Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прогнозирование экономического роста и совокупного спроса



2016-01-26 1130 Обсуждений (0)
Прогнозирование экономического роста и совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок




Под экономическим ростом принято понимать изменение результатов функционирования экономики и использования ресурсов. Конечной целью экономического роста является рост потребления и благосостояния народа. В масштабе всего об­щественного производства он характеризует увеличение объе­ма производства товаров и услуг и измеряется как в абсолют­ных, так и в относительных величинах.

Экономический рост может быть различным. Для характе­ристики его изменения используется динамика общественного производства, показателями которой являются темпы роста и прироста.

В практике прогнозирования и планирования развития эко­номики различают и используют годовые и среднегодовые тем­пы роста и прироста.

Годовые темпы роста рассчитываются как отношение физи­ческого объема показателя, характеризующего экономический рост за два определенных года.

Среднегодовые темпы роста (прироста) рассчитываются исходя из темпов роста (прироста) показателя по годам прогно­зируемого периода.

Темпы и качество экономического роста зависят от потен­циала национального хозяйства и эффективности его исполь­зования, а также от внешнеэкономических и внешнеполитичес­ких факторов.

Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Сущность первого состоит в том, что увеличе­ние объема производства материальных благ и услуг достига­ется за счет увеличения использования производственных ресурсов: трудовых, топливно-энергетических, сырьевых, ос­новного капитала. Интенсивный тип экономического роста характеризуется тем, что прирост производства обеспечива­ется за счет применения более совершенной техники, про­грессивных технологий, т.е. за счет НТП, который способ­ствует уменьшению удельного расхода ресурсов, росту производительности труда, повышению конкурентоспособ­ности продукции. Следует отметить, что в чистом виде не бы­вает экстенсивного или интенсивного типа экономического роста. Как правило, имеет место преимущественно интенсив­ный или экстенсивный тип.

Существенное влияние на экономический рост, его темпы и качество оказывают следующие факторы: количество и качес­тво природных и трудовых ресурсов; размеры основного капи­тала; НТП и совокупный спрос общества. Все эти факторы вза­имосвязаны.

К факторам экономического роста следует отнести и эконо­мическую политику государства.

При прогнозировании и планировании экономического развития по методологии, базирующейся на марксистской тео­рии расширенного воспроизводства, для расчета макроэкономических показателей разрабатывался баланс народного хозяйства, включавший в себя ряд разделов (важнейших сводных ба­лансов).

Научное прогнозирование спроса необходимо для вы­работки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства продукции и торговли товарами народного потреб­ления.

Спрос должен прогнозироваться на всех уровнях управле­ния экономикой.

На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народного потребления разрабатывается механизм государ­ственного воздействия на потребительский рынок с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения и наи­более полного удовлетворения потребностей населения в това­рах как в текущем периоде, так и в перспективе. Подобного рода проблемы решаются и на региональном уровне.

На микроуровне прогнозы спроса разрабатываются как торговыми организациями, так предприятиями-потребителя­ми и изготовителями.

Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные про­гнозы спроса. Различия целей отдельных видов прогнозов временного аспекта придают каждому из них специфические особенности. Так, краткосрочные прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используют­ся для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерчес­ких решений. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на месяц, квартал, год. Они должны отличаться более высокой степенью точности. При краткосрочном прогнозировании оп­ределяется довольно широкий круг показателей (совокуп­ный спрос, спрос на группы товаров, ассортиментная структу­ра и т.д.).

При разработке среднесрочных прогнозов учитывают­ся сложившаяся структура, возможности производства и вли­яние инвестиций на развитие производственной деятельнос­ти. В течение 3—5 лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. Достаточно опре­делить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.

Долгосрочные прогнозы (свыше 5 лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Осо­бенностью долгосрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обусловливает необходимость увязки прогноз­ных оценок со складывающейся структурой производства. Напротив, сам долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производ­ства товаров и торговли.

Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.

Для повышения точности прогнозов необходимо при­менять комплекс методов прогнозирования с целью получе­ния нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.

Поскольку спрос выступает в качестве определяющего фактора при принятии решений о производстве или импорте того или иного вида продукции, он должен изучаться как внут­ри страны по регионам, так и на мировом рынке.

Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:

• комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;

• анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных това­рах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;

• выбор методов прогнозирования;

• осуществление прогноза спроса;

• оценка надежности прогноза;

• определение перспектив развития спроса населения;

• разработка конкретных мероприятий по более полному удовлетворению спроса населения.

Прогнозирование платежеспособного спроса базируется на статистике ретроспективного периода и на прогнозе ряда фак­торов, определяющих спрос.

Для осуществления прогнозных расчетов необходима сле­дующая исходная информация:

• сведения о численности населения, половозрастном составе в прогнозируемом периоде, количестве городских и сельс­ких жителей;

• динамика спроса и предложения;

• данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления;

• балансы денежных доходов и расходов населения;

распределение населения по размеру доходов

• бюджеты семей рабочих, служащих, колхозников;

•данные специальных единовременных выборочных об­следований запасов предметов длительного пользования у на­селения, доходов и расходов;

• сведения об индексах потребительских цен (общих и ин­дивидуальных — по конкретным товарам), соотношение внутренних и мировых цен;

• данные опроса покупателей с целью выявления их желания в приобретении определенных товаров;

•рекомендуемые нормы и фактическое потребление важ­нейших продуктов питания и товаров на душу населения;

• изменение денежных доходов населения в предшествующих и прогнозируемом периодах;

• доля расходов населения на продовольственные, непро­довольственные товары, отдельные группы товаров в пред­шествующие периоды.

На начальном этапе прогнозирования выявляются тен­денции изменения спроса.

При определении спроса на длительную перспективу целесообразно использовать рекомендуемые (рациональные) нормы потребления.

Краткосрочные прогнозы спроса следует строить с уче­том корректировки норм потребления. Для этого фактическое потребление на душу населения анализируется по периодам и сопоставляется с рекомендуемыми нормами. Выявляются тенденции потребления продукции, темпы падения или уве­личения спроса, причины его изменения. Затем с учетом влияния факторов, прежде всего изменения доходов населе­ния и потребительских цен, определяется реальное потреб­ление на душу населения в прогнозируемом периоде.

Прогнозы спроса по важнейшим товарам разрабатывают­ся для анализа и прогнозирования состояния товарных рын­ков и выработки рекомендаций о мерах государственного воз­действия на эти рынки, а также обеспечения заинтересован­ных организаций информацией о динамике спроса.




2016-01-26 1130 Обсуждений (0)
Прогнозирование экономического роста и совокупного спроса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прогнозирование экономического роста и совокупного спроса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)