Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическое занятие № 10. Письмо. Графика. Орфография



2016-01-26 1232 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 10. Письмо. Графика. Орфография 0.00 из 5.00 0 оценок




Термины:графика, графема, алфавит, силлабема, пиктограмма, идеограмма, иероглифика, логограмма, фонография, транскрипция, транслитерация, орфография.

Сообщение:китайский язык.

Теоретические вопросы

10.1. В чем основные достоинства и недостатки пиктографии \ идеографии \ фонографии?

10.2. Что такое алфавит? Расскажите кратко о греческом \ латинском \ кириллическом алфавитах?

10.3. Какие способы пополнения алфавитов вам известны?

10.4. Расскажите об особенностях русской графики.

10.5. Назовите основные принципы орфографии.

Практические задания

10.6. Найдите среди записей пиктограммы и идеограммы:

☺ CuSO4· 5H2O ♫ E=mc2 § ® Ä z p ‘ 25% Û é ñ ! c4 Kf6 ? III 983

10.7. Изучите рис. 33, 34, 35 из учебника А.А. Реформатского, сравните внешний вид глаголических и кириллических графем. Расскажите о первых славянских азбуках (см. учебник В.И. Кодухова § 30, ЛЭС «Глаголица», «Кириллица»). Почему создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия часто называют и первыми славянскими фонологами?

10.8. (К 6 с. 43) Объясните, какими способами обозначаются на письме тождественные звуки в словах разных языков: chef (фр.), ship (англ.), Schule (нем.), szkola (польск.), frumosi (рум. – красивый), cheio [ſeio](португ. – полный), maršrut (литов.).

10.9. Приведите примеры слов из русского и изучаемого языка с диграфами и диакритиками.

10.10. (на основе К 13 с. 44) Определите принципы орфографии (для каждой графемы): тяжелый, дешевый, холод, зал, мак, роспись, ночь, мяч, пчела, сжечь, весна, расход, компания, сегодня, цирк, шило, стол, жить, мята, поры, Россия, гриб.

10.11. (Н 7.125) Сравните написание слов в трех славянских языках: а) русском: ель, яма, юрист, йод, йота; б) белорусском: елка, яма, юрыст, ёд, ёта; в) сербском: jелка, jама, jурист, jота.

10.12. Объясните существование графических вариантов у некоторых слов в русском языке: «Ивангое» и «Айвенго» (ср. англ. “Ivanhoe”), Вильям и Уильям (William), Ватсон и Уотсон (Watson), Нью Хэмпшир и Нью Гемпшир (New Hampshire). Приведите подобные примеры. Сравните рус. Генрих Гейне и нем. Heinrich Heine.

10.13.* (Н 1.108) Опираясь на закономерности сочетаний русских букв, расшифруйте текст. Каждый символ соответствует букве русского алфавита; пунктуация оставлена без изменений: Arurytk änäs t onos, adat t ikit! Ek ünxbacik zbätic aöd akikf, zriruso ärun tait j vzröb, äruipköt, ikiunat, aekjetzt t i. a.

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 68-73), В. И. Кодухова (§§ 29-31), Ю.С. Маслова(§§ 267-287); ЛЭС (статьи по теме, в т.ч. «Греческое письмо», «Латинское письмо»). Дополнительная:Хрестоматия (С. 250-268 Гельб И.Е. Опыт изучения письма (основы грамматологии)).

Практическое занятие № 11. Морфема. Состав слова.

Термины:морфология, грамматическая форма, словоизменительная парадигма, словоформа, грамматическое значение, деривационное значение, реляционное значение, морфема, производящая основа, аффикс, префикс, суффикс, интерфикс, инфикс, трансфикс, конфикс, флексия внешняя и внутренняя, послелог, опрощение, переразложение,.

Сообщение:финский язык.

Теоретические вопросы

11.1. Что такое морфема? Какие типы морфем существуют?

11.2. Чем отличаются корневые морфемы от аффиксов?

11.3. Расскажите об основных видах исторических изменений состава слов (опрощение, переразложение, осложнение).

Практические задания

11.4. Познакомьтесь с материалом § 41 учебника В.И. Кодухова. Расскажите о следующих понятиях: морфемный состав слова, производящая основа, форма слова (определение Ф.Ф. Фортунатова), словообразовательная модель \ тип \ гнездо.

11.5. Познакомьтесь с материалом § 39 учебника В.И. Кодухова. Докажите, что морфема – двусторонняя единица языка. Как соотносятся понятия «морфема» и «морф» («морфа»)? Что такое «нулевая морфема»? Составьте схему классификации морфем по разным критериям (с примерами).

11.6. Затранскрибируйте словоформы. Укажите, какие морфы можно объединить в морфемы: песок, ручная, разбежаться, песочная, ножка, рука, ножной, на песке, розыск, нога, раскрылся, разбил, песчаные, ноги, на ноге, ручки, разжать.

11.7. (на основе ККР 235) Разделите словоформы на морфемы, определите типы грамматических значений аффиксов.

Префикс Корень Суффикс Флексия
бес- -предель- -н- -ый

Извещение, лесистый, передвижением, удивительно, бессознательный, переменная, проливные, сооружений, постройка, подземный, бесспорно, распрягают, подсказала.

11.8. (на основе К 4 с. 48) Аналогичен ли морфемный состав следующих слов: русск. а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой; б) дай, май, стай; англ. а) greater, writer, dinner, warmer; б) writes, whites, needs, ours, hats; нем. а) Bauer, weiter, Kinder, lauter; б) schriebst, Dienst, erst, best, Ernst.

11.9. Найдите различия в результатах словообразовательного, морфемного и этимологического (исторического) анализа слов (см. учебник А.А. Реформатского, с. 273-276): восхитительно, колоколенка, беззащитность, ошеломляюще, малинка, снежинка, соломинка. Обратите внимание на разные цели (задачи) этих видов анализа. Образец: 1) «Застенчив-ость» (производная основа) ← «застенчив(ый)». Словообразующий элемент – суффикс –ость (образует сущ. от прил. трудность ← трудный). 2) Застенчив- (корень), –ость (суффикс), флексия нулевая. 3). Этимологически современный корень восходит к сочетанию предлога за и корня стен- (этимон), произошло опрощение.

11.10.* Познакомьтесь с материалом § 149-158 учебника Ю.С. Маслова. Сравните термин «алломорф» с термином «морф» (см. задание 11.5.). Сравните классификацию морфем, предложенную Ю.С. Масловым, со схемой задания 11.5.

11.11.* (на основе К 18 с. 52). Даны слова на курдском языке с их переводом на русский язык. Выделите в этих словах аффиксы, определите их примерное значение и укажите, к какому типу аффиксов они относятся. Заполните пропуски.

aaquil благоразумный aaquilii благоразумие
zaanaa ученый   ученость
  длинный draizii длина
garm   garmii теплота
raas истинный raasii  

Литература

Учебники А.А. Реформатского (§§ 43-45), В.И. Кодухова (§§ 38, 39, 41), Ю.С. Маслова (§§ 149-168), Б.Н. Головина (разделы 5, 6); ЛЭС («Морфема»). Дополнительная:Хрестоматия (С. 167-169 Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение. Общий курс).



2016-01-26 1232 Обсуждений (0)
Практическое занятие № 10. Письмо. Графика. Орфография 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическое занятие № 10. Письмо. Графика. Орфография

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)