Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общественно-философское направление в украинской мысли второй пол. 19- начю20 ст. Учение Т.Г.Шевченка, М.П.Драгоманова, Франка, Леси Украинки



2016-01-26 931 Обсуждений (0)
Общественно-философское направление в украинской мысли второй пол. 19- начю20 ст. Учение Т.Г.Шевченка, М.П.Драгоманова, Франка, Леси Украинки 0.00 из 5.00 0 оценок




Т. Шевченко (1814-1861), который обратился в своих мыслях и творчества к памятникам национальной истории. Касаясь этого явления, поэт писал в обоснование структуры альбома "Живописная Украина": "В пределах моей Родины” сохранились до сих пор многочисленные следы вековых потрясений, постигших когда-то этот край в непрерывной борьбе за веру и независимость с чужое-родными хищными соседями..., в памяти народной живые многочисленные поэтические переводы, свидетельствующие о благородных подвигах предков".

Т. Шевченко, как никто другой, метко и убедительно представил идею соборности Украины, единства всех ее земель вопреки исторической скорби, разъединила разные части некогда единого края, разбросав их по разным государствам.

Среди других мировоззренческих идей Т.Шевченко стоит выделить следующие:

♦ Идея глубинного родства человека с природой: в произведениях поэта человек и природа живут единым дыханием и едиными чувствами; человек укоренена в природе, а природа, в свою очередь, является не мертвой, а одухотворенной.

♦ Идея народа как единственного суверенного своей истории и своей жизненной судьбы: ° никто не может решать Его судьбу, он есть единственное животворящее сила истории.

♦ Идея веры в справедливого Бога; иногда кажется, что Шевченко то ли атеист, то ли еретик, однако в его произведениях четко проводится различения того Бога, что его рисуют в церквях и именем которого совершается насилие, и настоящего Бога, как гаранта осуществления высшей справедливости.

♦ Идея насильственной народной революции; она иногда предстает основой для обвинения поэта в воспевании насилия; однако следует сказать, что эта идея была очень распространена в XIX ст.; здесь Шевченко не был ни новатором, ни оригинальным; если же мы поставим вопрос о том, приемлема ли эта идея сейчас, то ответ, конечно, будет негативной.

♦ В произведениях Шевченко довольно отчетливо проведена мысль о важную роль в общественной жизни и истории прогресса знаний, науки, образования.

♦ Наконец, через все творчество Шевченко проходит своеобразный культ женщины-матери: для поэта она предстает олицетворением и силы жизни, и его волшебной красоты.

Иван Франко (1856 - 1916) - уникальная фигура в отечественной культуре. Выдающийся поэт, писатель, общественный деятель, публицист, он был еще и талантливым ученым, доктором философии.

И. Франко еще на заре коммунистического движения сумел розглядеть в нем симптомы возможных социальных потрясений. Мыслитель гениально прозревал тоталитарную сущность коммунистического движения: по его мнению, "программа государственного социализма ", при всех возможных ее вариантах, "уж слишком часто пахнет государственным деспотизмом и уніформізмом, что произведен действительно в жизни он мог бы произойти большим тормозом развития или источником новых революций ". /. Франко - человек энциклопедических знаний, исключительной работоспособности, наделенная тонкой интуицией ученого. Он оставил по себе необозримую эпистолярное наследие, оказал мощное влияние на национальное самосознание украинцев. Он принадлежит к когорте тех деятелей, через творчество которых нация делает попытку осмыслить себя и выявить свою сущность.

Леся Украинка (1871-1913) принадлежала к известной в Украине интеллигентной семьи. Племянница М.Драгоманова, дочь писательницы О. Пчилки, она дружила с И. Франко, М. Павликом, М. Лысенко и другими ведущими деятелями отечественной культуры. Под их влиянием, а также благодаря упорному самообразованию сформировалось ее мировоззрение. Будущая поэтесса интересовалась философией, особенно ее новейшими течениями, а среди них — и позитивизмом. Под его влиянием она зміцнілась в доверии к науки, человеческого разума, рациональном осмыслении действительности: прежде всего—социальной.

