Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и основные формы направленности личности



2016-01-26 2102 Обсуждений (0)
Понятие и основные формы направленности личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в отечественной психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания.

Направленность личности – это интегральное обра­зование личности, под которым понимают систему побуждений, обеспечивающую активность и избирательность отношений к деятельности.

Направленность включает несколько связанных иерархических форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в ко­тором выражаются влечения, желания, стремления, потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение и идеалы личности.

Влечение

наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Влечение – это состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Влечения могут быть естествен­ными и сформированными в социальных условиях.

В ряду инстинктивных, органических влечений установле­на следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуаль­ное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влече­ние материнства.

Желание

осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне конкретному, определенному и представляет собой определенный этап выз­ревания потребности, соотнесение ее с целью и планом дей­ствий.

Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходи­мые (например, сексуальные желания), 3) желания ни есте­ственные, ни необходимые.

Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаж­дой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п. Однако и первые две группы желаний человека не безупречны — они могут быть гипертрофирован­ными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения.

Желание связано состремлениемповы­шенным эмоциональным тяготением к объекту желания. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

Потребность

это испытываемая субъектом нужда в объектах, необходимых для его существования. Потребность является источником активности и развития личности.

Классификация потребностей:

биологические – лежащие в основе жизнедеятельности;

социальные – в общении, в труде, в признании, в принадлежности к определенной группе;

материальные – в одежде, жилище и т.д.;

духовные – в познании себя и окружающей среды, в эстетических наслаждениях и творчестве.

духов­ные, связанные с общественным существованием человека: потребнос­ти в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приоб­ретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п.

Мотив

это осознанная причина активности человека, направленной на достижение цели.

Мотивы – это мысли, стремления, чувства человека, которые связаны с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие его к той или иной деятельности.

Мотив – это сложное психическое образование, которое начинает формироваться под влиянием возникающей у человека потребности.

Понятие «мотив» необходимо отличать от понятия «мотивация». «Мотивация» - это более широкое понятие, чем мотив.

Мотивация

это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?».

Мотивация поведения представляет собой совокупность стойких взаимодействующих мотивов.

Интерес

это проявление познавательной потребности, избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоцио­нальной привлекательности.

Приобретая действенный характер, оказывая влияние на процесс и результат деятельности, интерес может стать склонностью к определенному виду занятий или быть ее показателем.

Необходимым признаком интереса является устойчи­вое положительное эмоциональное отношение личности к объекту, который становится интересным для личности прежде всего потому, что он тесно" связан с ее мыслями, чувствами, потребностями, ценностными ориентациями.

Интересы - это мотивы личности, выражающие ее специальную на­правленность на познание определенных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности.

Склонность возникает при включении в интерес волевого компонента.

Идеалконкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности.

Намерение – это сознательное стремление или решение завершить действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Таким образом, в намерении отражены цель и средства, с помощью которых человек собирается ее достичь.

Убеждениевысшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мировоззрение личности – это сложившаяся у нее система убежде­ний, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Мировоззрение – система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

 

 



2016-01-26 2102 Обсуждений (0)
Понятие и основные формы направленности личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и основные формы направленности личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2102)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)