Билет 2: Рецепции римского права
Билет 1: Понятие РП. Его значение в современных условиях Право на латыне – «ius», происходит от слова «iusticia» Юстиция – богиня справедливости и правосудия à в истоках права лежит идея о справедливости Римское право – это право рабовладельческого государства, включающее в себя весь комплекс юридических установлений, действовавших в Древнем Риме. Римское право развивалось и совершенствовалось параллельно с развитием государства в течение 13 столетий, начиная со времени основания Вечного города, т.е. с 8 в до н.э. и до смерти римского императора Юстиниана, т.е. 6 в н.э
В римском праве проводилась дифференциация в понятиях fas (воля богов) и jus (право человеческое). Однако основное деление римского права было начастное право и публичное право. 1) Публичное право (ius publicum) - существует для пользы всего римского народа Элементы изучения публичного права: * святыни (sacra) * служение жрецов (sacerdotes) * деятельность магистратов (magistratus) 2) Частное право (ius privatum) - относится к пользе отдельных лиц А) Естественное право (ius naturale) – право, которым природа наделила всё живое Б) Право народов (ius gentium) – право, которым пользуются все народы человечества В) Цивильное право (ius civile) – право конкретного народа
Опыт и достижения римского частного права можно обнаружить в современных правовых системах, в международном торговом, гражданском и судебном праве отдельных стран. В отечественной правовой системе воспроизводится классификация средств воздействия на поведение людей (веление, запрет, дозволение, наказание), сложившихся еще в римском праве. В гражданском праве используются возникшие в Риме термины и понятия: контракт, компенсация, реституция, виндикационный иск и др. Исходя из этого изучение римского права представляет не только исторический интерес, но и является основой для усвоения современного права, базой для подготовки высококвалифицированного юриста. Изучение римского частного права имеет важное значение, поскольку является базовым и водным курсом в современное гражданское право. Римское право формирует юридическое мышление, развивает способности и навыки правового анализа, является примером того, как совершенствовать право на принципах справедливости и гуманизма.
Билет 2: Рецепции римского права Падение Римской империи не привело к исчезновению римского права. В Италии в конце XI в. вновь пробуждается интерес к античной культуре, тексты юстиниановской кодификации привлекают к себе внимание специалистов. Потребность в тонком юридическом инструменте особенно ощущалась в южной части Франции (Прованс) и северной Италии - наиболее развитых в экономическом, торговом и культурном отношении Западного мира. В этом историческом контексте и состоялось новое открытие римского права. В Болонье сложилось объединение лиц, усердно изучавших (studentes) правовое наследие Рима. Вскоре они оформили свой союз, дав ему латинское название - universitas . В Европе начинается мощный культурный процесс, который получил название рецепция римского права. Под этим разумеется восприятие, заимствование права одной эпохи и одного народа другими народами и в другую эпоху. Процесс этот начинается систематическим изучением римского правового наследия. В конце XI в. в Болоньи возникает школа, возглавляемая Иернерием (который был судьей, преподавателем риторики и диалектики, преподавателем права). Активность его учеников и последователей привлекала в школу множество слушателей со всех уголков Европы, которые разносили по ней знания о римском праве. Содержанием деятельности болонской школы было углубленное изучение источников римского права, главным образом, Дигест - центральной части обширного законодательства Юстиниана. При этом само преподавание было направлено на воспитание уважения к закону, позитивному праву. Преподавание состояло в чтении и комментировании (толковании) древних источников. Толкования надписывались прямо в тексте источника, на полях и между строк; подобные толкования носили название глоссы . От него получили наименование и сами деятели первоначального периода рецепции римского права - глоссаторы. Стали выделяться знатоки римского права, именуемые легистами. Со второй половины XIII в. на смену глоссаторам приходят комментаторы (или постглоссаторы). Среди них называют француза Ravanis, испанца Lulus, которые были философами и богословами, что и отразилось в характере этого направления. Деятельность комментаторов отличалась применением при изучении права дедуктивного метода, то есть выведением из общих принципов права некоторых частных положений (правил, правовых норм). В своей работе комментаторы пользовались не столько источниками древнего римского права, сколько комментариями своих предшественников - глоссаторов. Но комментируя глоссы, они старались внести в правовой материал логическую упорядоченность, свести многочисленные, часто казуистические правила к некоторым общим понятиям, категориям В отдельных странах Европы уже в период Средневековья создается право на догме римского права. Памятники рецепции римского права: – во Франции – «Кутюмы Бовези», в основу создания Французского гражданского кодекса 1804 г. легла система римского права и многие его положения – в Англии – работа Брактона «О законах и обычаях Англии» (XIII в.); – в Германии – на основе РП сформировалось пандектное Саксонское зерцало (XIII в.), Германское гражданское уложение (1900 г.), «Каролина» 1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae); – на Руси – Соборное уложение 1649 г. Билет 3: Источники РП РП состояло из писаного «jus scriptum» и неписаного «jus non scriptum» права 1) Неписаное право А) обычай (mores maiorum – предания предков) 2) Писаное право А) Законы Б) Плебисциты (= акты принятые плебсом) В) Сенатусконсульты (= постановления сената) Г) Императорские конституции (= постановления императоров) Д) Эдикты магистратов (преторов) Е) Деятельность римских юристов
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |