Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 1 страница



2016-09-16 1093 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Предъявление для опознания — следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации.

Идентификация — это сопоставление, сличение одного объекта с другим (или его психическим образом) на основании их отличительных признаков, в результате чего устанавливается их тождество.

Опознание — процесс и результат отнесения предъявленного объекта к определенному ранее сформированному психическому образу. Оно осуществляется на основе перцептивного (имеющего отношение к чувственному восприятию) сравнения образа текущего восприятия с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (их опознание может быть осуществлено по признакам внешности функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Опознание может осуществляться посредством предъявления натуральных объектов или их изображений.

Цель опознания в следственной практике:

установление индивидуального, а иногда и группового тождества объектов.

Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Предъявление для опознания не может быть проведено, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или если у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

Виды опознания:

симультанное - мгновенное, одномоментное;

сукцессивное - поэтапное, развернутое во времени.

Оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов — сложный комплекс психической деятельности человека, обеспечивающий его ориентацию в среде. Оно связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности — признаки (в криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками).

Признаки — это информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого.

Опознание личности по внешнему облику

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, явления социальной перцепции, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность его восприятия, обстановка восприятия.

Облик человека воспринимается комплексно — в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда являются объектом внимания. Индивидуально выразительной является походка человека — сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами. К ним относятся длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составным элементом походки является осанка человека во время его движения — соотношение положения его корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

Опознание личности по ее устной речи

По голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). При этом опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается опознание.

Опознание предметов

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека.

Существует пространственный порог различия формы — минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны — они зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями — ложными суждениями о подлинных свойствах объектов.

В практике судопроизводства возможно ложное опознание и ложное неопознание. Ложное неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При производстве судебного опознания необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения

 

 

37.Связь юридической психологии с другими отраслями психологии.Юридическая психология, как и любая другая междисциплинарная наука, обладает системными качествами, т. е. гораздо большим теоретико-практическим потенциалом, чем некая сумма знаний, полученных из разных отраслей и наук. Поэтому важно знать, с какими другими отраслями знания она связана. Юридическая психология имеет ряд смежных вопросов со следующими подотраслями психологии:– общей психологией, рассматривающей базовые понятия психологии, изучающей основные психические процессы, состояния и свойства личности;– возрастной психологией, исследующей вопросы развития психики, изменений, происходящих в процессе взросления, различия психики людей, обусловленные возрастом;– генетической психологией, рассматривающей связь индивидуальных психологических черт с генетикой, проблемы наследования психических черт, не связанных с ситуаций воспитания;– дифференциальной психологией, изучающей проблемы индивидуального развития психики, психологических отличий людей в связи с условиями их формирования;– социальной психологией, рассматривающей вопросы отличия группового и индивидуального поведения, динамики поведения людей в группах и группового поведения, проблемы взаимодействия людей, общения;– педагогической психологией, исследующей проблемы воспитания и обучения, социализации как процесса усвоения культуры общества, а также вопросы коррекции поведения;– патопсихологией, рассматривающей отклонения психического развития, нарушения психических процессов и патологические состояния психики;– медицинской психологией, изучающей вопросы влияния соматических заболеваний на функционирование психики и психологического напряжения на здоровье человека;– психологией труда, рассматривающей вопросы профориентации, профессиональной пригодности, эффективности профессиональной деятельности, обеспечения оптимального режима труда и отдыха.Юридическая психология продолжает непрерывно развиваться за счет установления новых связей с другими науками, в том числе с отраслями психологии (так называемое горизонтальное развитие), и за счет выделения новых подотраслей, направлений самой правовой психологии (вертикальное развитие).

 

