Понятие, сущность и принципы формирования кадровой политики организации
Содержание ВВЕДЕНИЕ. 1 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 3 1.1 Понятие, сущность и принципы формирования кадровой политики организации 3 1.2 Этапы формирования кадровой политики организации и ее виды.. 9 1.3. Методология совершенствования кадровой политики в ОАО «КЖБИ». 14 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «КЖБИ». 19 2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «КЖБИ». 19 2.2 Анализ системы управления персоналом в ОАО «КЖБИ». 24 2.3 Анализ кадровой политики в ОАО «КЖБИ». 32 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОВЕРШЕНИЮ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «КЖБИ». 45 3.1 Мероприятия по совершенствованию кадровой политики в ОАО «КЖБИ». 45 3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию кадровой политики в ОАО «КЖБИ». 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 55 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 58
ВВЕДЕНИЕ Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики, большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. Персонал является неотъемлемой частью любой организации, т.к. любая организация представляет собой взаимодействие людей, объединенных общими целями. Персоналом предприятия называется штатный состав его работников. К персоналу иногда относят и привлеченных из внешней среды специалистов. Управление персоналом, как и организацией в целом, является необходимым элементом этого взаимодействия. Для эффективного управления персоналом в бизнесе, предприятие нуждается в целостной системе работы с кадрами, позволяющей управлять ими от момента приема на работу до завершения карьеры. В условиях современной экономики кадровая политика в отечественных компаниях должна больше ориентироваться на человеческие отношения, социальную политику и социальные ценности, охватывать новые области (трудовые конфликты, новые общественные организации, социальные программы и др.) И, несмотря на то, что в настоящее время разрабатываются новые направления кадровой политики, ориентирующиеся на организацию социального управления и социальную политику, социальная некомпетентность отечественных кадров и руководителей значительно ослабляет данные преобразования [2, с15]. В данный момент от кадровой политики зависит жизнеспособность страны, ее стабильность, устойчивость и эффективность. Серьезной проблемой кадровой политики в России является недостаточная системность законодательного регулирования, отсутствие согласованного общего правового поля в регулировании различных уровней и видов деятельности. Кадровая политика является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Кадровая политика -это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников. Основополагающим принципом кадровой политики считается подбор и расстановка кадров по деловым и личностным качествам работников. Деловые качества работников принято оценивать по их общеобразовательной подготовке, практическому опыту работы, умению эффективно выполнять свои служебные обязанности. Цель курсового проекта: анализ кадровой политики конкретной организации и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Объект исследования: ОАО «Комбинат железобетонных изделий» (КЖБИ). Предмет исследования: система кадровой политики в ОАО «КЖБИ». Задачи курсового проекта: - обобщить теоретический опыт по проблеме кадровой политики; - рассмотреть понятие и сущность кадровой политики; - оценить состояние кадровой политики в ОАО «КЖБИ»; - разработать организационный проект по совершенствованию кадровой политики в ОАО «КЖБИ». Структура:курсовой проект состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ Понятие, сущность и принципы формирования кадровой политики организации Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации - ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов [43, с.345]. В широком смысле кадровая политика - система правил и норм в области работы с кадрами, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, приводящая человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. Данным определением подчеркивается интегрированность сферы управления персоналом в общую деятельность организации, а также факт осознания правил и норм кадровой работы всеми субъектами организации. В узком смысле кадровая политика - набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях работников и организации. Под кадровой политикой подразумевается формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных рыночных условиях на том или ином этапе развития организации. Разные авторы, по-разному трактуют определение кадровой политики. В справочной литературе кадровая политика рассматривается как стратегия, общий курс формирования, развития и рационального использования персонала, работы с кадрами, деятельность по формированию требований к персоналу, по его подбору, подготовке и рациональному использованию, основные подходы к решению кадровых проблем [13, с. 110-111]. По мнению Ф.У. Тейлора, кадровая политика - это развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния, а так же подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу и т. п. [25, с. 44]. А. Файоль, определяет кадровую политику как один из ключевых элементов функции распорядительства, к принципам которой относилось "постоянство состава персонала" [44, с. 61]. Но наиболее лаконично определение кадровой политики дает А.Я. Кибанов. По его мнению, кадровая политика организации - генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации [19, с. 42]. Кадровая политика является частью общей политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития. Место кадровой политики в политике организации показано на рисунке 1.1. [18, с. 93]. Основными разновидностями кадровой политики считаются политика подбора кадров, политика обучения, политика оплаты труда, политика формирования кадровых процедур, политика социальных отношений. Главной целью кадровой политики является обеспечение своевременного обновления и сохранения количественного и качественного состава кадров и его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда, которое достигается посредством обоснованного формирования кадровой политики [18, с. 95]. Кадровая политика не всегда четко обозначена и представлена в виде документа, однако, независимо от степени выраженности, она существует в каждой организации.
Рис.1.1. Место и роль кадровой политики в политике организации Кадровая политика находит свое отражение в философии организации, Правилах внутреннего распорядка и коллективном договоре. Философия организации - это совокупность моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, подчиненных достижению глобальной цели предприятия [12, с. 37]. Выбор кадровой политики зависит от ситуации, в которой находится организация, а также от ее потребностей. Главными принципами формирования кадровой политики организации отдельных направлений являются: 1. Управление персоналом организации: − принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей (необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации). 2. Наем, подбор и расстановка персонала: − принцип соответствия (соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека); − принцип профессиональной компетенции (уровень знаний, соответствующий требованиям должности); − принцип практических достижений (требуемый опыт, руководящие способности (организации собственной работы и работы подчиненных)); 3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности: − принцип конкурсности (отбор кандидатов на конкурсной основе); резерва на конкретную должность по индивидуальной программе); − принцип регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей (оценка результатов деятельности, собеседования, выявление склонностей и т.п.). 4. Оценка и аттестация персонала: − принцип отбора показателей оценки (система показателей, учитывающих цель оценок, критерии оценок, частоту оценок); − принцип оценки квалификации (пригодность, определение знаний, необходимых для выполнения данного вида деятельности); − принцип оценки осуществления заданий (оценка результатов деятельности). 5. Развитие персонала: − принцип повышения квалификации (необходимость периодичности пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала); − принцип самовыражения (самостоятельность, самоконтроль, влияние на формирование методов исполнения); − принцип саморазвития (способность и возможность саморазвития). 6. Мотивация и стимулирование персонала, оплата труда: − принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы (эффективная система оплаты труда); − принцип мотивации (побудительные факторы, влияющие на повышение эффективности труда) [19, с. 43-44]. Основополагающие принципы формирования кадровой политики представлены в таблице 1.1. Суть кадровой политики - в формировании стратегии управления персоналом, которая, в свою очередь, базируется на стратегии развития организации [27, с. 46]. Таблица 1.1. Основополагающие принципы формирования кадровой политики
Продолжение Таблицы 1.1
Кадровая политика для организации является своеобразным «стержнем» на который опирается вся кадровая работа, и опорной точкой для формирования кадровой стратегии. Она должна не только создавать благоприятные условия труда, но также и обеспечивать какое либо продвижение по карьерной лестнице.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5094)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |