Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


К метапредметной программе «Час чтения»



2016-09-16 648 Обсуждений (0)
К метапредметной программе «Час чтения» 0.00 из 5.00 0 оценок




Как читать?

Нет необходимости доказывать, какую силу воздействия на человека имеет слово. Оно всемогуще. Если же слово сказано мастерски, то воспитательная роль его неоценима.

Культура эмоций – это культура души, поэтому необходимо через произведения художественной литературы воздействовать на душу ребёнка. Чтобы полноценно воспринять литературное произведение, нужно эмоционально пережить его, заразиться им. Чтение – это упражнение в нравственном чувстве. Процесс чтения без переживания, без радости, без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветшую душу, делает её слепой к миру образов.

«Человек, который читает вслух, раскрывается весь как есть. Если он не знает того, что читает, речь его невежественна, он жалок, и это слышно. Если он не живёт тем, что читает, слова остаются мёртвой буквой, и это чувствуется. Если он переполняет текст самим собой, от автора ничего не остаётся: цирковой трюк, и всё тут, и это видно. Тот, кто читает вслух, весь как на ладони перед глазами, которые слушают. Если он читает по-настоящему, если он опирается на знание и, не идя на поводу у своего удовольствия, сам его направляет, если его чтение – это сопереживание как публике, так и тексту, так и автору; если он заставляет признать насущность творчества, пробуждая самую тёмную и неосознанную потребность понимать, – тогда книги распахиваются настежь, и толпы людей, считавших себя отлучёнными от чтения, устремляются вслед за ним в открытые врата» (Даниэль Пеннак).

Читая детям литературное произведение, учитель делится с ними теми мыслями и впечатлениями, которые у него возникли в результате чтения и анализа текста, старается вызвать соответствующий эмоциональный отклик, помогает понять основную идею произведения. Чтение должно быть простым и выразительным. Хорошее чтение – прежде всего правдивое и искреннее, верно истолковывающее текст и исключающее внешний эффект, театральность. К чтению надо готовиться заранее: знать текст и читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам книги. Но вот ещё одно мнение: «Не играйте с детьми понарошку. Не читайте как взрослый с высоты своего возраста. Не проводите мероприятия. Читайте по-всамделишному, как будто и сами как в первый раз, как в шесть лет… с изумлением. Мы же актёры высокой пробы, но дети всё равно талантливее нас. И фальшь чувствуют тут же. И не прощают. Не верят. И если там умерла собака, а вы улыбаетесь, то вы и есть главный злодей и чужой взрослый» (Л. Воронова).

Крайне важно овладеть искусством громкого выразительного чтения. По словам М. Рыбниковой, «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы… оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово». Умение выразительно читать не природное умение, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. Таким образом, особенности устной речи – экспрессия, интонация – выделяют главное в тексте или то, что остаётся за текстом и, что в силу возрастных особенностей школьнику трудно выявить самостоятельно, облегчают процесс восприятия. Во время чтения руководитель может сразу почувствовать непосредственную реакцию детей на прочитанное. Эффективность же громких чтений повышается в том случае, если они проводятся регулярно.

Школьники, слушая выразительное чтение, сами начинают читать по-иному: более выразительно, пользуются паузами, передают в диалоге характер действующих лиц.

Не следует прерывать чтение, чтобы давать детям рассматривать иллюстрации. Какие-то картинки к рассказу мы можем показать во время вступительной беседы, остальные – в ходе беседы по содержанию текста.

Беседа о прочитанном

Первое восприятие вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес к изображённым событиям и героям, но вместе с тем бывает иногда неполным, поверхностным. Ещё В. Одоевский писал: «Дитя не может научиться из одних книг всему, что ему нужно знать. При книге необходимы ему объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помогал таким образом его разумению».

Вопросы, обращённые к детям, после громкого чтения, – предмет особого разговора. Здесь вновь призовём на помощь специалистов, занимающихся проблемами детского чтения. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, авторы книги для воспитателей «Ребёнок и книга», на основе исследований наших отечественных педагогов, разработали систему вопросов, которая позволяет, сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения. Они выделяют следующиекатегории вопросов, задаваемых после чтения:

- Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям, изображённым в произведении: Что больше всего понравилось? Нравится или не нравится тот или иной герой? Не оставьте без внимания и такой вопрос: что не понравилось в рассказе? (Когда что-либо не нравится, причём мотивированно, это уже показатель определённого читательского вкуса. Малоразвитым читателям, как правило, всё нравится.) Такие вопросы задают обычно в начале беседы, они оживляют и обобщают первые впечатления.

- Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему, что даст возможность узнать, насколько глубоко дети поняли произведение. Постановка проблемного вопроса сложна. От учителя здесь требуется умение найти в произведении узловые моменты и сформулировать вопрос так, чтобы возникло обсуждение, появились различные мнения.

- Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.

- Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Они помогают ребёнку понять, что те или иные слова использованы не случайно, помогают понять эмоциональную окраску слов. Например: «Дети, послушайте, какое интересное слово в рассказе – “схватил”. Почему схватил, а не взял

- Вопросы, направленные на воспроизведение содержания: на выяснение местонахождения; на выяснение обстоятельств; на констатацию фактов и явлений; на выяснение свойств и качеств. Отвечая на них, ребёнок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их. Отметим, что не следует злоупотреблять вопросами, направленными на воспроизведение содержания, так как это делает беседу скучной и неинтересной.

- Вопросы, побуждающие ребёнка к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение этих вопросов – вызвать у ребёнка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Например: Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ? Почему писатель так назвал это произведение? Вопросы после чтения побуждают детей не только запомнить и воспроизвести литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникшие при слушании мысли и впечатления.

При обсуждении прочитанного с детьми школьного возраста подобных вопросов бывает достаточно. Что же касается подростков, то здесь необходимо продумать также вопросы, направленные на личностное восприятие произведения, на постижение уровня понимания его полноты, глубины, оригинальности.

Для проверки качественной стороны восприятия подростками художественного произведения специалист в области детского чтения, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Ирина Ивановна Тихомирова предложиласледующий круг вопросов:

- Проверка образного мышления ребёнка: Как представляет он тот или иной эпизод? Какие картины предстают перед его глазами? Какие звуки? Какие запахи? Что бы он нарисовал, если бы был художником?

- Проверка эмоционального резонанса читателя: Какой момент в книге показался наиболее светлым и радостным? Что вызвало улыбку или смех? Какой момент заставил загрустить?

- Проверка способности читателя проникать во внутренний мир персонажа и авторский подтекст:Объясните, почему герой действовал так, а не иначе? Почему у него возникли такие чувства, а не другие? Что скрыто за словами персонажа? Каким вам видится автор этого произведения? Как он относится к своим персонажам? Разделяете ли вы его отношение?

- Проверка умения читателя чувствовать подтекст произведения: Есть ли какой-нибудь тайный смысл, скрытый в этом произведении, о чём автор не говорит открытым текстом, но даёт понять всем повествованием в целом? Выскажите свои соображения.

- Проверка фантазии читателя:Каким вы представляете будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?

- Проверка тонкости восприятия, умения истолковать мелочи и детали:Обратили ли вы внимание на такую-то подробность? Что она означает? О чём говорит? Какое отношение имеет к герою? Как вы можете объяснить то или иное слово?

- Проверка ассоциативного мышления читателя: Бывала ли в вашей жизни или в жизни ваших близких история, похожая на эту? О чём напомнила вам эта книга? Может быть, подобная история или герой знакомы вам по фильмам или другим книгам? С чем увязалась в вашей памяти эта книга?

- Проверка способности перенести читаемое на себя: Если бы вам пришлось играть это произведение на сцене, какую бы роль вы выбрали для себя? Чем она близка вам? Нет ли в персонаже чего-нибудь созвучного вашей душе? В чём сходство или различие?

- Проверка способности целостного восприятия произведения: О чём это произведение? Почему оно так названо? Чем эта книга отличается от всех остальных? В чём её глубинный смысл и её оригинальность?

Следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много, они должны помогать увидеть, рассмотреть скрытое художественное содержание.

Овладеть искусством хороших вопросов не так просто, как кажется на первый взгляд. К любому художественному тексту можно придумать множество вопросов... А можно найти один, ключевой вопрос, вокруг которого, как по спирали, будет раскручиваться всё произведение. Он потянет за собой цепь ясных, убедительных ходов. И покажет, как на ладони, суть всего произведения.

У хороших вопросов много общего с символическим образом: они неисчерпаемы, в них скрывается бесчисленное множество ответов, оттенков поворотов мысли. На них нельзя ответить однозначно «да» или «нет».

Конечно, нет одного варианта вопроса на все произведения. Но несколько универсальных примеров мы можем предложить:

- Почему произошла описанная ситуация?

- Почему каждый из героев ведет себя так, а не иначе?

- Что хотел сказать нам автор этим произведением?

- Как ты относишься к происходящему (описываемому) в книге?

Такие вопросы помогают налаживать диалог между произведением и читателями. Они заставляют думать. Они провоцируют споры, рождают читательское вдохновение, задевают за живое.

Надо предвидеть и возможность нового поворота в разговоре. Ведь беседа – это всегда диалог на равных. Опыт показывает, что не обилие хороших вопросов вызывает заинтересованное обсуждение прочитанного. Умение поставить 1–3 стержневых вопроса определяет для детей возможность живо обмениваться мнениями. Такая беседа учит разговаривать, а не механически отвечать спрашивающему. Разговор о прочитанном должен вызывать у детей желание вновь и вновь заглянуть в книгу, чтобы посоветоваться с писателем, подкрепить своё мнение.

Иногда после прочтения школьникам предлагается составить свой круг вопросов для обсуждения, и это позволяет увидеть, умеет ребёнок анализировать произведение или идёт от пересказа его содержания.

Среди специалистов по вопросам детского чтения существует и такое мнение, что беседовать после прочтения не обязательно. Само произведение может вызывать сильные переживания, глубокие мысли. Бывает, что беседа только разбивает впечатление от прочитанного. Вспомним слова Корнея Чуковского: «Не вредит ли навязчивое, слишком усердное толкование, анализирование русских стихов, рассказов? Не полезнее ли для ребёнка просто побольше их читать, может быть, с помощью старшего друга?»

Создавая произведение, писатель рассчитывает на отклик читателя: на его самостоятельную мысль, на его эмоциональную реакцию, на способность создавать образы в ответ на образы писателя, на активность ассоциативных связей. Именно наличие субъективного творчества читателя позволило Н.А.Рубакину сформулировать известный вывод: «Сколько читателей, столько и содержаний произведения» – и подчеркнуть, что главное в чтении не текст сам по себе, а мысли и чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя.

Разговор с ребенком о книге не должен быть назидательным. Можно помочь ученику раскрыть всю глубину текста, но выводы предоставьте делать ему самому. И отнеситесь к этим выводам с уважением.

Задания

Нередки случаи, когда художественная литература перестаёт восприниматься как искусство, превращается в познавательную информацию, которую надо запомнить, усвоить, понять, но совсем не обязательно переживать. Поэтому учителю в беседе о книге важно разбудить фантазию читателя, зажечь воображение, всколыхнуть жизненные ассоциации. Специалисты рекомендуют для использования в третьей части громкого чтения творческие задания трех групп: литературные, изобразительные, социальные. Одни рассчитаны на индивидуальное выполнение, другие – на работу в группах. Задания могут переплетаться и становиться смешанными.

Групповая работа строится на постоянной смене членов команды, т. е. группы не статичны, а на каждом последующем занятии преобразуются и делятся по предложенным схемам: цифрам, буквам, пазлам, цветам и т. д. Каждая команда должна выполнить задание и презентовать его перед зрителями.

Индивидуальная работа выполняется по вариантам и направлена на создание окружающей литературно-развивающей среды, элементы которой используются на заключительном занятии и при создании презентационной версии отчёта. Детские работы частично используются при выполнении дальнейших заданий и для накопления наглядного материала в методическом портфеле руководителя.

Младшие школьники после прослушивания художественного произведения любят рисовать, рисунок помогает им вновь пережить прочитанное, восстановить всё в памяти. Пусть дети рисуют всё, что хочется, что родилось в душе как отклик на этот текст. А можно предложить им нарисовать самый важный в их понимании эпизод рассказа и объяснить свой выбор или подписать рисунок цитатой из текста, нарисовать героя по литературному портрету, изобразить пейзаж по описанию, возможно устное словесное рисование.

Могут быть и такие задания: предложить пункты конституции, которая будет регулировать отношения в сказочной стране, выбрать 5 предметов, которые бы ребята взяли с собой на сказочный остров, заполнить сказочный словарик и «героическую» таблицу, в которой предусмотрены несколько пунктов: имя героя, внешний портрет, внутренняя характеристика, фотография на память (рисунок героя).

Читателям постарше могут быть предложены такие задания: «Представьте, что вам надо передать основные события произведения в трёх эпизодах. Какие моменты вы выбрали бы для них? Как назвали бы серию рисунков? Как показали бы в них героев?» или: «Представьте, что школьная киностудия поручила вам сделать по произведению слайд-шоу. Какие кадры вы сделали бы? Какими словами текста пояснили бы?». Интересно использование приемов воображаемой экранизации и театрализация текста. Необходимо предложить детям аргументировать свой выбор, свои представления, дать им толкование.

