Влияние темперамента личности на ход процесса ее адаптации
Экзаменационный билет №1 Педагогическая психология и её задачи. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Объект педагогической психологии - человек. Предмет - механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе. Образовательный, педагогический процесс является объектом изучения многих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления) и представляет собой сложное, многофункциональное и многокомпонентное явление. "Педагогическая психология изучает психологические вопросы управления, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между учащимися" (А.В. Петровский)." Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б.Г. Ананьев). Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы. В связи с этой проблемой складывается предмет педагогической психологии, исследующей закономерности усвоения, учения. На основе сложившихся научных представлений формируются техника, практика учебно-педагогической деятельности, обоснованные со стороны психологии закономерностей процессов усвоения. Вторая педагогическая проблема возникает, когда осознается различие обучения и развития в системе обучения. Можно часто встретить ситуацию, когда человек учится, но очень слабо развивается. Предмет исследования в этом случае - закономерности развития интеллекта, личности, способностей, вообще человека. Данное направление педагогической психологии разрабатывает практику не обучения, а организации развития. Таким образом, "предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса" (И. А. Зимняя). Задачи педагогической психологии. Общей, главной задачей является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса. Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкой для определения способов и средств воспитания. Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы. Структура педагогической психологии включает 4 раздела: I - психология образовательной деятельности (единство учебной и педагогической деятельности); II - психология учебной деятельности и её субъекта - обучающегося (ученик, студент); III - психология педагогической деятельности и её субъекта (педагога); IV - психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.
Влияние темперамента личности на ход процесса ее адаптации. Темперамент - это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит от его врожденных, природных психофизиологических качеств. Темперамент — индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов. Обычно выделяются три сферы проявления темперамента: уровень обшей активности, особенности двигательной сферы и уровень эмоциональности. Общая активность определяется степенью интенсивности взаимодействия человека с окружающей средой — природной и социальной. Здесь можно выделить две крайности. Один тип людей отличается своей явно выраженной вялостью, пассивностью, а другой — высокой активностью, быстротой в действиях. Представители других темпераментов располагаются между этими двумя полюсами. Двигательная или моторная активность выражается в быстроте и резкости движений, в темпе речи, а также во внешней подвижности или, наоборот, медлительности, говорливости или молчаливости. Эмоциональность - выражается в быстроте смены эмоциональных состояний, восприимчивости к эмоциональным воздействиям, чуткости. У сангвиников непостоянство интересов и увлечений проявляется в неравномерном, скачкообразном переключении активности с одной на другую сферу адаптации. Увлекшись углубленным освоением профессии, он может утратить интерес к общественной работе. Живо откликается на новации, в деятельности особо выделяет ее интересность или неинтересность, отсутствие "живинки" в работе чрезвычайно затрудняет адаптацию. В этой связи быстрота социально-психологической адаптации явно опережает ее глубину и прочность. Молодой рабочий с холерическим темпераментом отличается порывистостью в сочетании с сосредоточенностью при выполнении работ, общительностью и раздражимостью, нередко выходящей из-под его контроля. Занимаясь спортом или общественной работой, проявляет упорство, увлеченность. При этом его интересы постоянны и устойчивы. Возникающие трудности не выбивают его из рабочего состояния, а мобилизуют на энергичное их преодоление. Адаптация его в коллективе протекает энергично, напористо. Дезадаптационные сбои из-за возникающих конфликтов не мешают возврату к реализации адаптационных задач. Меланхолика в этом возрасте отличает болезненная чувствительность, заторможенность в эмоциональных проявлениях, сдержанность в выражении чувств. Легко теряется — самое мягкое замечание может ввести его в смущение. Неудачи, трудности надолго "выбивают его из колеи", могут привести к прекращению работы. Заниженная самооценка нередко лишает уверенности. Для успешной адаптации, как правило, необходимы помощь, поддержка и руководство. Флегматик характеризуется ранней для его возраста неторопливостью и спокойствием, обдуманностью и последовательностью в поступках. Готов к состязательности, но без азарта или волнения. Адаптация молодых рабочих такого типа темперамента протекает обычно без изменения ими своих позиций и установок. Для обеспечения эффективной адаптации работников необходимо учитывать все многообразие их характеров и темпераментов, которые придают индивидуальность процессу адаптации, обусловливают типичные для индивида способы поведения. В то же время эти способы поведения по-разному проявляются в случае совместной деятельности и при работе индивидуальной. Причем при коллективной работе черты темперамента и характера работающих оказывают более существенное влияние на ее результаты, варьируясь при сочетании разных типов. Очевидно, что для эффективной адаптации недостаточно знать, как будет вести себя работник в зависимости от черт его характера и темперамента. Важно также выяснить, как на результатах работы скажется темперамент коллег. Другими словами, нужно определить, насколько эти люди совместимы.
Структура личности. Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы. В каждой структуре проявляются недостатки темперамента, которые компенсируются основными достоинствами характера каждой личности. Личностью является человек, который приобрел определенный набор социальных качеств. В число личностных качеств никак не могут попасть психологические, которые характеризуют характер личности, а также его отношение к людям. Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон как целостного образования. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1) направленностьЧего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится? - проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения; 2)знания, умения, навыки Что человек может? - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности; 3) индивидуально – типологические особенности Что он есть… что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности? - проявляются в темпераменте, характере, способностях. Ведущим компонентом структуры личности является направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами; склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением. Направленность – это система побуждений (совокупность устойчивых мотивов), определяющая избирательность отношений и активности человека.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (791)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |