Понятие и основные характеристики мышления (виды, стадии, операции и формы)
Понятие мышления Мышление –это высший познавательный психический процесс, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования. Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. Мышление – активная функция интеллекта, интеллект в действии. На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Основные особенности мышления 1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности, 2. Связь с практической деятельностью. 3. Неразрывная связь с речью. 4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Мышление - социально обусловленный психический процесс. Функции мышления (по В.Д. Шадрикову) 1. Понимание. Процессы понимания – это и есть процессы нашего мышления, направленного на раскрытие тех или иных объектов в их существенных связях с другими объектами, что достигается на основе включения нового знания в субъективный опыт 2. Решение проблем и задач. Мышление возникает тогда, когда субъективного опыта для достижения цели не хватает, т.е. в проблемной ситуации. Осознать и сформулировать вопрос – это уже определенный шаг к решению проблемы, а понимание того, что известно и что нужно искать, свидетельствует о превращении проблемной ситуации на задачу. Умение найти связь известного и неизвестного в задаче значит найти способ ее решения. 3.Целеобразование. Образование целей составляет процесс порождения новых целей, что происходит в мышлении. Мышление обнаруживает свои предсказательная возможности и формирует образ конечного результата деятельности Общая цель мышления конкретизируется в промежуточных целях. Поэтому, постановка общей, промежуточной и конечной цели является целеобразовательным процессом, происходящим в мышлении. 4.Рефлексия. Рефлексия -осознание субъектом своих внутренних действий. Рефлексию рассматривают как деятельность субъекта, направленная на осознание способов и действий его познания. Самопознание выполняет регулирующую функцию относительно поведения или деятельности субъекта. Виды мышления Наглядно-действенное мышление – это мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая («мышление руками»). Наглядно-действенное мышление – первый способ мышления ребенка в онтогенезе (развивается в возрасте от 1 до 3 лет). Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Наглядно-образное мышление — мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи). Наглядно-образное мышление опирается на представление и образы предметов без непосредственного их восприятия. В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы - чаще зрительные (у музыкантов — слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий. Абстрактно-логическое(словесно-логическое, отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями или могут восприниматься непосредственно органами чувств человека. Словесно-логическое мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями.
Стадии мышления
Формы мышления □ понятия; □ суждения; □ умозаключения. Понятие— мысль, выраженная в словах, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями. Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение— это отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Так, суждение «Предприниматель — это активный, предприимчивый человек, желающий улучшить свое благосостояние путем экономической деятельности» отражает связь между психологическими свойствами предпринимателя и способом его действий. Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления – умозаключение. Умозаключение – определенный вывод на основе нескольких суждений. Умозаключение — такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений можно получить новое суждение. Примером умозаключения является знаменитый сократовское умозаключение – силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Операции мышления Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1701)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |