Формы межличностного взаимодействия
Среди разнообразных форм межличностного взаимодействия можно выделить такие, как привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликт, ритуальное взаимодействие и др. * Одна из распространенных форм - ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуал обнаруживает ценности группы: люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их; что составляет их социальные ценностные ориентации. На протяжении своей истории человечество выработало огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся и многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т.п. * Операция - вид взаимодействия, при котором общение осуществляется с позиции "Взрослый - Взрослый". С операциями мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, практически в любом виде созидательной деятельности. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих. Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей. * Соревнование - форма социального взаимодействия, когда имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, а все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели. Человеку при этом присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды. * В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом. * Времяпрепровождение - следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий, обеспечивающий хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, "поглаживаний" между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение - фиксированная форма трансакций (единиц взаимодействия), призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самая распространенная тема времяпрепровождения - "Вещи" (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и др.). Мужское времяпрепровождение чаще происходит на тему "Кто вчера выиграл" (футбольные и другие спортивные результаты). Преимущественно женские темы - "Кухня", "Магазин", "Платье", "Дети", "Сколько стоит?" и т.п. * Дружба и любовь как формы взаимодействия удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба включает фактор симпатии и уважения. Любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Данные формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции по типу "Ребенок - Ребенок", выражающие взаимное признание и симпатию. Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). * Игра, манипуляция - еще один тип взаимодействия между людьми. Игры - стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому, предопределенному результату. Это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора взаимодействия сторону без учета желаний второго участника трансакции. Каждая игра начинается с "приманки", которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному участнику с учетом особенностей его характера, его "слабинки". Затем следует серия двойных трансакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Чтобы выйти из игры и не стать жертвой чужих манипуляций, важно превратить двойные трансакции в открытые, прямые, поскольку игра возможна лишь при наличии скрытого подтекста в словах, трансакциях.
Понятие коллектива. Высшая форма организованной группы — коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов). Коллективом можно считать высокоразвитую группу, в которой межличностные отношения опосредуются общественно полезным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей. Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует. Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов. Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности. В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы. Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации. Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения. Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.
Метод социометрии. Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д.Морено. Основными характеристиками неформальной структуры малой группы, выявляемыми с помощью социометрии, являются: социометрический статус членов группы, т.е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений; характеристики взаимных предпочтений и отклонений; наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними; относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы). Социометрия — теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах. Пример простой дифференцированной социограммы Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру — тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее — менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений. Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2536)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |