Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2 Паралингвистика



2016-09-16 1089 Обсуждений (0)
Лекция 2 Паралингвистика 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация невербальных средств общения.

План

1. Определение невербальной коммуникации.

2. Краткая классификация невербальных сигналов.

3. Роль окружающей среды в коммуникации (окружающая среда и условия коммуникации, физические характеристики участников коммуникации, поведение во время коммуникации во всем его многообразии).

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Для большинства людей словосочетание невербальное общение означает коммуникацию, осуществляемую несловесными средствами (то есть слова — это вербальный элемент общения). Но это определение не отражает адекватно всю сложность изучаемого явления. Однако, несмотря на широту этого определения, его удобно применять для понимания и оценки перечисленных аспектов.

Вербальное и невербальное поведение практически невозможно разделить на две отдельные категории. Рассмотрим, например, движения рук, составляющие язык глухонемых. В основном жесты глухонемых носят вполне лингвистический (вербальный) характер, при этом движения рук традиционно рассматриваются как «несловесное» поведение. Мак-Нил (McNeill, 1992) показал, что некоторые жесты имеют лингвистический смысл, так как при различных видах афазии вместе с утраченными вербальными навыками у человека исчезают и жесты с соответствующими лингвистическими функциями. И наоборот, не все слова, которые мы произносим, однозначно и несомненно являются вербальными средствами коммуникации, — рассмотрим, скажем, звукоподражательные слова, например: жужжать и бормотать, или речь, не организованную в предложения, которая наблюдается у страдающих афазией.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СИГНАЛОВ

Теория и экспериментальные исследования по невербальной коммуникации посвящены трем основным направлениям:

· окружающая среда и условия коммуникации,

· физические характеристики участников коммуникации,

· поведение во время коммуникации во всем его многообразии.

I. Роль окружающей среды в коммуникации

Физическое окружение

Люди изменяют окружение так, чтобы оно помогло им достичь целей коммуникации; соответственно, окружающая среда может повлиять на наше настроение, выбор слов и действий. Итак, среда это совокупность факторов, влияющих на обучение людей, не являющаяся при этом непосредственной частью этого общения. Факторы окружающей среды — это мебель, архитектурный стиль, интерьер, освещение, цвета, температура, посторонний шум или музыка и другие факторы, участвующие во взаимодействии. В эту категорию входит также и то, что называется следами действия. Например, когда вы видите сигаретные окурки, апельсиновую кожуру и бумажки, оставленные человеком, с которым вам вскоре предстоит общаться, то у вас складывается о нем некоторое впечатление, которое так или иначе повлияет на ход вашей последующей встречи. Восприятие времени и ритма еще одна составляющая коммуникации. Когда что-то происходит, то частота, темп и ритм действий тоже относятся к коммуникации, хотя сами по себе они не являются физическим окружением.

Пространство в общении

Проксемика (пространственная психология) занимается тем, как используется и воспринимается социальное и личностное пространство. Существует научное направление под названием экология малых групп, изучающее способы использования пространственных отношений и реакции на них в формальной и неформальной группе. Ученых интересует то, как люди рассаживаются в помещении, как занимают пространство по отношению к лидеру, как формируется поток коммуникации и как решается непосредственная задача. Проксемика также изучает пространственные отношения в толпе и в густонаселенных районах. Тема личного пространства иногда затрагивается и при изучении дистанции в разговоре, и того, как она изменяется в зависимости от пола собеседников, их взаимного статуса, ролей, культурной ориентации и т. д. Термин территориальность также относится к области проксемики и означает тенденцию людей метить личную территорию (или запретное для других пространство), так же, как это делают дикие животные и птицы.

II. Физические характеристики участников коммуникации

К физическим характеристикам относятся предметы, остающиеся неизменными во время общения. Это невербальные сигналы, оказывающие сильное влияние на собеседников и никак не связанные с видимыми движениями тела: фигура и черты лица, общая физическая привлекательность, рост, вес, волосы, цвem кожи, тон голоса и т. д. Запахи (тела и дыхания), ассоциирующиеся с человеком, как правило, считаются частью физической внешности человека. Кроме того, предметы, ассоциирующиеся с участниками интеракции, также могут влиять на их физическую привлекательность. Они называются артефактами: одежда, косметика, очки, парики и шиньоны, накладные ресницы, ювелирные украшения и аксессуары (например, портфель-дипломат).

III. Движения и позы

К телодвижениям и позам, как правило, относят жесты, движения тела (рук, головы, стоп, ног), выражение лица (улыбка) и позы. Когда человек хмурит брови, поводит плечами и наклоняет голову, то все это можно назвать телодвижениями и позами. Этот раздел науки о невербальном поведении называется кинесика и изучает жесты, позы, прикосновения, выражение лица, движения и контакт глаз(моргание, направление и продолжительность взгляда, расширение зрачков).

Жесты

Существует множество различных жестов (и их вариаций), однако чаще всего изучаются следующие разновидности жестикуляции:

· Жесты, не связанные с речью.Эти жесты никак не соотносятся с тем, что человек говорит, но они имеют лингвистическое значение и могут быть переведены словами (обычно одним-двумя). В рамках определенной культуры и субкультуры принят единообразный «перевод» таких сигналов. Жесты, которые означают «О'кей» или «Победа», — это несвязанные с речью жесты, принятые в американской культуре.

