Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I. Интерпретационный подход



2016-01-26 875 Обсуждений (0)
I. Интерпретационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок




Основа анализа: уникальность исторического события

Истории ретроспективного характера различаются:

А) Объектом (страной)

Б) Школой (нормами и правилами – школа Покровского и школа Тарле в советской историографии)

Минусы интерпретационного подхода:

• Методологическая предвзятость (вопрос объективности – как отражается главная историческая тенденция?)

• Субъективизм исследователя

• Проблема обобщений – обобщения делаются на основе ограниченного количества исторических событий, таким образом получается, что обобщения в основном основываются на интуиции

• Несообразность исторических объяснений в различных культурных комплексах ведет к тому, что может быть дана разная интерпретация одних и тех же событий (пример – описание межгосударственных отношений в разных странах)

 

Общая оценка подхода: изучение эмпирических фактов без формулировки теории, разработка рациональных доводов и объяснений, общая теория не конструируется, поскольку интерпретация дается в соответствии с системой ценностей. Таким образом, историческая объективность понимается как реконструкция прошлого в его целостности.

Основная логика применения гуманитарного подхода в региональных исследованиях заключается не в поиске общих закономерностей для всех регионов, а в выявлении специфики, единичных особенностей, которые позволяют выявить специфику.

Главный метод – понимание, реконструкция внутреннего смысла изучаемых феноменов.

Плюсы: целостность, мы видим внутренние связи и учитываем региональную специфику. Существует возможность диахромного исследования и экстраполяций тенденций прошлого на будущее. Экстраполяция – не прогноз в строгом смысле этого слова, а попытка представить то, что будет на основе того, что мы знаем. Применительно к восточным реалиям иногда экстраполяция может быть вернее, чем прогноз. Данный подход более развит в отечественном востоковедении.

Минусы: идеографичность. Гуманитарное исследование дает слепок региона, но не дает теоретической модели. Существует также склонность к переоценке отдельных регионов и недооценке глобальных тенденций, игнорирование взаимодействий между отдельными регионами. Все закономерности полагаются уникальными для данного региона.

II. Структурный подход (более свойственен социологическим и политологическим исследованиям)

Суть данного подхода состоит в том, что необходимо выявить альтернативу историческому объяснению, составить системную теорию. При этом каждый участник МО воспринимается как единица взаимодействия, а каждая ситуация как модель развития. Предпринимается попытка выявить общие правила функционирования системы. Задача подхода - не объяснить ситуацию, а построить модель. Модель должна быть абстрактной, обобщающей, логичной, объясняющей и быть проверяемой.

Исследование в рамках структурного подхода включает в себя следующие этапы:

a) Обособление переменных и факторов.

b) Установление общих посылок.

c) Группировка посылок

d) Выработка гипотез, которые подводят к выводам.

e) Проверка выводов эмпирической реальностью.

Минусы подхода: когда мы обособляем факты, мы не можем избежать ценностной характеристики этих фактов, редукционизм.

 

Группы теорий в рамках данного подхода:

• Функционализм (попытки объяснить все через функции, системная теория)

• Редуционистские теории( попытки объяснить целое через части)

• Стадиальные теории (Маркс, Ленин, Сталин – формационный подход, стадиальная модель Листа)

• Историко-хронологический подход.

• Циклические подходы (выделяются циклы, связанные с объективными показателями)

 

7 признаков, отличающие исторические стадии от структурных:

1) Стадии должны выделяться такими параметрами, которые могут быть верифицированы или квантифицированы.

2) Величина параметров должна заметно меняться при переходе от одной стадии к другой.

3) Должны существовать показатели, которые свидетельствуют о завершении одной стадии и начале другой.

4) Должны существовать области или пространство, где применима данная модель

5) Последовательность стадий должна подчиняться действию некоего механизма, который должен позволять предсказывать продолжительность новой стадии.

6) Стадии должны определяться на основе однотипного критерия.

7) В стадиальном подходе должна решаться проблема переходного периода (однако здесь возникает искушение объяснить все не вписывающиеся в теорию явления объяснять переходным периодом)

Однако когда приходит понимание, что теория не всегда может быть проверяемой, появляются теории среднесрочной перспективы, их цель состоит не в том, чтобы создать общую теорию, а в том, чтобы создать проверяемые теории для конкретного типа явлений (примеры - теория игр, теория принятия решений(для какого-то типа проблем), модели оптимизации).

 

В то же время, когда стало ясно, что существует целая группа явлений, которые не вписываются ни в одну из теорий, возникла необходимость разработки интегративных подходов в рамках структурного направления. Цель подобных подходов состояла в том, чтобы сузить теорию до сферы непосредственного анализа, поскольку общие теории трудноприменимы, а число случаев иногда может быть слишком мало для систематического контроля. Появляются открытые теории (в таких теориях существует возможность модификации в зависимости от ситуации):

Структурный подход в региональных исследованиях. Основная логика подхода заключается в том, что исследователь пытается найти универсальную закономерность, которая является частью общемирового процесса, описать МО в регионах как часть общемирового процесса. Методологические особенности: использование количественных методов и методик, статистики, установление причинно-следственных отношений между наблюдаемыми явлениями.

Плюсы: теоретическое обоснование выводов, обобщение большого количества фактов, возможность широкого применения в межрегиональных исследованиях, возможность прогнозирования.

Минусы: редукционизм, проблемы исследования восточной специфики – нет достоверной статистики по Востоку, некая шаблонность оценок для всех регионов, усечение особенностей, которые могут быть ключевыми, излишняя абстрагированность.

 

Основные характеристики подходов.

Общественно-научный Гуманитарный  
Поиск универсальных закономерностей Практическое изучение уникального комплекса взаимосвязей.  
Все явления рассматриваются как часть общественно-политического процесса Поиск уникальных черт, специфических и характерных особенностей  
Преобладание количественных методов над качественными.(анализ статистики, например) Применение качественных методик  
Построение модели Постижение внутреннего смысла
Теория всегда присутствует Шаткость теоретической базы
Характерно обобщение большого массива данных Редукционизм – как отрицательная черта этого подхода   Комплексность исследования установление причинно-следственных связей между общественными явлениями Идиаграфичность – игнорирование взаимодействия между различными подсистемами    

 

Параметры Структурный подход Гуманитарный подход
Фокус анализа Общее универсальное Особенное уникальное
Предмет анализа Структура механизма Текстура
Логика анализа Дедуктивная, линейная Индуктивная, цикличная
Цель анализа Систематизация (основной вопрос: каким образом?) Концептуализация (осн.вопрос: для чего?)
Основной метод Логическое объяснение, обобщение, типологизация Интуитивное понимание, осмысление, интерпретация
Методики Количественные Качественные
Направление анализа Абстрагирование, генерализация Конкретизация

 

Структура – совокупность взаимосвязей между объектами

Текстура – тот самый контекст, в котором взаимоотношения осуществляются.


 



2016-01-26 875 Обсуждений (0)
I. Интерпретационный подход 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I. Интерпретационный подход

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (875)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)