Виды социально-психологического климата
1. Благоприятный психологический климат. 2. Неблагоприятный психологический климат. Важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 3) отсутствие давления на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 4) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; 5) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 6) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; 7) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов. Благоприятный психологический климат связан прежде всего с определенной направленностью коллектива и ощущением продвижения в избранном направлении, успешности коллектива. Наличие ясных перспектив способствует сплоченности и прочности группы. Факторы социально-психологического климата малой группы. СПК коллектива – результат влияния множества факторов. I. Макросоциальные факторы – влияние общества. Обусловливаются совокупностью материальных, культурных и идеологических условий, в которых живут члены коллектива как граждане определенной страны. II. Микросоциальные факторы – особенности конкретного предприятия или учреждения, социальной группы. 1. Физический микроклимат – наличие привычных условий труда, которые обеспечивают сотрудникам удовлетворение их естественных потребностей (организация и дизайн пространства, наличие удобств, мест питания и т. п.). Неоправданное отсутствие этих условий порождает раздражительность и другие отрицательные эмоции, что негативно влияет на общий СПК.
2. Особенности выполняемой сотрудниками работы. Монотонность работы, принудительный ритм, повышенная ответственность и т. д. повышают психологическую нагрузку и напряжение у людей, что влияет на общий СПК. Сюда же можно отнести такой фактор, как характер организационных связей, закрепленный в формальной структуре данного подразделения. Совместно-индивидуальная (каждый член коллектива делает свою часть работы независимо от других) и совместно-последовательная («конвейер») виды деятельности могут ухудшать СПК, тогда как совместно-взаимодействующая деятельность улучшает его, повышая сплоченность коллектива. 3. Влияние предыдущих факторов усиливается, если есть возможность сравнения с другими коллективами. В случае если это сравнение не в пользу собственного коллектива, общий СПК резко снижается. 4. Психологическая совместимость работников – один из важнейших факторов СПК. Имеется в виду оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Выделяют три уровня совместимости: а) на уровне темперамента (психофизиологическая совместимость) используется принцип комплементарности, т. е. взаимодополнения индивидных качеств партнеров; б) на уровне распределения ролей также работает принцип комплементарности – если все члены коллектива будут стремиться к лидерству, СПК ухудшится; в) на ценностно-смысловом уровне включается принцип согласованности: совместимыми будут люди, имеющие схожие жизненные цели, ценности. Для описания этого уровня используют термин «ценностно-ориентационное единство коллектива» (ЦОЕ) – для достижения благоприятного психологического климата все члены коллектива должны быть объединены общими целями и ценностями, совпадающими с таковыми организации в целом. 5. Мотивация деятельности сотрудников. СПК более благоприятен при выраженной мотивации трудиться в данном коллективе и удовлетворенности трудом. Иногда для описания этого фактора используют термин «мотивационный климат». 6. Особенности стиля руководства коллективом. Во многих исследованиях показано, что СПК более благоприятен в коллективах с демократическим стилем руководства. Авторитарный и либеральный стили снижают СПК даже при наличии высокой совместимости и благоприятном сочетании других факторов. Руководитель может влиять также на все остальные факторы (подбирать сотрудников, мотивировать их, обеспечивать им определенные условия труда), таким образом, он является ключевой фигурой в формировании СПК коллектива. Этапы развития малой группы Малая группа проходит ряд этапов в своем развитии. В социальной психологии существуют различные модели описания развития группы. Параметрический подход Л.И. Уманского основывается на следующих отличительных признаках группы: содержание нравственной направленности группы; единство группы; групповая деятельность. В зависимости от выраженности каждого параметра группа располагается на следующем континууме: 1) конгломерат – группа, состоящая из незнакомых между собой людей; 2) номинальная группа – группа, получившая формальный статус; 3) ассоциация – группа, в которой начинают возникать эмоциональные связи между ее членами; 4) кооперация – группа, характеризующаяся наличием общей деятельности; 5) автономия – группа с высокой степенью сплоченности; 6) коллектив – высший этап развития группы. Стратометрическая концепция А.В. Петровского основана на двух параметрах: 1) степени опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; 2) общественной значимости деятельности группы. Соответственно выделяются два направления развития группы: просоциальное и антисоциальное.
Рис. 20. Развитие малой группы по А.В. Петровскому Признаками коллектива являются: 1) наличие социально одобряемой цели деятельности; 2) добровольный характер объединения; 3) целостность, высокий уровень сплоченности; 4) социальная форма взаимодействия – развитие личности вместе с развитием коллектива; 5) разделение всеми членами группы норм, целей, ценностей группы (ценностно-ориентационное единство). В последнее время на смену понятию «коллектив» приходит термин «команда». Команда имеет те же отличительные свойства, которыми обладает коллектив, но в отличие от последнего это более динамичное образование. Команда может формироваться под конкретную задачу и после ее выполнения расформировываться. Коллектив же складывается годами, это стабильное образование. В современной практике командные формы работы становятся все более популярны, так как они обеспечивают более динамичное реагирование на ситуацию. Вопросы для промежуточного контроля1. Что такое малая группа? 2. Какие процессы происходят в малой группе? 3. Каковы этапы вхождения человека в группу? 4. Как связаны групповое давление и конформизм? 5. Какие существуют виды конформного поведения? 6. Почему коллективистическое самоопределение – наиболее предпочтительный вариант принятия норм? 7. В каких группах давление авторитета выше? 8. Как нужно себя вести, чтобы изменить мнение большинства? 9. Каковы этапы введения инноваций? 10. Почему люди сопротивляются инновациям? 11. Какие эффекты проявляются в ходе групповой дискуссии? 12. Что такое социально-психологический климат группы? 13. Какие существуют уровни совместимости членов группы? 14. Какие этапы проходит малая группа в своем развитии? 15. Чем различаются коллектив и команда? Задания для работы на занятии и самостоятельной работыЗадание 1. Проведите в группе или индивидуально процедуру генерации инновационных идей. Этапы процедуры. 1. Определение предмета инновации. Этот этап можно провести в форме групповой дискуссии или «мозгового штурма»: высказывайте все идеи, которые приходят вам в голову, и записывайте их, а затем отберите наиболее актуальную. Освобождение ума от консервативных установок относительно предмета инновации. Сядьте удобно за столом, подготовив бумагу и карандаш. Сосредоточьтесь на предмете инновации. Возьмите карандаш и быстро, не думая, запишите: а) графические образы предмета; б) слухи о нем; в) догадки по поводу его функций; г) наилучшие и наихудшие мысли о предмете; д) эмоции: позитивные и негативные. Теперь отложите листы и займитесь другим делом. За это время произойдет упорядочивание ваших мыслей. Возьмите стопку карточек и запишите по одной мысли на каждую. При этом делайте дополнения и исправления. После этого разложите карточки по категориям и ассоциациям. Добавьте, что еще приходит на ум. Отложите в отдельную стопку карточки с консервативными идеями. Если вы уверены в том, что они консервативны, выбросьте их. Накопление магазина стимулов. Существуют три основных категории стимулов – исторические, фактические, экспериментальные. Все эти стимулы извлекаются из статей, книг, справочников, бесед, интервью, добываются на семинарах и конференциях. Большую пользу приносит общение со специалистами. Если вы проводите это упражнение на занятии в группе, проанализируйте реальное ощущение предмета инновации. Визуализируйте этот предмет. Почувствуйте его вкус, запах, звучание. Комбинации со стимулами. Соберите воедино все имеющиеся стимулы. Рассмотрите каждую категорию и заставьте свой мозг работать с ней. Записывайте каждую приходящую вам идею. 5. Озарение. Это этап взрывного размножения идей. Он наступает как результат предпринятой творческой активности. 6. Определите мотивы и потребности людей, которые: а) будут способствовать принятию ими вашего нововведения; б) будут способствовать проявлению сопротивления нововведениям. 7. Определите способы преодоления сопротивления и внедрения новой модели поведения людей. Задание 2. Попробуйте оценить свою подверженность групповому давлению. Выберите норму, существующую в вашей группе, и попробуйте нарушать ее в различных ситуациях (например, на дне рождения демонстративно пить только газировку; не курить в привычной компании курящих друзей, одеться совершенно в другом стиле, чем принято, и т. п. – но только не нарушайте закон!). Напишите самоотчет по этому заданию. 1. Какую социальную норму вы пытались нарушить? Опишите свои действия, которые были нарушением нормы, и обстановку, в которой они происходили. 2. Как люди реагировали на нарушение этой конкретной нормы? Опишите их вербальные и невербальные реакции, а также все замеченные вами закономерности. Как реагировали вы сами, когда нарушали эту норму? Опишите свои мысли и чувства и укажите, изменялись ли они со временем или в зависимости от ситуации. Задание 3. Оцените социально-психологический климат вашей группы по методике Фидлера (приложение 8). Обсудите полученные результаты в группе. Литература Основная Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Изд-во МГУ, 1991. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000. Дополнительная Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. М.: ГЭОТАР-МЕД,2001. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.П. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. Психология управления. Практикум / под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. Розанова В.А. Психология управления: учеб. пособие. М.: Альфа-Пресс, 2000. Самыгин СП., Столяренко А.Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 1997. Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2134)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |