Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», их соотношение. Я-концепция личности. Психологические защиты
Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», их соотношение. Человек –это наиболее общее родовое понятие, обозначающее: 1) принадлежность к классу млекопитающих вида Ното sарiепs , 2) наличие сознания и особой телесной организаци: • Высокоразвитый мозг • Прямохождение • Приспособленные к труду руки
Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Человек как биосоциальное существо имеет биологические характеристики (индивид) и социальные характеристики (личность). Индивид – · человек как представитель рода, имеющий природные свойства, телесное бытие человека; · это биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида · (индивидом человек рождается). Личность – · социальное существо, включенное в общественные отношения, · участвующее в общественном развитии и выполняющая определенную социальную роль. Личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Индивидуальность –неповторимое своеобразие человека, которое проявляется в особенностях его познавательной, эмоциональной и волевой сфер; совокупность индивидуально-психических особенностей личности, делающих ее уникальной, неповторимой. Я-концепция личности. «Я-концепция» (самосознание) –относительно устойчивая, осознанная (более или менее) система представлений индивида о самом себе, на основе чего он строит взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе. Я - концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, «теория самого себя». Структура Я-концепции состоит из трех взаимосвязанных компонентов (по Р. Бернсу) 1. Познавательный – знание о себе, представление о своих качествах и свойствах, т.е. основные характеристики нашего самовосприятия. 2. Эмоциональный (аффективный) – оценка своих качеств и свойств (самооценка), уровень самоуважения (самоотношение). 3. Поведенческий – практические действия в отношении самого себя. Формы Я-концепции 1. Реальная Я-концепция («реальное-Я») — это отражение личностью тех установок, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами. Это – «Я- на-самом деле» Это представление личности о себе, о том, «какой я есть». Например, вы считаете, что, конечно, какие-то недостатки у вас есть, вы не очень любите учиться и легко ссоритесь со знакомыми из-за собственной вспыльчивости, но, в общем, вы себе нравитесь. 2. Идеальная Я-концепция (или идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями, «Я-желаемое», т.е. каким бы я хотел быть. 3. «Социальное-Я» (зеркальное-Я) – отражение тех установок, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я» глазами других), представление о том, как меня воспринимают другие. 4. Профессиональная Я-концепция – отношение к собственным успехам и возможностям в работе, учебе. Естественно, в этой области мы тоже имеем «реальные» и «идеальные» представления о себе. Например, в идеале вы хотели бы иметь «9» по всем предметам. Но в реальности вы оцениваете собственные силы иначе и знаете, что не стоит запускать учебу: себе дороже. А вот со спортом – никаких проблем. Я-концепция (самосознание), то есть мнение о себе, может изменяться в течение жизни. Это не статичное, (как например, темперамент), а динамичное психологическое образование. Самооценка является главной функцией ≪Я – концепции≫. Самооценка – это оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть адекватной адекватной (соответствующей действительности) и неадекватной: заниженной, завышенной.
Психологические защиты. Когда у нас имеется ощущение сильных, но прямо противоположных стремлений, мы испытываем внутренний конфликт. Психологическая защита – это те механизмы, которые стабилизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия нашего сознания, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную информацию о себе или о других. Впервые защитные механизмы были выявлены З.Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А.Фрейд. Механизмы психологической защиты (А. Фрейд) Вытеснение. Такой механизм, в результате действия которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п. Замещение. Связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект. Так, например, агрессия по отношению к начальству иногда вымещается на членах семьи работника. Имеется и другой тип замещения, когда одни чувства заменяются на прямо противоположные. Идентификация. Защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифицирует себя с отцом, а дочь – с матерью. Отрицание. Определяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. В житейском смысле данный механизм известен нам как «позиция страуса», который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опасной для себя ситуации. Проекция. Неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Собственные желания, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (проецирует) на другое лицо. Рационализация. Защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения. Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. Реактивные образования. Суть состоит в трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Иногда, неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо трансформируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот симпатия, может быть, даже любовное увлечение демонстрируются как неприязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. Регрессия. Психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весьма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1088)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |