Время как местоположение событий
Иногда наше восприятие времени связано с хронометражем событий. Некоторые события оцениваются как произошедшие «вовремя», например: «Ты обнял меня именно тогда, когда мне это было больше всего нужно»; некоторые же мы считаем «несвоевременными», например: «Не люблю ужинать в десять вечера». Иногда наше восприятие того, когда происходит событие, точно, иногда оно охватывает некий временной отрезок. Для одних время обеда — полдень, для других — где-то между 11 и 14 часами. Так же, как мы приписываем хронометрированию событий в нашей жизни множество различных значений, мы можем связать различные значения с установлением крайнего срока событий в будущем. Например, если что-то происходит раньше, чем ожидалось, это может являться формой наказания или награды, может оказаться очень важным или, наоборот, совсем неважным. Время как продолжительность Мы воспринимаем длительность тех или иных событий. У нас формируются определенные ожидания относительно должной продолжительности событий, но восприятие продолжительности не всегда является отражением реальной длительности временного промежутка. Неактивное, вялое окружение может восприниматься как нечто наводящее скуку, то. что может длиться «вечно», «время быстро пролетело, время тянется». Время как интервал Ощущение периодов между событиями также включается в наше восприятие времени. Частота, с которой что-то происходит, — это восприятие периода времени, истекшего с тех пор, когда это событие произошло последний раз. Воспринимаемый темп жизни является отражением того, насколько большой или маленький отрезок времени разделяет наши действия. Мы учимся приписывать определенную частоту определенным действиям. Фраза «Я так давно тебя не видел» предполагает существование контактно-интервальной нормы, ассоциируемой с близкими отношениями с данным человеком. Мы можем не возражать против использования собеседником грубых слов, но мы против того, чтобы они использовались слишком часто. Время как ритмический рисунок событий Наблюдая определенную повторяющуюся последовательность интервалов, мы начинаем чувствовать социальный ритм — регулярность и нерегулярность, порядок и беспорядок в циклах нашего поведения и рутинных действий. Из всех временных характеристик ритмический рисунок является наиболее сложным для восприятия, и передать его окружающим сложнее всего. Понимание того, как мы моделируем интервалы, является крайне важным, решающим фактором как для понимания самих себя, так и для понимания нашего взаимодействия с окружающими. Если мы чувствуем, что находимся с собеседником в одной тональности, мы сосредоточены на приятном восприятии синхронности, а если в общении с кем-то мы ощущаем себя неловко, это может объясняться тем, что наши ритмические рисунки жестикуляции или пауз слишком уж отличаются друг от друга. Для того чтобы ежедневно планировать то, что с нами может случиться, крайне важно знать и чувствовать ритмические рисунки, характерные для нашего окружения, будь то модель «разговор-молчание» или атмосферная модель «солнечно-пасмурно». В каждом окружении выделяются три главных компонента среды, которые лежат в основе нашего восприятия окружения и времени. 1. Естественная среда — география, местоположение, атмосферные условия. 2. Наличие или отсутствие людей. 3. Архитектурные элементы и элементы дизайна
Лекция 4 Паралингвистика Сравнительная характеристика невербального и вербального общения План 1. Сравнительные характеристики невербальной и вербальной коммуникации 2. Характеристика взаимосвязи вербального и невербального поведения в общении: повторение, противоречие, дополнение, замена, подчеркивание или приглушение и регулировка. 3. Основные функции невербального поведения в человеческом общении.
Невербальная коммуникация представляет собой обмен между людьми невербальными сообщениями (т.е. без использования слов) и их интерпретацию. Невербальные сообщения могут быть закодированы посредством: · выразительных движений тела (так называемое экспрессивное поведение личности — мимика, жесты, позы и т.д.); · звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т.д.); · определенным образом организованной микросреды, окружающей человека (т.е. пространства, которое индивид может контролировать или изменять: от обстановки квартиры до расстояния, на котором предпочтительно говорить с собеседником); · использования материальных предметов, имеющих символическое значение (например, букет ко дню рождения или опущенная штора на окне как условный знак, что заходить опасно). Но речь идет о невербальной составляющей процесса взаимодействия между людьми, сопровождающей вербальное поведение. Мы не рассматриваем такие подпадающие под определение невербальных знаков явления, как язык глухонемых или сигнализация с помощью флажков и т.п., т.е. самостоятельные знаковые системы коммуникации, элементы которых имеют (подобно вербальному языку) достаточно определенные значения. Различие между вербальной и невербальной коммуникацией можно представить следующим образом. Таблица − Сравнительные характеристики невербальной и вербальной коммуникации
В процессе невербальной коммуникации человек получает разнообразную информацию. Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его Я-образе и самооценке, его личностных свойствах и качествах, его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него), его социальном статусе, принадлежности его к определенной группе или субкультуре. Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность); характере, или типе, отношений (доминирование — зависимость, расположение — нерасположение); динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его или «выяснять отношения» и т.д.). В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т.д.).
Невербальные и вербальные сообщения, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии. Выделяют несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными. Экман (Ekman, 1965) выделяет следующие характеристики взаимосвязи вербального и невербального поведения в общении:повторение, противоречие, дополнение, замена, подчеркивание или приглушение и регулировка. Повторение В невербальной коммуникации мы иногда просто повторяем то, что говорим вербально. Например, если вы говорите кому-то, что газетный киоск находится к северу отсюда, и указываете в нужном направлении, это можно считать повторением.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |