Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные образовательные технологии, отвечающие системно-деятельностному подходу, с позиций умений смыслового чтения и возрастных особенностей обучающихся



2016-09-16 543 Обсуждений (0)
Современные образовательные технологии, отвечающие системно-деятельностному подходу, с позиций умений смыслового чтения и возрастных особенностей обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Технологии, методы Возрастная категория Краткая характеристика (цель, задачи, этапы работы)
Развитие критического мышления через чтение и письмо 5-9 класс Основные идеи: · Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. · Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. · Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. · Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..». Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Этапы урока в рамках технологии РКМЧП: 1. ВЫЗОВ – задачи (функции) которого: - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; - пробудить к ней интерес; - активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; - структурировать последующий процесс изучения материала. 2. ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. 3. Функции этапа: - получение новой информации; - ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось непонятно для прояснения этого в будущем); - соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того чтобы создать новое понимание; - поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. 3. РАЗМЫШЛЕНИЕ: - выражение новых идей и информации собственными словами; - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; - анализ всего процесса изучения материала; - выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»). Приемы, использующиеся в данной технологии: 1. Стадия вызова: - Составление списка известной информации по вопросу. - Рассказ-активизация по ключевым словам. - Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. - Верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. 2. Стадия осмысления: - Методы активного чтения: - Маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа). - Ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов. - Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. 3. Стадия рефлексии: - Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений, дополнений в сделанные на первой стадии. - Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. - Ответы на поставленные вопросы. - Организация устных и письменных круглых столов. - Организация различных видов дискуссий. - Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе. - Исследования по отдельным вопросам темы. - Творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации. Методы технологии: ИНСЕРТ, Взаимоопрос, Зигзаг, Кубик, «Двойной дневник», Чтение с остановками (Осмысление), Кластер, Выходная карта, Синквейн (Размышление), Концептуальная таблица (Осмысление, размышление), Знаю-Хочу узнать- Узнал (все три этапа).
Эвристическое обучение 5-9 класс Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской). Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы эвристического обучения имеют приоритет перед содержанием yчe6нoro материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Технологическая карта для конструирования системы занятий: 1. Вводные занятия. Задачи - актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему, самоопределения и личного целеполагания в ней, построить общую и индивидуальные образовательные программы по теме. 2. Формы занятий - вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др. 3. Основная часть. Задачи - достигнуть общих установочных целей по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить базовое содержание темы. 4. Формы занятий - урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые или индивидуальные занятия, эвристическое погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др. 5. Тренинг. Задачи - достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы, закрепить результаты основной части блока, достичь деятельностных базовых требований по теме. 6. Формы занятий - семинар дифференцированный, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение. 7. Контроль. Задачи - проверить и оценить уровень достижения поставленных целей, обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и умениях, в созданной образовательной продукции. 8. Формы занятий - защита творческих проектов и работ, «урок-собеседование», урок-зачёт, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен 9. Рефлексия. Задачи - вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, проблемы и способы деятельности, соотнести поставленные цели с результатами обучения. 10. Формы занятий - урок-анкетирование, урок-«круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая и цветовая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчёты, самооценки и характеристики учеников, итоговая рефлексивная лекция. Система эвристических занятий строится на базе одного из следующих типов структур занятий: 1. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. 2. Материал темы рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце её изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме «эвристического погружения». 3. Последовательно рассматриваются различные концепты темы: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Концепты предлагаются учителем или составляются учениками. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов. 4. Учебные занятия по теме проводятся преимущественно одного типа, например, практикум по эксперименту или решению задач, то есть вся тема изучается на основе опытов либо с помощью задач. Происходит «погружение» учеников в определённый вид деятельности. Образовательной доминантой выступает деятельность учеников, а содержание материала оказывается вторичным и вариативным. 5. Тема изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая — по своему плану, разрабатывая тему в своём аспекте. Периодически проводятся коллективные уроки, где группы обмениваются полученными результатами, обсуждают возникшие проблемы, корректируют дальнейшую работу. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя. Эта система занятий более вариативна, чем предыдущая, поскольку предполагает выбор учениками доминирующих видов их деятельности. 6. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное её решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка деятельности. 7. Учащиеся группами и (или) индивидуально выбирают творческие задания по общей теме, над которыми работают по индивидуальным программам как в школе (в лаборатории, мастерской), так и вне школы (дома, в библиотеке). Ученики пишут сочинения, выполняют исследования, изготавливают технические конструкции. Регулярно по общему расписанию проводятся коллективные занятия, на которых рассматриваются основы темы, заслушиваются отчёты о выполнении программы.[3]
