Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о психических состояниях. Взаимосвязь психических состояний и поведения



2016-01-26 2234 Обсуждений (0)
Понятие о психических состояниях. Взаимосвязь психических состояний и поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психическое состояние – цело­стная реакция человека на вне­шние и внутренние воздействия, возникающие при выполнении значимой для человека деятель­ности, направленные на достиже­ние полезного результата. Это сложное и многообразное, до­статочно стойкое, но сменяюще­еся психическое явление, повы­шающее или понижающее жиз­недеятельность человека в сло­жившейся ситуации.

Качественные характеристики психических состояний.

1. Комплексная реакция человека – в состоянии принимают учас­тие все системы организма че­ловека;

2. Латентный период развития (от латинского latens — скры­тый, невидимый) – существует у любого состояния. Задержка в развитии психического состояния может колебаться от нескольких секунд, минут до нескольких часов, дней и недель.

· Например, при испуге в поле вашего зрения быстро появля­ется устрашающий образ — это занимает несколько секунд. Таская тяжести или читая можно дойти до мышечного или ум­ственного утомления за несколько минут или часов (на это вли­яет запас физических или духовных сил). А готовясь к экзаме­нам, вы за несколько дней или недель доходите до состояния хронического стресса. Итак, понятно, что необходима опреде­ленная величина и длительность действия условий, вызываю­щих появление конкретного состояния.

3. Активное развитие состояния –само состояние всегда разви­вается активно.

4. Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток вре­мени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

5. Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, опре­деленная динамика и конец).

6. Относительная устой­чивость психических состояний в том, что их динамика менее выражена, чем у психиче­ских процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).

7. Многообрази­е и полярность. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противопо­ложное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустрация — толерантность и т.д.).

 

Классификация психических состояний.

Психические состояния человека можно классифициро­вать по различным основаниям:

1) по роли лично­сти и ситуации в возникновении психических состоянийличностные (или устойчивые) и ситуативные;

2) по доминиру­ющему (ведущему) психическому процессу(если таковые явно высту­пают), из которого возникает это состояние —интеллектуальные (гностические), волевые, эмоциональныеи т. д.;

а) гностические (от греческого gnosis — знание) состояния (любознательность, удивление, изумление, сосредоточен­ность, сомнение, озадаченность и т. д.);

б) эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, страсть, бодрость, отчаяние);

в) волевые состояния (активность, пассивность, решитель­ность, уверенность, сдержанность и т. д.).

3) по степени глубины — состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4) по времени протеканиякратковременные, затяж­ные, длительныеит.д.;

5) по влиянию на личностьстенические (положительные, повышающие жизнедеятельность),иастенические(отрицательные).

Можно выделить типичные положительные и отрица­тельные психические состояния, свойственные большин­ству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, свя­занной с экстремальными (крайними, необычными) ус­ловиями. Сюда следует отнестипсихические состояния про­фессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состоя­ние волевой активности и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой дея­тельности имеет психическоесостояние профессиональной заинтересованности.

Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно дей­ствовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом ука­занные объекты начинают занимать господствующее поло­жение в сознании специалиста.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работ­ника психических состояний, близких по своему содержа­нию и структуре ксостоянию творческого вдохновения,свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обо­стрении восприятия, повышении способности воспроизве­дения ранее запечатленного, возрастании силы воображе­ния; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т. д.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеетпсихическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам в частности.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятель­ности, общения) могут возникать и отрицательные (астени­ческие) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (край­них) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.

Можно и нужно говорить о состоянии сугубоопераци­онной (операторной, «деловой»)напряженности, т. е. на­пряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различе­ния, состояние бдительности, сложность зрительно-двига­тельной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональ­ными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).

6) по степени осознанности —состоянияболее или менее осознанные;

7) по виду деятельности, в котором проявляются психические состояния.

а) трудовые состояния (готовность, вялость, вдохновение, энергичность, деловитость, усталость и т. д.);

б) учебные состояния (возбужденность, сосредоточенность, рассеянность, заинтересованность, внимательность и т. д.);

в) спортивные состояния (собранность, расслабленность, по­движность, скованность,бодрость, вялость и т. д.).

8) по влиянию, которое оказывают состояния на деятельность.

Относительно этого критерия все состояния подразделяют­ся на:

а) оптимальные — то есть наиболее соответствующие тому или другому виду деятельности (например, успешности учеб­ных занятий наиболее соответствуют состояния любозна­тельности, пытливости, усидчивости и внимательности);

б) стрессовые состояния или же состояния перевозбуждения допустимы в виде порыва и азарта в бою, но крайне вредны в условиях деятельности, требующей большой точности дви­жений и расчетливости действий;

в) депрессивные (от латинского depressio — подавление) со­стояния — вредны в любом виде деятельности, это те состо­яния? когда говорят, что «все валится из рук» (апатия, край­няя вялость и пассивность и т. д.). Наша жизнь полна противоположностей, вот и состояния, которые мы переживаем, бывают самыми разными. Некоторые из них существенно снижают нашу работоспособность (врабатывание, монотония, психиче­ское пресыщение) или даже пол­ностью исключают возможность ее проявления (сон и сильное утомление). А некоторые состоя­ния очень трудно контролиро­вать — это настроение, аффект, стресс, страсть и фрустрация.

 

 



2016-01-26 2234 Обсуждений (0)
Понятие о психических состояниях. Взаимосвязь психических состояний и поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о психических состояниях. Взаимосвязь психических состояний и поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)