Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Терминологический минимум по курсу «Введение в языкознание»



2016-01-26 998 Обсуждений (0)
Терминологический минимум по курсу «Введение в языкознание» 0.00 из 5.00 0 оценок




Общая теория языка: языкознание, общее и частное языкознание, прикладное языкознание, социолингвистика, психолингвистика, знак языковой, функция языка, язык и речь, синхрония и диахрония, языковая система, парадигматические и синтагматические отношения, иерархические отношения, структура языка, сравнительно-исторический метод, реконструкция (внешняя и внутренняя), языковой узус, кодифицированная норма, литературный язык, функциональные стили литературного языка, территориальный и социальный диалекты, просторечие, жаргон, койнэ, мертвый язык, искусственные языки, международные языки, интеграция и дифференциация языков (конвергенция и дивергенция), субстрат, генеалогическая классификация, семья языков, ветвь, группа, подгруппа языков.

Фонетика и система письма:акустическая фонетика, тембр, высота звука, сила звука, форманта, артикуляторная база, кинема, активные и пассивные органы речи, гласный, согласный, вокализм, консонантизм, назализация, палатализация, лабиализация, интердентальный, билабиальный, увулярный, палатальный, велярный, латеральный, эксплозит, спирант, фрикативный, аффриката, сонорный, дифтонг, монофтонг, экскурсия, рекурсия, передний ряд, верхний подъем, фраза, синтагма, фонетическое слово, энклитика, проклитика, слог, суперсегментные звуковые явления, протеза, диэреза, эпентеза, метатеза, гаплология, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, редукция, фонология, фонологическая оппозиция, дифференциальный признак, фонема, аллофон, архифонема, гиперфонема, акцент, графика, графема, алфавит, силлабема, пиктограмма, идеограмма, иероглифика, логограмма, фонография, транскрипция, транслитерация, орфография.

Грамматика: морфология, синтаксис, грамматический способ, грамматическая форма, словоизменительная парадигма, словоформа, грамматическое значение, деривационное значение, реляционное значение, морфема, производящая основа, аффикс, префикс, суффикс, интерфикс, инфикс, трансфикс, конфикс, флексия внешняя и внутренняя, послелог, опрощение, переразложение, фузия, агглютинация, супплетивизм, редупликация, изолирующие, инкорпорирующие, аналитические, синтетические языки, грамматическая категория, части речи, артикль, междометие, словосочетание, отношения атрибутивные, предикативные, объектные, сочинение, подчинение, согласование, управление, примыкание, изафет, замыкание, предложение, предикативность, модальность, номинативный и эргативный синтаксический строй, тема и рема.

Лексикология и лексикография: слово, лексема, знаменательные и служебные слова, коннотации, типы лексических значений, этимология, этимон, деэтимологизация, народная этимология, семасиология, ономастика, антропонимика, топонимика, архаизм, историзм, неологизм, заимствование, варваризм, метафора, метонимия, синекдоха, функциональный перенос, парадигматика в лексике, синтагматика в лексике, гипоним, гипероним, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, омофон, омоформа, омограф, табу, эвфемизм, калька, полукалька, фразеологически связанное значение, идиомы, термины, лексикография.

 

Литература

а) основная литература:

  1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М: Советская энциклопедия, 1989. (2-е (репринтное) издание: Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998).
  3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – СПб: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Немченко В. Н. Введение в языкознание: Учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2008. – 703 с. (Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/rusl/rusl227.htm).
  5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 1999.
  6. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995.

 

б) дополнительная литература:

  1. Амирова Т. А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. История языкознания. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  2. Атлас языков мира: Происхождение и развитие языков во всем мире. – М.: Лик Пресс, 1998.
  3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: КомКнига, 2005.
  4. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1973.
  5. Березин Ф. М. История лингвистических учений. М., 1975.
  6. Березин Ф. М. История советского языкознания. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1981.
  7. Будагов Р. А. Введение в науку о языке. – М.: Просвещениие, 1965.
  8. Вендина Т. И. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 2001.
  9. Введение в языкознание: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / Сост. А. В. Блинов и др. – М.: Аспект Пресс, 2001 (в разделе «Содержание» этого издания неверно указаны номера страниц).
  10. Головин Б. Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1977.
  11. Звегинцев В. А. История языкознания ХIХ – ХХ вв. в очерках и извлечениях. Часть 1, 2. – М.: Просвещение, 1965.
  12. Зиндер Л. Р. Сборник задач по общему языкознанию. – Л., 1965.
  13. Калабина С. И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». – М., 1977.
  14. Калашникова Е. А. Введение в языкознание: Учебно-методическое пособие. – Петрозаводск: КГПУ, 2003.
  15. Камчатнов А. М., Николина Н. А. Введение в языкознание: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 229 с.
  16. Кондрашов Н. А., Копосов Л. Ф., Рупосова Л. П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. – М.: Просвещение, 1991.
  17. Лингвистика ХХ века: система и структура языка: Хрестоматия. Ч. 1, 2 / Сост. Е. А. Красина. – М.: Изд-во РУДН, 2004.
  18. Малаховский В. А. Сборник задач и упражнений по курсу «Введение в языкознание». – М., 1960.
  19. Норман Б. Ю. Лингвистические задачи. – М.: Флинта: Наука, 2006.
  20. Отечественная лингвистика: от А. А. Потебни до В. В. Виноградова: Хрестоматия / Сост. Е. А. Красина. – М.: Изд-во РУДН, 2006.
  21. Розенталь Д. Э. Словарь‑справочник лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Астрель: АСТ, 2001.
  22. Рождественский Ю., Блинов А. Введение в языкознание: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия (Academia), 2005. – 288 с.
  23. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. – М..: Просвещение, 1975.
  24. Хрестоматия по истории русского языкознания. Под ред. Ф.П. Филина / Сост. Ф. М. Березин. – М.: Высшая школа, 1973.
  25. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2005.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

В качестве основного справочного ресурса в Интернете студентам рекомендуется сайты:

www.krugosvet.ru

www.gramota.ru

www.ruslang.ru

 

Литература для обязательного конспектирования

Конспект № 1 (практическое занятие № 2, тема «Сравнительно-исторический метод»). Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – С. 116-128.

Конспект № 2 (практическое занятие № 4, тема «Развитие языков»). Реформатский А. А. Введение в языковедение. – М.: Аспект Пресс, 1999. – С. 490-509.

Конспект № 3 (практическое занятие № 8, тема «Фонологические школы»). Тарланов З. К. Методы и принципы лингвистического анализа. – Петрозаводск, 1995. – С. 90-100.

 


[1] Индивидуальные задания (пятиминутные выступления).

[2] На практич. занятии № 4 проводится 10-минутная самостоятельная работа по темам «Происхождение языка», «Литературный язык» (см. задания 4.2., 4.7.).

[3] Первая половина практического занятия № 5 отводится на выполнение контрольной работы № 1 («Генеалогическая классификация языков мира»).

[4] Первая половина практического занятия № 9 отводится на выполнение контрольной работы № 2 («Фонетика»).

[5] На практическом занятии 14 проводится самостоятельная работа по теме «Грамматические способы» (см. задание 12.7.).



2016-01-26 998 Обсуждений (0)
Терминологический минимум по курсу «Введение в языкознание» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Терминологический минимум по курсу «Введение в языкознание»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (998)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)