Проект 6-9 класс Проектная учебная деятельность учащихся – сторона, компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Проектная деятельность предполагает предварительный выбор учеником темы (с учетом рекомендаций учителя); составление плана, изучение литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защиту в виде устного выступления школьника с краткой характеристикой работы, ответы на вопросы по теме проекта. Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенды, альбомы, подготовить по возможности видео- или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное практическое дело. Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. 1. 1. Поисковый - поиск и анализ проблемы; - выбор темы проекта; - планирование проектной деятельности по этапам; - сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта 2. Конструкторский - поиск оптимального решения задачи проекта; - составление проектной документации 3. Технологический - составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; - выполнение запланированных операций 4. Заключительный - оценка качества решения задачи; - анализ процесса и результатов выполнения проекта; - изучение возможности использования результатов проектирования
Технология коллективной мыслительной деятельности 8-9 класс Сущность технологии коллективной мыследеятельности заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, каждая из которых разделяется на четыре основных такта. Структура проблемной ситуации Первый такт — ввод в проблемную ситуацию: постановка проблемы, коллективное обсуждение целей, способов их достижения. Функция: актуализация противоречий, определение внутренних целей, реальных способов деятельности. Начальная точка выращивания внутренних целей. Второй такт — работа по творческим микрогруппам. Функция: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, формирование способов деятельности, выработка индивидуальной, коллективной позиции по изучаемой проблеме. Педагог при организации учебного процесса так формирует творческие группы, чтобы в них были лидер-руководитель, лидер-генератор идей, функционеры, оппозиционеры, исследователи и т. д. Микрогруппы подвижны, их подбор определяется каждый раз целями, потребностями педагога и обучаемых. В микрогруппах происходит постоянная смена руководителей (через 3—4 занятия), что создаёт условия для развития организаторских умений у всех обучаемых. Обучающиеся самостоятельно изучают литературу, проводят исследования, творчески оформляют результаты самостоятельной деятельности; составляют графики, рисунки, пишут стихи, сочиняют песни, юмористические зарисовки — показывают всё, на что они способны при постижении изучаемого материала. Третий такт — окончание рабочего процесса, общее обсуждение разрешаемой проблемы, защита позиций. Функция: формирование коллективных и личных позиций на основе сравнения их с научной (окончание выращивания внутренних целей), выработка общественного мнения о работе творческих групп, отдельных личностей, коллектива в целом. На этом этапе педагог нацеливает творческие группы на доказательство истинности своего решения учебной проблемы. Каждая группа объявляет и активно отстаивает свою позицию. Возникает дискуссия, высказываются разные, порой противоположные точки зрения, проверяются на основательность аргументы сторон. Требованием обоснованной, логичной аргументации педагог приводит обучаемых к верному решению учебной проблемы. Четвёртый такт — рефлексия и определение новой проблемы, направление процесса дальнейшего познания.
Развивающее обучение 5 – 9 класс В основу технологии развивающего обучения легли следующие гипотезы: - Детям с дошкольного возраста доступны многие общие теоретические понятия; они понимают и осваивают их раньше, чем учатся действовать с их частными эмпирическими проявлениями. - Возможности ребенка к обучению и развитию огромны и не до конца используются школой. - Возможности интенсифицировать умственное развитие лежат, прежде всего, в содержании учебного материала, поэтому основой развивающего обучения служит его содержание. Методы организации обучения являются производными от содержания. - Повышение теоретического уровня учебного материала в начальной школе стимулирует рост умственных способностей ребенка. Цель РО: сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения). Содержание обучения: система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющих принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику. Формы организации и взаимодействия педагога и учащихся: организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач. Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности. Методы обучения: поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.
Обучение как учебное исследование 7-9 класс Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти учащихся гораздо дольше, чем те, что получены в готовом виде. А умственная деятельность ученого является той же самой, что и умственная деятельность пятиклассника, пытающегося осмыслить закономерности языковых отношений. Учитель, предлагая детям заняться на уроке научным исследованием, создает ситуацию поиска научного знания, при которой ребенок учится осмысливать факты, явления, идеи и делать собственные выводы. Основные этапы модели: - Столкновение с проблемой, - Сбор данных («верификация»), - Сбор данных (экспериментирование), - Построение объяснения, - Анализ хода исследования, - Выводы. Процедуры учебного исследования можно представить следующим образом: - знакомство с литературой - выявление (видение) проблемы - постановка (формулирование) проблемы - прояснение неясных вопросов - формулирование гипотезы - планирование и разработка учебных действий - сбор данных (накопление фактов, наблюдений доказательств) - анализ и синтез собранных данных - сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений - подготовка и написание (оформление) сообщения - выступление с подготовленным сообщением - переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы - проверка гипотез - построение сообщений - построение выводов, заключений.

 

Описание места курса

Программа рассчитана на 5 лет, выстроена по модулям, в каждом из которых увеличивается количество методов и приёмов работы с текстом.

Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю.

После каждого занятия предусматривается работа с текстом, которая оценивается учителем. Отметки выставляются в журнал.



2016-09-16 543 Обсуждений (0)
Современные образовательные технологии, отвечающие системно-деятельностному подходу, с позиций умений смыслового чтения и возрастных особенностей обучающихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные образовательные технологии, отвечающие системно-деятельностному подходу, с позиций умений смыслового чтения и возрастных особенностей обучающихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (543)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)