Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция представлений о человеке в истории классической философии



2016-01-26 6771 Обсуждений (0)
Эволюция представлений о человеке в истории классической философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Первые представления о человеке сформировались в мифологическом и религиозном сознании. В этих типах мировоззрения человек как особый объект рассмотрения не выделяется из окружающего его природного мира. Наиболее наглядно это проявляется в тотемизме, одной из первых форм религиозных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.

Философские взгляды на проблему человека сложились впервые в древневосточной философии (Древней Индии и Древнего Китая). В рамках этого типа философии отсутствовали представления о человеке как об отдельном индивиде, индивидуальное Я было растворено в неких безличных космических силах. Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. В философии Древнего Востока отсутствовало и представление об активности человека в плане реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагало статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. Одна из особенностей восточного антропологизма – требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.

В качестве отдельной и специальной философской проблемы человек появился в античной философии, которая заложила основы западноевропейского понимания человека. Древние греки считали, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Душа не рассматривалась как чистый дух, она представлялась вещественным, телесным, но тонкоматериальным двойником тела. Животные и растения, по древнегреческим представлениям, тоже имеют душу. Но только у человека есть высшая часть души – ум (разум). С его помощью человек может постигать законы мира, действовать в соответствии с ними. Несмотря на веру в предопределенность своей судьбы высшими силами, человек античности был активным и деятельным существом, создавшим великие искусство, философию, образцы демократического устройства общества. Античный идеал человека – гармонично развитая личность, в которой в равной мере развиты телесное и духовное начало (красивое совершенное тело – вместилище для образованной и нравственной души).

Таким образом, сформулировав принцип разумного миропонимания, античная философия пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу.

Основоположником философской антропологии античности можно считать Сократа. С его именем связан антропологический переворот в древнегреческой философии. Если для предшествующего периода греческой философии (натурфилософии) в центре философского исследования стояла проблема космоса, природы («где есть всем вещам начало?»), то Сократ сделал центром философского внимания человека, увидев его принципиальное отличие от природы, его сложность и уникальность.

Сократа интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Задачей философии он считал исследование этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности, полагая, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, в ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Философ был убежден, что только на пути проникновения в свое «Я», внутренний мир возможны самосовершенствование, правильный выбор ценностей, соответствующий им благой образ мышления и действия. Сократу принадлежит вывод о том, что «добродетель есть знание». Человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Этот выод Сократа, правда, оспаривался многими философами.

Платон, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, усматривал сущность человека в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. В этом Платон видел родовое (общее) отличие человека от животного. Человек есть не просто единство души и тела, но именно душа – та субстанция, которая делает человека человеком.

В силу того, что душа человека бессмертна, а тело смертно, человек дуалистичен. В этой дуалистичности заложен трагизм человеческого бытия: тело тянет его в животный мир, а душа – в божественный (мир идей). Тело по Платону – это «темница души». Согласно Платону, человеческая душа состоит из трех частей: идеально-разумной, вожделеюще-волевой, инстинктивно-аффективной. В зависимости от того, какая из этих частей берет верх, зависит судьба человека, его место в государстве. Люди, наделенные идеально-разумной душой, должны управлять государством, вожделеюще-волевой – быть воинами и стражами, инстинктивно-аффективной – быть земледельцами, ремесленниками и пр. В своем проекте идеального государства Платон считал необходимым осуществить комплекс радикальных мер, упразднить семью и частную собственность, ввести регламентацию различных сторон общественной и личной жизни, поскольку большинство людей находится во власти эмоций и страстей, руководствуется в своем поведении эгоистическими мотивами, а не истиной, справедливостью и разумом. Однако для достижения единства интересов в обществе, обеспечения единомыслия в государстве он принес в жертву конкретного человека.

Аристотель, друг и ученик Платона, в отличие от своего учителя, подходил к трактовке природы человека не с точки зрения того, каким человеку надлежит быть согласно идеальным представлениям, а с точки зрения, каков человек в действительности. В трактате «О душе» он выделяет три уровня души – растительную, животную, разумную. Низшая душа, растительная, ведает функциями питания, роста и размножения, общими для всех одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, способность желания достичь приятного и избежать неприятного. Разумная душа, которой обладает только человек, наделена высшей из способностей – рассуждением и мышлением.

Аристотель полагает, что душа и тело субстанциально соединяются в одну природу как две неполные природы – материя и форма. Платоновский дуализм исчезает. Душа, то есть форма тела, есть тот сущностный принцип, который сообщает материи бытие в качестве живого человеческого тела.

Аристотель придаёт максимальное значение уму, в силу которого человек превосходит все прочие существа. Сам разум не зависит от тела. Только вечный и неизменный разум способен к постижению вечного бытия и составляет сущность высшей из аристотелевских форм, вечного двигателя, который есть чистое мышление, благодаря которому все движется и живет в мире. Этот высший разум Аристотель называет деятельным, созидательным и отличает его от пассивного разума, только воспринимающего. Пассивный разум главным образом и присущ человеку, тогда как деятельный разум – лишь в очень малой степени. В человеке бессмертен только его разум; после смерти тела он сливается с вселенским разумом.

Человек определяется Аристотелем как разумное живое существо или как «живое существо, имеющее разум или речь». Таким образом, видовым отличительным признаком человека Аристотель считает его познавательный элемент. Душа – это, прежде всего, мышление. Волевые, эмоциональные, исторические элементы отступают на второй план или вовсе не существуют.

Человек по Аристотелю – это политическое животное, которое не может жить вне общества. Только социальное общение гарантирует человеку такой образ жизни, при котором он может удовлетворять все свои потребности. В «Политике» Аристотель заявляет, что жить в изоляции могли бы только неразумные животные или боги.Только в социуме люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Но такое воспитание может осуществляться лишь в справедливом государстве. С одной стороны, подлинная справедливость, наличие хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию в нем благородных задатков. С другой стороны, «цельюсамого государства является благая жизнь людей». Благая жизнь – это, прежде всего, соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели, к которым он относил благоразумие, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость и т.д.

Формирование средневековых представлений о человеке происходило в рамках теоцентристского мировоззрения, согласно которому Бог – начало всего сущего, создавший мир, человека, определивший нормы человеческого поведения. Христианское представление о человеке заключено в формуле «человек есть образ и подобие Бога». Но в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутреннего приобщения к божественной благодати. Средневековым сознанием жизнь человека воспринимается как путь искупления, средство восстановления утраченной гармонии с Богом. В рамках христианской антропологии подчеркивается противоположность души и тела, божественного и тварного, духовного и материального в человеке. Если идеалом античности был человек-атлет, в котором гармонично развиты тело и дух, то идеалом человека средневековья выступает монах-аскет, презревший все земное и полностью посвятивший себя служению Богу.

В эпоху Возрождения формируется новое мировоззрение – антропоцентризм. Центром любого исследования (литературы, живописи, скульптуры или философского трактата) становится человек.

Возрождение возвращается к античному идеалу гармонии тела и души. Вновь появляется интерес к человеческому телу, которое уже не рассматривается как оковы души. Телесная жизнь, телесная красота становится ценностью. В эпоху Ренессанса появляются многочисленные изображения прекрасного человеческого лица и человеческого тела.

Неизмеримо возрастает вера в безграничные возможности человека. Впервые в истории европейской культуры человек стал рассматриваться как хозяин своей судьбы, который не уповает на божественную помощь. Разум и свободная воля, дарованные человеку, превращают его в творца самого себя и своей жизни. Провозглашается право на свободу и счастье в земной жизни. Впервые появляется идея о том, что человек должен преобразовать и подчинить себе окружающий мир. Эта идея до сих пор определяет стиль мышления западной цивилизации и обусловливает стремительное развитие научно-технического прогресса.

