Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самообразование, его уровни, этапы, формы



2016-09-16 1270 Обсуждений (0)
Самообразование, его уровни, этапы, формы 0.00 из 5.00 0 оценок




Наряду с самопознанием самообразование позволит успешно развиваться вам как в личностном, так и в профессиональном планах.

В 1 главе данного пособия мы выделили особенности современного образования. Одной из них является необходимость участия каждого человека в непрерывном образовании, развитии. Под непрерывном образованием понимается целенаправленная систематическая познавательная деятельность, осуществляемая личностью в течении всей жизни как в различных образовательных учреждениях, так и в различных формах самообразования. Чем вызвана необходимость в самообразовании? Прежде всего потребностями самого человека. Он никогда не выступает как рабочая сила. Человек всегда активно связан со всеми сторонами общественной жизни. В результате изменений, произошедших в обществе, изменяется сам человек и характер его труда. Сегодня нужны не просто разносторонние знания, но и наличие развитых интеллектуальных способностей. Человек должен не просто обладать большими объемами информации, - он не справочник - , но он должен уметь принимать решения, без боязни вступать в среду неопределенности и изменчивости. Достижение этой цели возможно только на пути самообразования.

Что понимают под самообразованием? Самообразование - целенаправленная, систематическая, управляемая самим человеком познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования.

Самообразование отличается от других видов образования тем, что оно: 1) протекает при интенсивном формировании личности, самопознанием ее, определении призвания, жизненных планов; 2) сочетается с самовоспитанием, с выбором нравственных принципов, воспитанием характера.

На наш взгляд, небезынтересно будет выделить мотивы самообразовательной деятельности, с тем, чтобы каждый из читателей смог определиться, ради чего ему стоит вступать на этот путь. В мотивации можно выделить несколько групп:

1. Социально значимые мотивы связаны с реализацией идеалов и жизненных планов человека. Они придают самообразованию необходимую устойчивость, целенаправленность, систематичность.

Мотивы эти выражаются в формировании мировоззрения, своего нравственного кредо, в стремлении осознать свои возможности в этом отношении.

В эти мотивы включен также познавательный интерес. Интерес осознается довольно рано, но устойчивую самообразовательную деятельность он чаще всего вызывает лишь в старшем школьном возрасте и во время продолжения образования в любом другом учреждении. В это время в жизненные планы включаются познавательные интересы как продолжение обучения, образования, совершенствование в какой-либо области.

Так увлечение физикой, историей приводит в педагогический университет, без желания овладеть педагогической профессией.

2. Группа мотивов, включающих познавательный интерес без ориентации на жизненные планы. Они могут быть порождены процессом обучения, находить в нем поддержку и т.п.

3. Группа мотивов, выражающих потребность в самосовершенствовании, в развитии своих способностей , призвания. В этом случае самообразование носит служебную роль. Иногда развитие музыкальных, спортивных, художественных и других способностей человека не связывается с жизненными планами и поддерживается лишь его пребыванием в учреждениях дополнительного образования.

4. Группа мотивов самообразовательной деятельности, цель которых - совершенствование характера личности, развитие познавательных способностей, мышления.

5. Группа мотивов разнообразных форм увлечения, хобби. Они могут появиться в любом возрасте на уровне прикладной деятельности, не достигая уровня серьезных знаний.

В самообразовании просматриваются этапы и уровни. Назовем их и выделим особенности.

1. Это наиболее узкий и регламентированный этап. Например, подготовка к экзамену. Информация, получаемая вами, принимается более свободно и усваивается выборочно. Отбирается то, что в настоящее время является для вас наиболее актуальным, значимым. Еще ярче избирательность познавательного процесса при работе с книгой, справочной , дополнительной литературой. (Наиболее удачными являются пособия, построенные в форме диалога).

2. По мере включения в самообразовательную деятельность она все более должна строиться на поисковой основе. Т.е. в познавательной деятельности должен возрастать удельный вес элементов поиска. В этом случае человек в процессе познания четко формулирует цель, высказывает предположения по ее достижению, проверяет догадки, отвергает неправильные версии, достигает результата.

Уровни самообразования:

1. Самый низкий. В этом случае самообразовательная деятельность носит несистематический, часто случайный характер: для удовлетворения еще нестойкого интереса.