В произведениях Л. Украинки национальная проблематика органически связана с общечеловеческой. В этом заключается один из основополагающих принципов его творчества, отмеченный в свое время еще Н. Игру-сапожным: "Глубоко национальная в своей основе, всем содержанием своим неразрывно связана с жизнью своего народа, с переживания нашего человека в нынешнюю эпоху, это творчество переводила их на почву вечных общечеловеческих соревнований ".

Своеобразные мировоззренческие идеи были в ХИХ века. сформулированные в программных произведениях представителей общественно-политического движения, где на первом плане находится деятельность Кирилло-Мефодиевского общества (1846-1847), созданного в Киеве университетской интеллигенцией. В его состав входили профессора, студенты и сотрудники Киевского университета, среди них: Н. Костомаров, В. Белозерский, 77. Кулиш, Т. Шевченко и другие.

Идейным вдохновителем общества был Николай Костомаров (1817-1885). В его трудах "Закон Божий (Книга бытия украинского народа)" (1846), "Черты народной южнорусской истории” (1861), "Южная Русь в конце XVI века." (1842), "Руина" (1879).

♦ Впервые сделана попытка очертить национальный украинский характер, ретроспективно осмотреть исторический путь украинского народа, определить его место в кругу других (в первую очередь - славянских) народов, дать описание такого общественного устройства, который отвечал бы национальным стремлениям украинцев. Желаемый общественный строй представлялся в виде правовой, демократической, парламентарной федерации славянских народов, в которой бы реально гарантировались как права отдельных лиц, так и права наций. Историческое предназначение Украины, по мнению мыслителя, заключается в деле объединения славянского этноса (поскольку Киев исторически возник в центре славянского ареала).

Мощное влияние на современников произвел соратник Г. Костомарова и Т. Шевченко Пантелеймон Кулиш (1819-1897). Особое место в его творчестве занимает очерк „3азивний письмо украинской интеллигенции" (1883), в котором в пламенной, закличній форме очерчены социальное призвание образованных слоев общества, обязанных выполнить функцию национальной элиты. Произведение П. Кулиша полон оптимизма и веры в возрождение украинского этнического организма.

исходными мировоззренческими устремлениями П. Кулиш был человеком глубоко религиозным; несколько абсолютизировал роковой ход процессов действительности; во взглядах на Украину он романтизировал ее прошлое; обвинял урбанизацию в разрушении первичной нравственности народа; развивал так называемую "хуторянскую философию", призывая вернуться к близости с природой и простых форм жизни.

Деятельность кирилло-мефодиевцев была квалифицирована властями как опасная для существующего государственного строя. Все участники общества предстали перед судом и получили суровые приговоры. Самое тяжелое наказание выпало на долю Т. Шевченко - ссылки в солдаты на двадцать лет в казахские степи со строжайшим запретом писать стихи и рисовать картины.

Важный вклад в развитие социальной философии, в частности, философии украинской национальной идеи сделал выдающийся деятель украинской культуры, историк и этнограф Михаил Драгоманов (1841-1895). В основе его мировоззрения лежит смесь либерально-демократических, социалистических и украинских патриотических элементов с положительным философским основанием.

 

Кроме рассмотренных представителей украинской философской мысли XIX века. следует назвать также О. Потебню (1835 - 1891), профессора Харьковского университета, сделал весомый вклад в исследование соотношения мышления и языка, языка и народной истории, языка и формирования человеческой психики и человеческой личности; Бы. Кистяковский (1868 - 1920), активного члена "Молодой Общины", который рассматривал методологию социального познания; В. Лесевича (1837 -1905), который предстал одним из лучших знатоков, последователей и пропагандистов в Украине и России идей позитивизма.

 



2016-01-26 931 Обсуждений (0)
Общественно-философское направление в украинской мысли второй пол. 19- начю20 ст. Учение Т.Г.Шевченка, М.П.Драгоманова, Франка, Леси Украинки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общественно-философское направление в украинской мысли второй пол. 19- начю20 ст. Учение Т.Г.Шевченка, М.П.Драгоманова, Франка, Леси Украинки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (931)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)