Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 15. Лексико-семантическая система языка. Фразеология



2016-01-26 1132 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 15. Лексико-семантическая система языка. Фразеология 0.00 из 5.00 0 оценок




Термины:парадигматика в лексике, синтагматика в лексике, гипоним, гипероним, синонимия, антонимия, паронимия, фразеологически связанное значение, идиома, термин.

Теоретические вопросы

15.1. Расскажите о парадигматических и синтагматических связях языковых единиц в лексике.

15.2. Раскройте содержание понятий «синонимический ряд», «доминанта». Назовите основные типы синонимов. Каковы источники и функции синонимов?

15.3. У всех ли слов языка есть антонимы? Что такое контекстуальные антонимы? Что такое энантиосемия?

15.4. Назовите основные типы фразеологизмов.

Практические задания

15.5. Распределите лексемы по лексико-семантическим группам, укажите гипонимические отношения: зеленый, окунь, лещ, овчарка, бежать, тетя, родственник, пудель, красный, малиновый, идти, брат, щука, оранжевый, рыба, отец, ехать, собака, дог, сестра, синий, треска, зять.

15.6. Найдите в синонимических рядах доминанты, определите типы других членов ряда: а) высокорослый, рослый, долговязый, длинный, высокий, высоченный, дюжий; б) злиться, кипятиться, гневаться, рвать и метать, сердиться, досадовать, приходить в ярость.

15.7. (на основе К 3 с. 97) Подберите синонимы к словам, укажите типы синонимов: 1) спать, маленький, беспорядок; 2) Meer, Dame, Antlitz; 3) beautiful, big, begin.

15.8. Подберите антонимы к словам с учетом полисемии: низкий, подниматься, свежий, ясно, друг.

15.9. (ККР 420) С каждым сочетанием слов составьте по 2 предложения, в одном из которых эти сочетания употреблялись бы как свободные, а в другом – как фразеологизмы: пустить корни, лед тронулся, при открытых дверях, хлебом не корми, разинуть рот.

15.10.* (на основе Н 4.156) Ответьте на вопрос, используя известный фразеологизм, объясните игру слов: What is the worst weather for rats and mice?

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 16, 23), В.И. Кодухова (§§ 33-34); ЛЭС («Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизм»).

Практическое занятие № 16. Расслоение и изменение словарного состава языка. Лексикография.

Термины:архаизм, историзм, неологизм, заимствование, варваризм, табу, эвфемизм, калька, полукалька, этимология, этимон, деэтимологизация, народная этимология, лексикография.

Теоретические вопросы

16.1. Какие группы лексем входят в пассивный словарь языка?

16.2. Расскажите о стилистических пластах лексики.

16.3. Каковы основные пути обогащения словарного состава?

16.4. В чем разница между энциклопедическими и лингвистическими словарями?

Практические задания

16.5. Разделите устаревшие слова на 2 группы: ретироваться, сплин, ботфорты, епанча, кринолин, выя, урядник, денница, ликбез, драгун, хладный, дилижанс.

16.6. (Н 4.186) Определите, из каких языков заимствованы слова: а) барабан, башлык, сундук, каракуль, кавардак; б) вуаль, жакет, маникюр, сенсация, фельетон; в) фартук, слесарь, циферблат, концерн, лейтмотив, флигель; г) сейф, блюминг, аут, пуловер, джаз; д) ария, солдат, тенор, адажио.

16.7. Проанализируйте степень освоенности заимствований на разных уровнях языковой системы, сравните их с аналогами в языке-источнике (укажите отличия): митинг, имидж, бутсы, тайм, фрахт, штаб, пфенниг, фрейлейн.

16.8. Проанализируйте и сравните словарные статьи, посвященные слову дом, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля, «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» и в словаре синонимов.

16.9. (на основе К 6 с. 87) Выберите пары слов, имевших когда-то общий корень, но деэтимологизировавшихся: завтрак, колея, дуть, нож, перст, гром, подушка, колесо, заноза, зеркало, басня, горло, баян, созерцать, делить, ожерелье, упругий, перчатка, доля, утро, грянуть, пружина.

16.10. (на основе Н 4.179, 4.180) Объясните существование в детской речи таких слов: клейкопластырь, колоток, ветролет. Объясните аналогичные примеры из речи взрослых (из сборника задач И.А. Бодуэна де Куртенэ): гувернянька, прижим (режим), заштрафовать (застраховать).

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 19, 24-25), В.И. Кодухова (§§ 35-37); ЛЭС («Лексикография», «Словарь»).

 

Экзаменационные вопросы по курсу «Введение в языкознание»

  1. Предмет языкознания. Языкознание общее и частное. Прикладное языкознание. Связь языкознания с другими науками.
  2. Язык как общественное явление. Природа языка в трактовке основных лингвистических школ.
  3. Язык как особая знаковая система. Язык и мышление.
  4. Структура языка, его системность. Основные единицы языка, их функции.
  5. Литературный язык. Отличия литературного языка от других форм существования национального языка. Диалекты территориальные и социальные, их взаимоотношения с литературным языком. Просторечие.
  6. Основные теории происхождения человеческой речи. Исторические процессы в жизни языков.
  7. Предмет фонетики. Три аспекта изучения звуков речи. Акустические свойства звуков речи.
  8. Артикуляторный аспект фонетики. Строение и функции речевого аппарата. Артикуляционная база языка.
  9. Принципы классификации звуков речи. Гласные и согласные.
  10. Классификация гласных звуков. Принципы классификации гласных по МФА. Дифтонги.
  11. Классификация согласных по различным признакам.
  12. Изменение звуков в потоке речи. Позиционные и комбинаторные изменения.
  13. Звук и фонема. Учение о фонеме Ленинградской фонологической школы.
  14. Учение о фонеме Московской и Пражской фонологической школ. Фонематическая транскрипция.
  15. Линейное членение звукового потока. Понятие слога, фонетического слова, синтагмы (речевого такта) и фразы. Суперсегментные фонетические явления. Ударение и интонация.
  16. Основные стадии развития письма.
  17. Важнейшие графические системы мировой цивилизации.
  18. Графика и ее правила. Орфография и ее принципы в языках мира.
  19. Морфологическая структура слова. Типы морфем. Историческая изменчивость структуры слова.
  20. Аффиксация как грамматический способ, типы аффиксов.
  21. Грамматические способы в языках мира (кроме аффиксации).
  22. Морфологическая классификация языков мира.
  23. Генеалогическая классификация языков. Структура индоевроп. языковой семьи. Важнейшие языковые семьи.
  24. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Периодизация. Внешняя и внутренняя реконструкция.
  25. Грамматическая форма, грамматич. значение и грамматич. категория как основные понятия морфологии.
  26. Части речи как основные грамматические категории. Принципы выделения частей речи.
  27. Словосочетание как единица синтаксиса. Классификация словосочетаний по разным признакам.
  28. Предложение как единица синтаксиса. Предикативность. Классификация предложений.
  29. Способы выражения синтаксических отношений в языках мира. Языки номинативного и эргативного строя. Виды синтаксических связей.
  30. Слово как единица и предмет лексикологии. Признаки слова. Аспекты его изучения. Структура лексикологии как науки.
  31. Типы лексических значений слова. Многозначность и пути ее развития.
  32. Омонимия, ее виды, источники и роль в языке. Разграничение омонимии и полисемии.
  33. Стилистическое расслоение словарного состава языка.
  34. Лексико-семантическая система языка, ее организация и особенности изменения. Фразеология.
  35. Синонимия, ее виды, источники и роль в языке. Антонимия. Языковая и контекстуальная антонимия.
  36. Лексикография. Основные типы словарей.

 

 



2016-01-26 1132 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 15. Лексико-семантическая система языка. Фразеология 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 15. Лексико-семантическая система языка. Фразеология

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1132)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)