Для коллективных работ ребятам может быть предложено придумать и сделать костюм сказочного героя, затем придумать ему имя, сочинить рассказ по опорным словам, но с условием, что в рассказе столько предложений, сколько игроков. Все задания должны базироваться на прочитанном материале. Таким образом, в ходе занятий дети получают опыт работы с текстом, формируют и высказывают свою точку зрения, проявляют себя каждый раз в «новой» команде, всем участникам предоставляется возможность чтения по ролям, проявления бурной фантазии. В результате дети создают продукт чтения, который часто находит выражение в виде рисунков, отзывов, игр, театрализованных импровизаций. По мнению И.И. Тихомировой, «все они – своеобразный экран, где высвечивается внутренний мир ребёнка, те духовные процессы, которые совершались в акте чтения».

Существуют ли новые методики проведения громких чтений?

В современной педагогической литературе появились статьи о новой образовательной технологии «Развитие критического мышления средствами чтения и письма», и нам в русле размышления над нашей темой будет небесполезно обратиться к разработанной там стратегии «чтение с остановками». Стратегия чтения с остановками, при реальном и кажущемся отличии от стратегии громкого чтения, во многом пересекается с ней.

Формы и виды контроля

Назовем некоторые возможные типы заданий для третьей части громкого чтения.

Инсценировка

«Сыграть» прочитанное в самодеятельном театре – это не только интересная для детей игра. Именно инсценировка помогает младшим школьникам «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер, отработать некоторые правила лексики, грамматики, произношения. Через инсценировку идет развитие коммуникативных навыков (вербальных и невербальных), крайне необходимых в жизни.

Инсценировка – это способ лучше понять замысел автора, характеры героев, встав на их место.

РАФТ

Предложите детям сыграть в РАФТ. Это интересный и оригинальный способ рассказать (или написать) о прочитанном, который отчасти схож с инсценировкой.

Технология РАФТ определяет 4 параметра рассказа (или отзыва, сочинения):

Р – роль (Кто ты? От чьего имени рассказываешь?)

А – аудитория (Для кого ты рассказываешь?)

Ф – формат (В какой форме ты рассказываешь? (рассказ, сказка, эссе, анекдот, басня, диалог))

Т – тема (О чем ты пишешь? Какова идея твоего рассказа?)

Проще говоря, технология РАФТ одновременно позволяет поиграть в игру «Расскажи прочитанную историю от лица какого-то героя» (не забывайте при этом, что каждый из них будет рассказывать по-своему) и углубиться в литературоведческую специфику, уточняя особенности литературных жанров и пробуя свои силы в них.

Синквейн

Синквейн – короткое литературное произведение из 5 строк, характеризующее предмет (тему).

Пример: синквейн о герое – лисенке Феньке:

Фенёк,

Чуткий, неравнодушный,

Познает, спрашивает, удивляется.

Ему интересен мир вокруг.

Чудо-зверёк.

Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении. Составить синквейн может даже дошкольник. При этом синквейн:

- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,

- средство творческого самовыражения,

- способ обогащения словарного запаса,

- подготовка к краткому пересказу,

- ключик к основной идее произведения,

- кроме того, просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый может почувствовать себя гением-творцом.

Синквейн может быть использован:

- для интерпретации названия произведения,

- для краткого пересказа произведения или какой-либо темы,

- для характеристики персонажа, явления, события.

Правила написания синквейна

- 1 строчка (Кто? Что?) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название произведения, имя героя).

- 2 строчка (Какой? Какая? Какое?) – два прилагательных или причастия, характеризующих первую строчку.

- 3 строчка (Что делает?) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме.

- 4 строчка – четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме или её суть.

- 5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Аналогии и ассоциации

Аналогия – это сходство между предметами, явлениями или людьми по каким-либо признакам. Ассоциация – это связь между какими-то явлениями, предметами, людьми, когда при упоминании одного возникает мысленный образ другого.

Если говорить о возрастных особенностях, то эмоциональный ряд детей младшего школьного возраста еще не устойчив, не вся гамма чувств им знакома, знакомство идет именно через знание-понимание. А потому очень важно проводить какие-то параллели, аналогии между прочитанным и реальным жизненным опытом ребенка, спрашивать об ассоциациях в связи с прочитанным.



2016-09-16 648 Обсуждений (0)
К метапредметной программе «Час чтения» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: К метапредметной программе «Час чтения»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (648)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)