Инструментальная (приобретенная, условная) агрессия
Собака, которая удовлетворяет какую-либо свою потребность при помощи агрессивного поведения, легко запоминает такой способ достижения цели и при случае воспроизводит его снова. Этот эффект подчиняется обычным законам научения и сознательно используется для дрессировки собак по защитным видам служб. Но такого же результата можно достичь, не желая того, бессознательно. Например, вы расчесываете собаку, а она, естественно, сопротивляется, рычит и даже щелкает зубами. Вы хоть и не тщательно, но уже достаточно расчесали шерсть и думаете: «Ну и ладно. На сегодня хватит, тем более и ей не нравится». Оставив собаку в покое, вы считаете, что поступили разумно. Она же считает, что вы перестали ее донимать только потому, что она рычала и щелкала зубами. В следующий раз вы уже столкнетесь с инструментальной агрессией, которой, не желая того, научили собаку. Другой пример: собака лежит на диване, а ваш ребенок пытается ее согнать. Она, конечно, сопротивляется, ворчит. Вы, проходя мимо, строго просите оставить собаку в покое. Покой восстановлен, но вы уже заложили первый кирпичик в пирамиду ее агрессивного поведения. Если собака удовлетворит 2—3 потребности таким образом, то в дальнейшем, использовав уже приобретенный опыт, она может воспользоваться таким же успешным способом решения проблем и в других случаях.
24.Судебно-психологическая экспертиза сделок с "пороками" воли. Понятием порок воли объединяется ряд обстоятельств, при которых может быть порочной субъективная сторона сделки. Сделки данной категории могут быть признаны недействительными в том случае, если они совершены: - гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий и руководить ими (ст. 177 ГК); - под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение (ст. 178 ГК); - под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, стечения тяжелых обстоятельств (ст. 179 ГК). Объектом экспертизы выступает психическая деятельность субъекта правовых отношений в период формирования у него намерения к совершению сделки, изъявления (декларации) этого намерения и фактического совершения сделки. Цель экспертизы заключается в установлении значимых для решения спорного правоотношения обстоятельств, связанных со способностью субъекта сделки в период, относящийся к ее совершению, в полной мере свободно и осознанно определять цель и принимать решение по ее достижению, влекущему изменение его правоотношения, а также со способностью руководить своими действиями по реализации принятого решения. В качестве материализованных источников информации выступают: сам субъект спорного правоотношения (участник гражданского процесса), материалы дела и приобщенные к ним материалы, содержащие сведения о психической деятельности сторон сделки, о природе сделки, ее предмете, условиях заключения, фактические данные о ситуации спорного правоотношения. Основаниями для назначения судебно-психологической экспертизы данного вида являются обстоятельства, связанные с:- устойчивыми личностными особенностями участника процесса (стороны сделки);- возрастными психологическими особенностями участника процесса (стороны сделки);- психическим (эмоциональным) состоянием лица в период, относящийся к совершению сделки;- необычным поведением лица в период оспаривания своих прав в судебном порядке. Экспертиза может быть назначена при стоящей перед судом задаче установления:- состояния лица в период совершения сделки;- влияния имевшегося состояния на способность лица понимать значение своих действий и их последствий и руководить ими;- способности лица в период совершения сделки правильно понимать существо сделки (адекватности представления о сделке);- способности лица в период совершения сделки свободно принимать решение об изменении своих прав и обязанностей, а также свободно осуществлять контроль над реализацией решения. В задачи судебной психологической экспертизы входит установление: - способности дееспособного лица при заключении сделки понимать значение своих действий; - способности руководить своими действиями; - психического состояния, которое могло существенно повлиять на сознание и психическую деятельность субъекта сделки; - влияния психического состояния на полноценность волеизъявления в период, относящийся совершению сделки; - адекватности (правильности) представления субъекта о цели своей деятельности; - психологических факторов, деформирующих представление о цели и последствиях ее достижения; личностной значимости для субъекта обстоятельств, при которых была заключена сделка (в том числе индивидуальной значимости насилия, угрозы и их последствий, жизненных обстоятельств); - способности субъекта противодействовать психическому давлению (принуждению); - способности видеть альтернативы навязываемому способу действия. Основным вопросом судебно-психологической экспертизы при этом является вопрос, находилось ли лицо (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки в таком психическом (эмоциональном) состоянии, которое нарушило (ограничило) его способность понимать значение своих действий или руководить ими.К обязательным признакам относятся: наличие состояния, дезорганизующего психическую деятельность; нарушение осознания цели (неправильное представление о цели, снижение способности к прогнозу результатов действий и их последствий, нелогичность цели, несоответствие цели подлинным интересам, метризационной направленности); нарушение произвольной регуляции деятельности (расстройство опосредованности действий, контроля действий).К дополнительным признакам относятся: неблагоприятное психофизическое состояние (переутомление, недосыпание, соматическое заболевание и пр.), наличие значимых индивидуально-психологических особенностей; дефекты познавательной и (или) эмоционально-волевой сферы; неполное осознание (недопонимание) случившегося (достигнутых целей, наступивших последствий), непонимание изменения своих прав (чаще - их прекращения).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |