Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аспекты существования человека: индивид, индивидуальность, личность



2016-01-26 434 Обсуждений (0)
Аспекты существования человека: индивид, индивидуальность, личность 0.00 из 5.00 0 оценок




В философии для обозначения разумного существа используется понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Как они соотносятся?

Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие свойства и черты, присущие всем людям, всему человеческому роду, В это понятие включаются как социальные, так и биологические черты.

Задержим внимание на вопросе о природе и становлении человека. Его научное изучение началось в XIX в., когда возникает проблема антропогенеза – происхождения человека. Автор первого научного учения антропогенеза – Ч. Дарвин, который показал, что человек – результат длительной биологической эволюции.

Диалектико-материалистическая философия утверждает биосоциальную природу человека. В решении проблемы становления человека и общества она исходит из следующих принципиальных положений:

• решающую роль в становлении человека сыграл труд;

• становление человека и общества – переход от биологической формы движения к социальной; при этом биологическая форма движения в диалектическом смысле «снимается» социальной;

• после становления человека его развитие протекает под определяющим влиянием социальных факторов.

Проблема антропогенеза касается соотношения биологических и социальных факторов в историческом развитии человека, его филогенезе. Не менее важно уяснение этого соотношения в индивидуальном развитии человека, или в его онтогенезе. Важное значение здесь имеет понятие генотип (наследственная основа организма, совокупность генов, унаследованных от родителей) и фенотип – совокупность всех свойств и признаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип человека и есть результат взаимодействия наследственности (биологические задатки) и среды (социальной и природной). Рождаясь как биологическое существо, человек подготавливается к жизни в обществе, как бы усваивает свою родовую сущность через воспитание, обучение.

Но человек – не только объект, но и субъект общественных отношений, поскольку в той или иной ситуации он выступает их творцом. В этом усматривается социально-деятельностная сущность человека.

С вопросами биологического и социального тесно связана также проблема бессознательного и сознательного в человеке. Подходы к ее решению наметились уже с Нового времени, но определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал З. Фрейд и его последователи – неофрейдисты (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и др. – см. тема 10).

Понятие «индивид» означает единичного представителя человеческого пода: индивид - один из многих. Тема личности возникает тогда, когда мы выделяем какие-то особенности данного индивида, относя его к определенным социальным группам (бедный или богатый, инженер или банкир, русский или казах и т.д.) и социальным ценностям (нравственные, религиозные и др. понятия).

Личность, таким образом, есть социальный аспект человека, совокупность качеств, приобретенных им в обществе (через воспитание, обучение), в которых отражается его социально-классовая, профессиональная принадлежность, семейное положение, его мировоззренческие, политические, нравственные и др. взгляды и ориентации. Т.е.: личность - это человек, ставший субъектом деятельности, общения, поступка, жизненного выбора и ответственности за него («Человеком рождаются, а личностью становятся» - Выготский).

Наряду с социально-типическим, понятие «личность» включает в себя и единичные, особенные свойства человека, что находит отражение в понятии «индивидуальность». Индивидуальность - это неповторимость, самобытность отдельного человека, его личных качеств, т.е. то, что отличает его от других людей. Индивидуальность изменяется в процессе жизни человека, но в то же время она представляет относительно устойчивое образование его личности - индивидуальное самосознание, «Я» человека. Наше «Я» характеризуется деятельным отношением к миру и к самому себе. В процессе этого отношения у нас формируется образ собственного «Я» («Я - концепция»), который и служит объектом нашего самопознания, самооценки, самовоспитания и т.д.

Таким образом, понятие индивидуальности характеризует личность с точки зрения ее своеобразия и неповторимости. В самом понятии личности фиксируется ее самостоятельность, сознательное - волевое и нравственное начало. Оно характеризует индивида с точки зрения социальных качеств, не просто продукта, но и субъекта общественных отношений и исторического процесса.

Человек не рождается личностью. Личностью человек становится в процессе продолжающейся всю жизнь работы над своим самоформированием и саморазвитием. Личность складывается под воздействием биологических факторов, социальной среды, воспитания и самовоспитания. Поэтому личность может рассматриваться как интегральная целостность биогенных, психогенных и социогенных элементов. Ядром этой целостности выступает психосоциальное "Я". "Я" - сущностный элемент структуры личности, в которую входят интересы, потребности, цели, знания, навыки, умения, способности, убеждения, эмоции, чувства, желания, мотивы и т.п. Все это в единстве и составляет личность как целостную, устойчивую и динамичную систему.



2016-01-26 434 Обсуждений (0)
Аспекты существования человека: индивид, индивидуальность, личность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аспекты существования человека: индивид, индивидуальность, личность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (434)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)