При получении информации личность, в первую очередь, отличает ее "интересность". Этой деятельностью должен кто-то руководить.

Форма может быть в виде сочинения, доклада, реферата, посещения курсов и т.п.

2. На 2-м уровне самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность, имеющую свои цели и задачи, свое содержание и организацию.

На этом этапе самообразовательная деятельность осознается как средство реализации идеалов, как средство решения жизненных планов личности.

Основной движущей силой перестройки этой деятельности из стихийной в целенаправленную (т.е. когда первый уровень перерастает во второй уровень) является формирование жизненных планов.

В связи с этим особую значимость приобретает самостоятельное познание. Оно становится центром всей самообразовательной деятельности.

На этом уровне резко возрастает удельный вес знаний, полученных путем самообразования: некоторые расширяют и углубляют школьные знания, другие переосмысливают их с иных позиций, третьи раскрывают мир нового, неизведанного. Качество знаний более высокое, прочность и глубина по сравнению с со школьными знаниями. Отмечается большое разнообразие источников, к которым прибегает студент на этом уровне. Но организационные умения на этом уровне еще невысоки: позиция исполнителя сохраняется.

3. Третий уровень самообразования отличают большая четкость, действенность и реальность целей.

В результате систематичной самостоятельной познавательной деятельности приобретаются умения анализировать проделанную работу, соотносить ее с поставленными задачами, более экономно ее строить.

4. На четвертом уровне человек для рациональной деятельности составляет программу самообразования.

В каких формах может быть организованно самообразование? Исследования показывают: в индивидуальной и коллективной.

Индивидуальная самообразовательная работа с разными источниками информации, с выработкой собственных приемов этой деятельности.

Коллективные формы - работа в кружках, семинарах, посещение курсов, лекториев и т.п.

 

Задание: Проанализируйте свой опыт самообразовательной деятельности. Определите, на каком этапе ее вы находитесь. Каковы его особенности? Сделайте выводы, самопредложения, которые позволили бы вам подняться на более высокий уровень самообразования. В какой форме вы занимаетесь самообразованием? Что нужно сделать, чтобы разнообразить их?

 

Психологи разработали специальные памятки для людей, решивших начать самообразование. Приведем одну из них полностью.

1. Поставь себе задачу самостоятельно повысить к.п.д. своей учебы, возьми на себя заботы о своем учении.

2. Осознай, какие личностные качества потребуются тебе в самостоятельной жизни, какие из них можно сформулировать самому в ходе обучения.

3. Проанализируйте свои индивидуальные особенности выполнения учебной работы. Ответь себе на вопросы:

- ради чего ты учишься, т.е. каковы мотивы твоей учебы?

- умеешь ли ты ставить перед собой задачу в учебной деятельности, найти способ ее решения, проверить ее?

- как ты контролируешь себя?

- как долго ты можешь быть работоспособным?

- в какие часы занятия идут у тебя лучше, продуктивнее?

- умеешь ли ты сосредоточиться, если тебя отвлекают?

- какими способами ты пользуешься для запоминания материала?

4. На этой основе составь план самообразования.

5. Усвой приемы переработки учебного материала и его систематизации:

- старайся в учебном материале выделить крупные проблемы;

- составь вопросы самому себе по изучаемому материалу;

- составь план-схему материала, который надо запомнить;

6. Овладей приемами запоминания:

- воспользуйся той же схемой, которая уже построена;

- установи связи между элементами этой схемы (системы);

- используй эти схемы, связи при припоминании.

7. Применяй приемы самоконтроля.

8. Формируй и тренируй другие качества культуры умственного труда:

- умение конспектировать, составлять тезисы;

- умение находить нужную информацию и хранить ее;

- умение собирать и держать в порядке личную библиотеку и картотеку выписок по различным предметам;

- умение поддерживать порядок на своем рабочем месте;

- умение соблюдать режим (ритм) учебного труда.

9. Составь список литературы для дополнительного чтения по учебным предметам. Распределим во времени, когда и что следует прочитать.

10. Составь список литературы для самостоятельного чтения с целью общекультурного развития.

 



2016-09-16 1270 Обсуждений (0)
Самообразование, его уровни, этапы, формы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самообразование, его уровни, этапы, формы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)