Практическое занятие № 7. Изменение звуков в потоке речи. Фонетическая транскрипция
Термины:протеза, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, редукция. Сообщение:немецкий язык. Теоретические вопросы 7.1. Чем отличаются позиционные фонетические процессы от комбинаторных? 7.2. Расскажите о позиционных изменениях звуков. 7.3. Какие виды комбинаторных изменений вы знаете? 7.4. Какие чередования называются фонетическими, а какие – историческими? Практические задания 7.5. Затранскрибируйте слова, найдите все позиционные и комбинаторные фонетические процессы, укажите их типы (редукция: колич. или качеств.-колич.; ассимиляция: прогрессивная или регрессивная, полная или частичная, контактная или дистантная и под.): свадьба, под тяжестью, пролубь (прост.), отделиться, лестница, вотчина, знаменосец, счастливчик, вензель, через порог, лаболатория (прост.). 7.6. (на основе ККР 128) Найдите комбинаторные изменения звуков в этих примерах: 1) Да берегись, возле пролубки склизко… 2) А ты, Боб, ешь свою какаву. 3) Анюта будет сердиться на него за эти «пантомины». 4) Смотри, там ведмедь!.. 5) Не ндравится – скатертью дорожка. 6) У тебя ножичек вострый. 7) Это его самолучшая тройка. Кульерская. 7.7. (на основе Н 3.252, 3.253) Сравните следующие русские и белорусские слова, определите, какие фонетические процессы отразились в истории последних: коридор – калiдор, лепесток – пялёстак, паук – павук, кто – хто, она – яна. Выполните аналогичное задание с украинскими словами: острый – гострий, пакость – капость, долгий – довгий, она – вона. 7.8. Затранскрибируйте отрывок из стихотворения С. Есенина, найдите позиционные и комбинаторные изменения звуков, укажите клитики: Никогда я не был на Босфоре, \ Ты меня не спрашивай о нем. \ Я в твоих глазах увидел море, \ Полыхающее голубым огнем. \ Не ходил в Багдад я с караваном, \ Не возил я шелк туда и хну. \ Наклонись своим красивым станом, \ На коленях дай мне отдохнуть. 7.9. (ККР 124) Проанализируйте заимствования из тюркских языков, образуйте формы мн. числа: карандаш, лошадь, арбуз, базар, визирь, мечеть, кетмень, тулуп, башмак. 7.10.* (Н 3.50) Определите, одинаково ли произносится первый согласный в следующих парах русских слов: сырок – сурок, сардинка – сурдинка, состав – сустав. Понаблюдайте за своей артикуляцией в зеркале. Попробуйте произнести согласный из первого слова, а затем – остальные звуки второго слова. Какие из этого следуют выводы? 7.11.* (Н 3.226) В современном польском литературном языке слова типа kwadrat «квадрат», swój «свой» рекомендуется произносить с глухим губным, примерно как [кфáдрат], [сфуй]. С каким фонетическим явлением мы здесь имеем дело? Литература Учебники А.А. Реформатского (§§ 33-38), В.И. Кодухова (§§ 27); ЛЭС («Комбинаторные изменения звуков», «Транскрипция» и др.). Практическое занятие № 8. Фонология. Термины:фонология, фонологическая оппозиция, дифференциальный признак, фонема, аллофон, архифонема, гиперфонема, акцент. Сообщение: «Споры о фонеме <ы>» (см. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика (С. 83-88)). Теоретические вопросы 8.1. Как соотносятся понятия «звук» и «фонема»? Каким образом эти понятия связаны с понятиями «язык» и «речь»? 8.2. Расскажите о Московской \ Ленинградской \ Пражской фонологической школе. 8.3. Поясните термины «гиперфонема», «архифонема». Практические задания 8.4. Законспектируйте часть 5 главы (с. 90-100) учебного пособия З.К. Тарланова «Методы и принципы лингвистического анализа». 8.5. (К 4 с. 30) Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: а) дал – бал, зал – жал, год – кот, ток – сок, ум – им, рок – бок, щель – мель, честь – жесть; б) tea – key, goat – coat, tell – sell, boy – joy, thing – wing, out – at, eat – eight; в) Mutter – Butter, machen – lichen, ehren – Ohren, eigen – Augen, wollen – sollen. 8.6. (ККР 153) Произнесите и сопоставьте между собой пары слов на языке, который вы изучаете, определите дифференциальные признаки: а) гласных фонем; б) согласных фонем. Нем.: а) der Pelz «шкура, мех» – der Pilz «гриб», die Uhr «часы» – ihr «вы», lesen «читать» – lösen «разделять» – losen «кидать жребий»; б) der Fall «падение» – der Wall «вал», übel «плохой» – über «над, поверх», das Sache «предмет» – die Wache «охрана». Англ.: а) port «порт» – put «класть», foot «ступня» – feet «ступни», man «человек» – men «люди», lip «губа» – leap «прыгать»; б) thick «толстый» - sick «больной», beat «бить» - meat «мясо», ran «бежал» - rang «звонил». 8.7. Фонематически затранскрибируйте слова (по МФШ): надстройка, бессмысленный, сделавшая, головка, медленно. 8.8.* (Н 3.57) В рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква» дети произносят слово шишка примерно так: фыфка, сыска, хыхка. Определите, какие признаки фонемы <ш> варьируются в детской артикуляции. В чем заключается артикуляционная сложность этой фонемы? 8.9.* Смоделируйте возможный английский акцент при произнесении фразы «У меня нет тетради». Прокомментируйте акцент героев произведений Д.И. Фонвизина («Россиска крамат! Арихметика! Ах, хоспоти поже мой, как туша ф теле остаеса!... Я хоспоже на фас пошалююсь») и Б. Акунина («Росядь – дзивое сусетво, ее дзярко. Этот черовек сириськом торустый»). Каков родной язык каждого персонажа? Литература Учебники А.А. Реформатского (§§ 39-40), В.И. Кодухова (§§ 28), Ю.С. Маслова(§§ 47-59); Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995; ЛЭС («МФШ», «ЛФШ»). Дополнительная:Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика (С. 90-122). Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика (С. 31-45). Хрестоматия (С. 108-115, 139-142 Трубецкой Н.С. Основы фонологии). Практическое занятие № 9. Линейное членение звукового потока. Суперсегментные фонетические явления[4]. Термины:слог, фонетическое слово, такт, фраза, энклитики и проклитики, суперсегментные звуковые явления, ударение, интонация. Сообщение:арабский язык. Теоретические вопросы 9.1. На какие линейные фонетические единицы можно разделить речевой поток? 9.2. Расскажите об основных теориях слога, типах слогов. 9.3. В чем специфика русского ударения по сравнению с ударением в других языках мира? 9.4. Какие фонетические средства участвуют в создании интонации? Практические задания 9.5. Запишите текст с пробелами и знаками препинания (2 предложения). Выразительно прочитайте, отметьте позиции логического ударения. Затранскрибируйте, разделите текст на такты, укажите энклитики и проклитики, отметьте внутрифразовые паузы: Наэтойженеделевсубботудождьначавшийсяещевсредулившийсутраидовече ралилкакизведраонтоиделоприпускалвэтотденьособеннобурноимрачно. 9.6. (на основе К 5 с. 37) Заполните таблицу примерами слов русского и изучаемого языков.
Литература Учебники В.И. Кодухова (§§ 26), Ю.С. Маслова(§§ 68-84), А.А. Реформатского (§§ 32, 34); ЛЭС («Слог», «Ударение», «Интонация»).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |