Понятие восприятия. Свойства и виды восприятия
Понятие восприятия Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов и явлений. Процесс формирования этих образов называетсявосприятием (иногда употребляется также термин«перцепция», «перцептивный процесс») Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления. Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека в окружающей среде. Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Свойства восприятия 1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. Образы отражаемых предметов выступают в сознании в совокупности многих качеств и свойств, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. 2. Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обусловливается знанием физических свойств предметов, а также тем, что предмет восприятия находится в окружении других известных нам предметов. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. 3. Структурность восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны. 4. Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Осмысленность показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредны и полезны, желанны и не желанны. 5. Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Зависит от интересов, установок и потребностей человека и определяет преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими. Человек воспринимает только те предметы, которые представляют интерес для его деятельности 6. Предметность – способность человека воспринимать мир в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Человек отражает не не просто физические тела, как сгустки вещества, а как предметы, относящиеся к определенному классу явлений. 7. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта индивида, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Виды восприятия Существуют несколько классификаций видов восприятий, различающихся по следующим основаниям. 1. Поразличиям в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые анализаторы. 2. По степени целенаправленности деятельности личности:непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей (присутствует волевая активность) — воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д.Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность — наблюдение. Наблюдение— это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач. 3. По формам существования матери: восприятие пространства, восприятие движения и восприятие времени.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |