исследования выступает воздействие средств массовой информации (телевидения, радиовещания, прессы) на формирование стереотипов в сознании общества.

Автор поставил следующую цель – исследовать роль СМК в формировании стереотипа о блондинках в обществе.

Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрыть понятие «стереотип» и механизмы его формирования в информационном обществе, рассмотреть формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации;

- исследовать сущность и возникновение стереотипа о блондинкам в историческом контексте;

- выявить СМК как инструмент создания стереотипов о блондинках;

- провести анкетирование с целью выявления стереотипа о низком интеллектуальном уровне блондинок в обществе;

- исследовать современные кинофильмы и другие мультимедиа, в которых актуализируется стереотип о низком интеллектуальном уровне блондинок.

В основу исследования положена гипотеза о том, что в условиях современного информационного общества средства массовой информации выступают главным фактором, влияющим на воспроизведение прежних и формирование новых социальных стереотипов. Особенно прочное положение в массовом сознании современной молодежи России занимают тендерные и этнические стереотипы.

В курсовой работе использовались издания отечественных и зарубежных ученых в области социологии, культурологии, журналистики, социальной философии, психологии и других социально-гуманитарных наук.

Теоретическая основа работы основана на деловой литературе: Агеев – «Стереотипизация как механизм социального восприятия», Мельник – «Mass-media: психологические процессы и эффекты».

Эмпирической основой работы является опрос респондентов. Материалы курсовой работы могут послужить теоретической и эмпирической базой для проведения социологических исследований направленных на изучение стереотипа о девушках блондинках в средствах массовой коммуникации.

В работе использовались методы исследования: анализ теоретической литературы, анкетирование, метод анализа и обработки образов в кинематографе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1: Стереотипы и массовая коммуникация

 

Понятие стереотипа и механизмы его формирования

 

Для того, чтобы правильно понять и адекватно рассмотреть проблемы стереотипности поведения, необходимо прежде всего определить сущность и содержание понятия.

В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. В переводе с греческого языка «стереотип» означает «твердый отпечаток».

Уолтер Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию:

Во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории;

Во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права.

Стереотип - это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу. Проще говоря, это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

щенные групповые стереотипы.[1]

Социальные стереотипы могут быть позитивными и негативными. (Примечание Редактора сайта: автор книги в данном случае опирается на теоретический материал, ранее разработанный И.Л. Викентьевым здесь).

Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают нашу жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль. В этом случае они сужают наше восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.

Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.

Термин «социальный стереотип» по своему значению приближается к понятию «социальная установка» или «аттитюд». Под последним понимают внутреннюю готовность субъекта воспринимать или действовать определенным образом. В этом случае социальные установки переживаются человеком уже как предрасположенность к чему-либо и как личное отношение.

Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:

-стереотипные действия и ритуалы;

- типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;

- обобщенные представления;

- устойчивые предписания и запреты;

-социальные ярлыки;

-общественное мнение;

-доминирующие ценности.

Исходя из вышесказанного, социальные стереотипы - это устойчивые представления или неизменно повторяющиеся действия людей в обществе.

Приведем примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.

Гендерные стереотипы:

- женщины - слабый пол;

- предназначение женщины - быть матерью и женой;

- женщины глупее мужчин или даже «все бабы - дуры»;

- женщина не может быть руководителем;

- все женщины хотят одного - выйти замуж;

- умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;

- мужчины - сильный пол;

- мужчины не плачут;

- мужчины умнее женщин;

- все мужья изменяют женам;

- мужчины должны руководить;

- мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины.

Возрастные стереотипы:

- все дети - чисты душой;

- все подростки - «трудные»;

- молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);

- сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;

- пожилые люди - консерваторы;

- старики - ворчуны.

Этнические стереотипы:

- американцы - честолюбивы;

- прибалтийцы - медлительны;

- англичане - консервативны;

- японцы - трудолюбивы;

- французы - любвеобильны;

- китайцы - предприимчивы.[2]

Несмотря на «живучесть», стереотип не вечен. Он формируется под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуально-социокультурной среды, а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ.

Среди условий первого порядка выделяют уровень образования, интеллект, личный опыт, а также нормы, привычки, социальные роли, среду обитания.

Рассматривая социальные функции стереотипа, Д. Теджфел отмечает ряд моментов:

1. Люди с легкостью проявляют готовность давать обширным человеческим группам (или социальным категориям) недифференцированные, грубые и пристрастные оценки.

2. Эти характеристики отличаются стабильностью в течение длительного времени.

3. Социальные стереотипы изменяются в зависимости от социальных, политических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

4. Социальный стереотип становится более отчетливым и враждебным, когда возникает враждебность между группами.

5. Социальные стереотипы устанавливаются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Большинство исследователей указывает на связь стереотипов в сознании людей с гигантским влиянием средств массовой информации, формирующих отношение к миру; на поведение, воспроизводящее поступки «героев» печати, радио, телевидения; на привязку определенных принципов поведения к тем местам жизнедеятельности человека, на которые указывают средства коммуникации.

Стереотипы проникают во все сферы нашей жизни. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые, в ряде случаев, не подтверждаются.[3]

Таким образом, формирование предрассудков и предубеждений, по определению несущих в себе отрицательный заряд и ведущих к усилению межличностной напряженности, является серьезным препятствием к взаимопониманию между людьми. А именно стереотип о белокурых девушках таковым и является.



2016-01-26 1041 Обсуждений (0)
Понятие стереотипа и механизмы его формирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие стереотипа и механизмы его формирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1041)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)