Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основные характеристики мышления (виды, стадии, операции и формы)



2016-01-26 1635 Обсуждений (0)
Понятие и основные характеристики мышления (виды, стадии, операции и формы) 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие мышления

Мышление –это высший познавательный психический процесс, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования.

Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Мышление – активная функция интеллекта, интеллект в действии.

На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

Основные особенности мышления

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности,

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Мышление - социально обусловленный психический процесс.

Функции мышления (по В.Д. Шадрикову)

1. Понимание. Процессы понимания – это и есть процессы нашего мышления, направленного на раскрытие тех или иных объектов в их существенных связях с другими объектами, что достигается на основе включения нового знания в субъективный опыт

2. Решение проблем и задач. Мышление возникает тогда, когда субъективного опыта для достижения цели не хватает, т.е. в проблемной ситуации. Осознать и сформулировать вопрос – это уже определенный шаг к решению проблемы, а понимание того, что известно и что нужно искать, свидетельствует о превращении проблемной ситуации на задачу. Умение найти связь известного и неизвестного в задаче значит найти способ ее решения.

3.Целеобразование. Образование целей составляет процесс порождения новых целей, что происходит в мышлении. Мышление обнаруживает свои предсказательная возможности и формирует образ конечного результата деятельности Общая цель мышления конкретизируется в промежуточных целях. Поэтому, постановка общей, промежуточной и конечной цели является целеобразовательным процессом, происходящим в мышлении.

4.Рефлексия. Рефлексия -осознание субъектом своих внутренних действий. Рефлексию рассматривают как деятельность субъекта, направленная на осознание способов и действий его познания. Самопознание выполняет регулирующую функцию относительно поведения или деятельности субъекта.

Виды мышления

Наглядно-действенное мышление – это мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая («мышление руками»). Наглядно-действенное мышлениепервый способ мышления ребенка в онтогенезе (развивается в возрасте от 1 до 3 лет). Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наглядно-образное мышлениемышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи). Наглядно-образное мышление опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия.

В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы - чаще зрительные (у музыкантов — слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.

Абстрактно-логическое(словесно-логическое, отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производ­ная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями или могут восприниматься непосредственно органами чувств человека.

Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

 

Стадии мышления

1. Возникновение и осознание проблемной ситуации
2. Постановка задачи  
3. Генерация вариантов решения задачи
6. Устранение проблемной ситуации
5. Нахождение оптимального варианта решения
4. Оценка каждого варианта  


Формы мышления

□ понятия;

□ суждения;

□ умозаключения.

Понятие— мысль, выраженная в словах, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.

Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д.

Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями.

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение— это отражение связей между предметами и явле­ниями или между их свойствами и признаками.

Так, суждение «Предприниматель — это активный, предприимчивый человек, желающий улучшить свое благосостояние путем экономической деятельности» отражает связь между психологическими свойствами предпринимателя и способом его действий.

Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение.

Умозаключение – определенный вывод на основе нескольких суждений.

Умозаключение — такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений можно получить новое суждение.

Примером умозаключения является знаменитый сократовское умозаключение – силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих фактов к единичному выводу.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Операции мышления

Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Мыслительная операция Ее содержание
Сравнение Вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, учитель физкультуры сравнивает личностные качества учеников, чтобы выбрать капитана команды для участия в спортландии (по ответственности, организованности, коммуникативности и т.д.)
Анализ Мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств спортсмена на основании результатов теста Кеттела
Синтез Объединение отдельных компонентов в целое. Обычно соседствует с анализом. Психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека
Абстрагирование Выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. Понятие «надежности» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов
Обобщение Выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ результатов исследования, психолог делает вывод о том, что у всех спортсменов волевые качества развиты в высокой степени.
Конкретизация Операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выискать их новый вид — с кунжутом и клубничной начинкой

 

 



2016-01-26 1635 Обсуждений (0)
Понятие и основные характеристики мышления (виды, стадии, операции и формы) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основные характеристики мышления (виды, стадии, операции и формы)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1635)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)