Новое понимание человека формируется в философии Нового времени. Под влиянием развития капиталистических отношений, научной революции и расцвета механики, физики, математики, был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму. Примером такой концепции является работа Ж. Ламетри «Человек-машина», в которой представлена точка зрения механистического материализма на человека. Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро). Другая, отличительная черта их философской антропологии – рассмотрение человека как продукта природы, повинующегося её законам.

Главным достоинством человека философы Нового времени считали разум. Считалось, что при помощи разума человек может познать природу и поставить себе на службу ее стихийные силы, покончить с голодом, нищетой, болезнями, а также построить благополучное и справедливое общество, в котором будут жить идеальные люди — нравственные, образованные, миролюбивые. Эпоха Просвещения полагала, что человек от природы добр, злым его делает несовершенное общество. И если преобразовать общество, изменится и человек. Силой разума он может обуздать свои чувства и страсти, взять под контроль поступки, быть полным хозяином своего характера и судьбы.

Значительный вклад в философское осмысление человека был сделан представителями немецкой классической философии. И. Кантисходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно – миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая – то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам. Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии.

Антропологическая концепция Гегеля, как и вся его философия, проникнута рационализмом. Само отличие человека от животного заключается прежде всего в мышлении, которое сообщает всему человеческому его человечность. Он с наибольшей силой выразил положение о человеке как субъекте духовной деятельности и носителе общезначимого духа и разума. В социальном плане учение Гегеля ярко выражает принцип приоритета социального целого над индивидом.

Особую роль в антропологии немецкой классики занимает Л.Фейербах и его концепция антропологического материализма. Он утверждал, что тело и душа едины, что не только разумное, как полагал Гегель, является истинным и действительным. Фейербах признавал принципиальное отличие человека от животного, но в отличие от Гегеля, не сводил его только к мышлению. Человек отличается от животного всем своим существом, прежде всего «всечувственностью и всечувствительностью». Человеком можно считать того, полагал Фейербах, кто обладает эстетическим, моральным, религиозным, философским и научным смыслом, сущность же человека проявляется лишь в общении, во взаимоотношениях между людьми.

В философии ХIХ века можно выделить несколько направлений исследования человека:

1. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Эта теория утверждала, что человек – не творение Бога, а лишь звено в длинной цепи эволюционного развития живых организмов. Из этого следовало, что никаких существенных различий между человеком и животными нет. Человек – лишь особый вид животных, а разум – не божественный дар, а дальнейшее развитие высших психических способностей, которые есть уже у человекообразных обезьян. Биологи зачислили человека в класс млекопитающих и выделили четыре его отличительных признака: прямохождение, речь, пользование огнем и способность совершенствовать свои орудия труда. К главнейшим особенностям человека помимо разума была причислена трудовая деятельность. Труд, активная производственная деятельность – это способ существования человека, выделивший его из мира животных. Человек – не только мыслящее, но еще и преобразующее мир существо.

2. В философия марксизма человек рассматривался в русле диалектико-материалистического подхода в неразрывной связи с природной и социальной средой. Человек – продукт эволюции вечной, несотворимой и неуничтожимой материи, он является биосоциальным существом, наделенным сознанием. Человек выделился из животного мира благодаря труду, умению создавать орудия труда. Для него характерны не только приспособление к окружающей среде, но и преобразование природы, изменение ее в своих интересах. В своей сути человек – существо не природное, а общественное. Природная основа – лишь предпосылка человека, но его сущность заключается в том, что он «есть продукт всех общественных отношений». На основе такого понимания человека основоположники марксистской философии делали вывод, что для изменения человека необходимо изменить общество, только при справедливо устроенном обществе человек обретет самого себя и снимет отчуждение от своей собственной природы.

