Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Невербальные средства общения



2016-09-16 535 Обсуждений (0)
Невербальные средства общения 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Кинесика.

• Экспрессивно-выразительные движения: поза, жест, мимика, походка

• Визуальный контакт (взгляд): направление движения глаз, длина паузы, частота контакта.

2. Просодика и экстралингвистика: интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель.

3. Такесика: рукопожатие, прикосновения, похлопывания, поцелуй.

4. Проксемика: ориентация, дистанция.

 

Экспрессивно-выразительные движения

Рисунок 1 – Невербальные средства общения

Известные психологи в работах, посвященных исследованию невербального поведения, не отделяют слов от жестов и определяют сферы своих интересов так: коммуникация или взаимодействие один на один (McNeil, 2000).

Ошибочной является концепция, что невербальное поведение используется прежде всего для передачи эмоциональных сообщений, а в вербальном поведении выражаются мысли. Слова могут нести колоссальную эмоциональную нагрузку, когда мы прямо выражаем эмоции или говорим о них в рамках вербальных средств. А невербальные сигналы, наоборот, часто используются не только для выражения эмоций; например, в разговоре собеседники глазами показывают, когда нужно изменить очередность в речи, жестикулируют, желая точнее выразить свои идеи (McNeill, 2000).

Невербальное поведение имеет значение для многих ритуалов, скажем, приветствия. Обратите внимание, что функции невербального поведения не ограничиваются только жестами, то есть мы можем выражать эмоции и установки, представлять себя в определенном свете и поддерживать интеракции и с помощью вербальных ключей. Это не означает, однако, что в каких-то ситуациях нам не следует больше полагаться на вербальные сигналы, а в других — на невербальные.

Невербальные действия, как и вербальные могут иметь несколько значений, например: вы невербально показываете другому человеку, что намерены продолжать беседу, одновременно давая ему понять, что вам нужно над ним доминировать, и, вероятно, выражая ваше эмоциональное состояние. Когда вы хватаете ребенка за плечо и делаете ему выговор, ребенок прекрасно понимает и ваше поведение, и требования, ко­торые вы предъявляете. Но при этом реакция на вас будет такая негативная, что ребенок откажется подчиняться. Улыбка может быть частью выражения эмоций, сообщением, частью самопредставления или реакцией слушателя, помогающей контролировать интеракцию. Невербальное поведение, как и вербальное, насыщено стереотипами, имеет идиомы и может быть неоднозначным. Более того, одно и то же невербальное поведение, как и слова, в различных контекстах имеет различный смысл.

Например, когда мы глядим в пол, то это в одной ситуации выражает печаль, а в другой — подчинение.

Меграбян (Mehrabian, 1970, 1981) пытался идентифицировать основные смысловые категории невербального поведенияи выделил после обширного тестирования три направления.

1. Непосредственность (immediacy).Иногда мы реагируем на что-то, давая событию оценку — позитив-негатив, хорошо-плохо, нравится -- не нравится.

2. Статус (status).Иногда мы сами ведем себя в соответствии со статусной разницей или улавливаем указание на статус в поведении окружающих — сильный человек или слабый, начальник или подчиненный.

3. Ответная реакция (responsiveness).Эта третья категория характеризует, как мы воспринимаем внешнюю деятельность, — все происходит медленно или быстро, активны мы или пассивны.

Эти три категории — базовые реакции на окружение, они отражаются в том, какой смысл мы придаем вербальному и невербальному поведению. В основном данные этих исследований основываются на реакции испытуемых, которые переводят свою реакцию на невербальный поступок при помощи вербальных определений. Мы уже обращались к этому вопросу, когда говорили о том, как различные участки мозга перерабатывают информацию. Итак, невербальные сигналы, подобно словам, используются по-разному и имеют неоднозначное толкование; подобно словам, невербальные сигналы имеют денотативное (прямое) и коннотативное (ассоциативное)значение; подобно словам, невербальные сигналы играют активную роль в выражении симпатии, власти и реакции.

 

Лекция 3 Паралингвистика

Воздействие окружения на человеческое общение

План

1. Воздействие окружения на человеческое общение (восприятие формальности, теплоты, интимности, знакомой и незнакомой обстановки, ограничения, расстояния).

2. Восприятие времени (основные способы понимания времени: как местоположение событий, как продолжительность событий, как интервал между событиями, как ритмический рисунок событий).

 

Когда люди общаются друг с другом, на них всегда оказывают определенное влияние характеристики окружения.

Например. Учебная аудитория.Чаще всего это прямоугольная комната с рядами стульев. Ряд окон по одну сторону класса определяет направление, в котором студенты смотрят (и, соответственно, «переднюю» часть комнаты). Стулья в классе часто прикреплены к полу, чтобы легче было поддерживать чистоту и порядок в помещении. В аудитории, как правило, есть некий барьер (стол или пюпитр), отделяющий студентов от преподавателя. Большинство учеников и учителей с готовностью составят длинный список проблем, связанных с обстановкой обучения: плохое освещение и акустика, духота, жара или холод, посторонний шум, завывания и стук в батареях центрального отопления, неработающие электрические розетки, неподвижные сиденья, мрачная, скучная или отвлекающая расцветка стен, неприятные запахи и т. д. И ученики, и учителя понимают, что подобные проблемы мешают осуществлению цели собраний — получению знаний посредством эффективного общения учеников с учителем. Соммер сконцентрировал свое внимание на том, как обстановка в аудитории влияет на участие ученика в процессе обучения.

Для своего исследования Соммер выбрал несколько различных типов классных комнат. Он хотел сравнить степень участия ученика в процессе обучения во время занятий в этих классах и проанализировать различные аспекты участия для каждого типа интерьера. Соммер выбрал семинарские комнаты с подвижными сиденьями, расставленными, как правило, полукругом, лаборатории (с бунзеновской горелкой, ретортами и колбами) с абсолютно прямыми рядами сидений, классы без окон и классы, в которых с одной стороны окна шли вдоль всей стены. Помимо всего прочего Соммер сделал следующие выводы.

1. Ученики и учителя, которым не нравится обстановка в аудитории, будут стараться избегать ее или изменить ее.

2. В целом степень участия ученика в работе снижается с увеличением количества учеников в классе. Продолжительность участия больше в маленьких классах.

3. Участие учеников в больших классах чаще всего состоит в просьбах прояснить или повторить мысль, а не в обсуждении мыслей как таковых.

4. Участие чаще всего проявляли ученики, находившиеся в поле зрения учителя.

В семинарской комнате ученики, сидевшие прямо напротив учителя, проявляли наибольшую степень участия. Участие ученика стимулируется визуальным контактом с учителем, при этом ученики, которые стараются участвовать в деятельности класса, как правило, садятся так, чтобы учитель их видел. Также отметим, что взгляд учителя может и ограничивать коммуникацию не в меньшей степени, чем ее облегчать. Если ученики почувствуют, что будут наказаны за участие (или, по крайней мере, не получат за него вознаграждениях зона участия перестанет функционировать.

5. Если учеников с высокой и низкой степенью участия рассадить в зоне участия случайным образом, то, как выяснил Конейа (Копеуа, 1973), ученики, степень участия которых в обучении была средней, в таком случае повышали ее, а ученики с низкой степенью участия оставались на своем уровне. Это означает, что место, где сидят ученики, может повлиять на степень их участия, но этот эффект менее выражен среди учеников с низкой степенью участия.

Такие результаты позволяют заключить, что расположение мест в классе не случайно, и что определенные типы людей тяготеют к центру или периферии, а зона участия (в значительной степени определяемая зрительным контактом ученика и учителя) стимулирует участие каждого ученика, кроме людей с низкой степенью участия.

ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖЕНИЯ

Число мест, в которых мы общаемся с другими людьми, огромно — автобусы, дома, квартиры, рестораны, офисы, парки, отели, стадионы, фабрики, библиотеки, кинотеатры, музеи. Несмотря на столь внушительное разнообразие, мы оцениваем все эти окружения совершенно определенным образом. Восприняв какое-либо окружение каким-то образом, мы можем применить это восприятие при создании посылаемых нами сообщений. После передачи этих сообщений восприятие этого окружения другим человеком может измениться. Таким образом, мы сами влияем на окружение и подвержены влиянию с его стороны.

Наиболее значимыми параметрами для нашего восприятия и, следовательно, для того, каким образом мы посылаем и получаем сообщения являются:

• Восприятие формальности

• Восприятие теплоты

• Восприятие интимности

• Восприятие знакомой и незнакомой обстановки

• Восприятие ограничения

• Восприятие расстояния

 



2016-09-16 535 Обсуждений (0)
Невербальные средства общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Невербальные средства общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)