· Жесты, соотносящиеся с речью.Эти жесты непосредственно связаны с речью или сопровождают ее, часто иллюстрируя то, что говорится вербально. Эти движения могут подчеркивать слово или фразу, направление мыслей, указывать на что-то в непосредственном окружении, иллюстрировать пространственные отношения, ритм или ход событий, наглядно показывать референт, отражать телесную деятельность или служить дополнением к упорядочиванию и организации интерактивного процесса.

Позы

Позы, как правило, изучаются в сочетании с другими невербальными сигналами. Поза отражает степень внимания или участия, статус по отношению к партнеру или степень симпатии к собеседнику. Поза с наклоном вперед, например, по результатам экспериментов с плохо знакомыми собеседниками связывается с более высокой степенью участия, большей симпатией и более низким статусом. Кроме того, поза определенно отражает интенсивность некоторых эмоциональных состояний, например, понурая поза ассоциируется с печалью, а неподвижная, напряженная — с гневом. Одинаковые позы участников коммуникации могут выражать взаимопонимание или стремление к нему.

Прикосновения

Некоторые ученые выделяют из кинесики в отдельную область такесику — науку, которая исследует тактильную систему человека с точки зрения невербалики. К такесике относятся: прикосновения, объятия, пожатия рук, поцелуи. Человек во время коммуникации может прикасаться к себе или к другим. Человек манипулирует с самим собой чаще всего не потому, что что-то сообщает, а потому, что-то или иное прикосновение к себе выражает состояние человека или привычку. Многие прикосновения такого типа называются нервозной манерностью. Некоторые такие действия — реликты более ранних периодов жизни, времени, когда мы впервые узнавали о том, как управлять эмоциями, устанавливать социальные контакты или выполнять какую-либо обучающую задачу. Иногда мы выполняем эти манипуляции по мере научения, а потом повторяем их, когда сталкиваемся с похожими ситуациями впоследствии, при этом часто повторяя машинально лишь часть первоначального движения. Некоторые психологи называют эти виды манипуляции с самим собой адаптерами. К адаптерам относятся и манипуляции с собственным телом, — например, когда мы облизываем губы, теребим что-то, сжимаем, пощипываем или чешем. Предметные адаптеры это манипуляции с предметами. например, когда человек, бросивший курить, хлопает себя по нагрудному карману в поисках несуществующей пачки сигарет. Разумеется, не всякое поведение, отражающее привычные действия или тревогу, выражается в адаптациях, однако все они составляют часть общего паттерна движений.

Когда двое людей прикасаются друг к другу, имеет место одна из самых мощных форм невербальной коммуникации. Прикосновение может напоминать удар тока, а может раздражать, казаться снисходительным или выражать поддержку.

Прикосновение очень неоднозначная форма поведения, поэтому трактовка того или иного прикосновения зависит от контекста ситуации, характера взаимоотношений собеседников и манеры исполнения, а не от самой по себе конфигурации прикосновения. Некоторые исследователи придают особое значение роли прикосновения в раннем развитии ребенка; многие психологи изучают то, как и почему прикасаются друг к другу взрослые. К прикосновению относятся поглаживания, удары, жесты приветствия и прощания, а также cumyaцuu, когда человек удерживает кого-то или что-то, ведет кого-то или показывает, как совершать то или иное движение,

Выражение лица

Большинство исследований лица человека изучают выражения разных эмоциональных состояний. Шесть основных аффектов, чаще всего привлекающих внимание исследователей, — гнев, печаль, удивление, счастье, страх и отвращение. Выражение лица может также регулировать ситуацию, предоставлять обратную связь и управлять потоком взаимодействия. Как полагают некоторые ученые, основная функция лица — участвовать в коммуникации, а не выражать эмоции.

Взгляд

В психологии изучается в первую очередь то, куда направлен наш взгляд, когда мы смотрим на другого человека, и как долго в процессе коммуникации мы смотрим на собеседника. Взгляд это движение глаз, которое мы делаем в направлении лица другого человека. Взаимный взгляд возникает, когда участники коммуникации смотрят друг другу в глаза. Также для тех, кто изучает невербальную коммуникацию, представляет интерес расширение и сужение зрачков, потому что оно иногда выражает заинтересованность, внимание или участие.

Голос

С точки зрения невербальной коммуникации нас будет интересовать не то, что мы произносим, а то, как мы это делаем. В голосе заключено множество невербальных звуковых сигналов, сопутствующих речи. В целом звуки делятся на два типа.

1. Мы произносим различные звуки при помощи голосовых связок, меняем высоту и длительность звука, произносим слова с разной громкостью или просто молчим.

2. Звуки производятся не только с помощью голосовых связок, но и оформляются при помощи других деталей речевого аппарата, например полости глотки, рта или носа.

Просодика (или паралингвистика в узком смысле) —особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость. Экстралингвистика— это включение в речь пауз между словами и фразами, смех, плач, вздохи, покашливание, темп речи, речевые ошибки.

В большинстве научных работ, посвященных влиянию характеристик голоса на общение, исследуется продолжительность звуков (рубленых или растянутых), паузы в потоке речи и скрытая реакция во время обмена фразами, уровень громкости и ее амплитуда, резонанс, точная или невнятная артикуляция, скорость речи, ритм, включение в речь звуков наподобие «э-э-э...» или «м-м...». Звуковые сигналы изучаются с самых разных сторон, в частности ученых интересуют стереотипы, связанные с определенными характеристиками голоса, и влияние голоса на понятность и убедительность речи. Итак, даже специфические звуки — смех, отрыжка, зевота, глотание, стоны и тому подобное — могут представлять интерес для ученых.



2016-09-16 1089 Обсуждений (0)
Лекция 2 Паралингвистика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2 Паралингвистика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1089)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)