3. Иррационалистическая трактовка человека. Во второй половине XIX в. развивается новый тип философского мышления – неклассическая философия, выступающая с критикой классических систем. Рационалистическому вектору классической философии был противопоставлен феномен иррационального, который акцентировал внимание на бессознательных процессах, эмоционально-волевых актах, на проблемах интуиции, духовного озарения, инстинкта, воли к жизни – т.е. на том, что не подчиняется законам логики, разума.

Одним из первых представителей философско-антропологического иррационализма был немецкий философ А. Шопенгауэр. Основой всего сущего он считал Мировую волю, которую понимал как слепую бессознательную жизненную силу. В человеческом измерении воля проявляется как «воля к жизни» и выражается в бесконечном стремлении к реализации желаний. Однако такое стремление выступает постоянным источником страданий, поэтому человек обречен на страдание. Из этой ситуации Шопенгауэр видел два выхода: либо умерщвление всех своих желаний (вплоть до самоубийства), аскетическое безрадостное существование; либо эгоистическое удовлетворение своих желаний, жизнь по принципу «если очень хочется, то все можно».

Одним из течений иррационализма стала «философия жизни», в которой понятие «жизнь» трактуется как интуитивно постигаемая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни к материи. Жизнь – это способ бытия человека, которую нельзя постичь рациональными или научными методами. Ее можно понять путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». Одним из ярких представителей философии жизни был Ф. Ницше.

Фридрих Ницше вошел в историю философской мысли как провозвестник переоценки ценностей (науки, религии, морали). «Философ неприятных истин», – так он охарактеризовал свое творчество. Центральное место в философии Ницше занимает понятие жизни – органического процесса, постоянно совершенствующегося, превозмогающего самого себя, расширяющего свое господство, никогда не застывающего в конечных и ограниченных формах. Ницше рассматривал жизнь как «волю к власти», к которой стремится все живое.

Однако оценивая современную ему европейскую культуру, бытие человека, он отмечает, что жизнь оказалась строго регламентированной, в ней не осталось места для геройства и поступка. Посредственные люди создали, по Ницше массовые религии – христианство и социализм – религии обиженных и угнетенных, религии сострадания. Согласно Ницше, мораль христианская, как и мораль социалистическая, только ослабляет личностное начало в человеке.

Выход из кризиса культуры Ницше видит в воплощении идеи сверхчеловека. В работе «Так говорил Заратустра» Ницше утверждает, что человек есть путь к сверхчеловеку, тому, кто стоит над толпой с ее предубеждением и лицемерием. «Человек – это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью». Сверхчеловек нуждается в новой морали – мужественной морали борца и воина. Освобожденный от общественного влияния и морали стада, сверхчеловек несет ответственность только перед самим собой. Идея сверхчеловека рассматривается Ницше как конечный смысл жизни и культуры.

Путь человеческого духа на пути к сверхчеловеку весьма сложен. Образно он изложен Ницше в притче книги «О трех превращениях» из его книги «Так говорил Заратустра». Преображение духа подобно обретению выносливости верблюда, свободы льва и непосредственности, невинности, полной открытости миру ребенка – символа нового начинания.

Творчество Ницше вызывает множество противоречивых оценок – от восхищения до полного отрицания. Работы Ницше отрывают за собой огромную перспективу смысла, дают повод для различных интерпретаций. Часто фразы, афоризмы, вырванные из контекста произведения, становились символами противоположных убеждениям самого Ницше идей (как, например, отождествление его концепции сверхчеловека с фашисткой идеологией). Но несомненна значимость трудов этого мыслителя для развития культуры ХХ века. Прежде всего, это критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное – личность, ее индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни.

На идеях Ницше выросло поколение художников-модернистов, поэтов-символистов, философов-экзистенциалистов и пр. На знамени ХХ века начертаны ницшеанские слова «Бог мертв». Трактовке этих слов посвятил свой труд М. Хайдеггер и другие философы ХХ века



2016-01-26 6771 Обсуждений (0)
Эволюция представлений о человеке в истории классической философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция представлений о человеке в истории классической философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6771)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)