38.Агрессивность - как основа преступного поведения. Теория агрессивности. Психологическая характеристика гнева и его влияние на поведение человека.Прежде чем приступить к характеристике основных типов отклоняющегося поведения, рассмотримагрессию и агресcивное поведение, поскольку в основе многих поведенческих девиаций лежит данный феномен.Проблема агрессии является одной из серьёзнейших проблем человечества (ревность, преступность, насилие, войны, геноцид). Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению.даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Целью агрессии может быть:- принуждение;- усиление власти и доминирование;- управление впечатлением;- заработок;- аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;- месть за перенесенное страдание;- причинение боли жертве, получение удовольствия от её страданий.В качестве позитивной цели можно рассматривать защиту собственной жизни, псевдоагрессию (фехтование, борьба), конкуренцию.По форме агрессию подразделяют на:- физическую (избиение, ранение, изнасилование);- вербальную (оскорбление, клевета, угроза);- прямую;- косвенную (сплетни, злобные шутки);- инструментальную (действия киллера);- эмоциональную (аффективную).Кроме того, агрессия может быть сознательно контролируемой и импульсивной, направленной на внешние объекты или на себя.в соответствии со способом выражения выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту.Агрессивная личность подразделяется на два типа: эмоционально-реактивный и инструментальный (хулиганы и психопаты).Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:1. По степени личностной вовлечённости:- ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция);- агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);- устойчивое агрессивное поведение личности.2. По степени активности:- пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ);- активное агрессивное поведение (разрушение, насилие).3. По эффективности:- конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);- деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим).4. По выраженности психопатологической составляющей:- нормальное агрессивное поведение;- агрессивное поведение в рамках патологических реакций;- агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (зависимое поведение);- агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (нарциссическое или пограничное расстройство личности);- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов (психоорганический, дементный, параноидальный и др.).В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия- аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость);- когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки- мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления;Агрессия- это явление не только индивидуальное, но и групповое. В случае импульсивной агрессии необходимо, чтобы все члены группы или часть её были фрустрированы, переживали интенсивный стресс или другие неприятные состояния. При инструментальной агрессии члены группы должны иметь одинаковую цель. В агрессивных группах можно отметить такие процессы, как идентификация, подражание, внушение, сплочённость, ослабленное чувство индивидуальной ответственности, склонность приписывать вину другому, конформизм членов групп.Религиозные секты также могут носить различный уровень агрессивности. Одним из проявлений агрессивности является охота за «заблудшими душами» и насильственное обращение их в веру, совершение обрядов жертвоприношения. Сектантство является одной из причин внутриэтнических конфликтов.В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию, также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, сублимировать её в различных формах деятельности - бизнесе, учёбе, спорте, лидерстве, творчестве.

 

39.Психологические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых.Привлечение лица в качестве подозреваемого или обвиняемого связано с резким изменением в его жизни, в социальном статусе, со значительным сужением социально-ролевых функций, со сдвигами в психике, усугубляющимися в условиях изоляции. Арест вызывает у одних людей повышенный уровень тревожности, чувство обреченности, отчаяния, безысходности, полной зависимости от лиц, осуществляющих правосудие, у других - чувство озлобленности, агрессивности, активное противодействие правосудию.Особенно драматично психическое состояние привлеченного к уголовной ответственности невиновного лица. Внезапно свалившееся на него несчастье резко дезорганизует его психику, порождает неадекватные поведенческие поступки, которые могут быть интерпретированы малоопытным следователем как “улики поведения”. Резкое снижение защитных возможностей значительно повышает неадекватность действий обвиняемого по самозащите Стремясь положить конец этому мучительному состоянию, невиновный может прибегнуть даже к самооговору.Допрос подозреваемого и обвиняемого имеет много общих сторон и существенных различий, которые обусловлены прежде всего различным процессуальным положением этих лиц.Допрос подозреваемого. При допросе подозреваемого, который производится на ограниченной исходной информационной базе и в условиях острого дефицита времени на его подготовку, следователь еще не располагает достаточными изобличающими доказательствами Это обязывает его применять многовариативную тактику допроса.Однако допрос подозреваемого сразу после его задержания или ареста имеет и некоторое преимущество: противодействующий правосудию подозреваемый не в состоянии детально обдумать, всесторонне обосновать ложную версию, его ложные показания содержат обычно явные противоречия.Допрос подозреваемого может предваряться беседой с целью выявления его личностных особенностей. При этом следователь может использовать известные ему факты, создавая у допрашиваемого впечатление о хорошей своей информированности. В ряде случаев следователь раскрывает перед подозреваемым эвристические возможности отдельных следственных действий.В процессе допроса перед подозреваемым ставятся прежде всего те вопросы, ответы на которые уже известны следователю. При этом выявляется позиция подозреваемого в отношении правосудия.Существенную роль при допросе имеет адекватная интерпретация динамики текущих эмоционально-волевых состояний подозреваемого. Известно, что внешние проявления эмоционального состояния человека не имеют никакого доказательственного значения. Однако проявление эмоциональных состояний может дать оперативно-ориентирующую информацию. Так, волнение при определенных вопросах, “уход” от тех или иных тем, “застревание” на определенных обстоятельствах должны побудить следователя к более тщательному анализу причин такого поведения.Следователь должен проявлять большую осторожность в использовании фактического материала, ибо малейшие ошибки резко ослабляют его позиции. Следует помнить, что подозрения в отношении конкретного лица могут возникнуть в силу неблагоприятного стечения обстоятельств, ошибки, заблуждения, оговора.Основная задача следователя - получить сведения, позволяющие проверить причастность подозреваемого к расследуемому событию. При этом необходимо выделять такие обстоятельства, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление. Особенно чутко следователь должен реагировать на умолчание о фактах, уже выявленных следствием.Большое значение в допросе подозреваемого имеет метод косвенных вопросов. Он состоит в том, что вопросы, существенные для расследования, маскируются среди внешне “безопасных”, как бы далеких от интересующего следователя события. При этом анализируется осведомленность подозреваемого об участниках преступления, о времени, месте и способах его совершения, применявшихся орудиях и других обстоятельствах.Необходимо своевременно блокировать возможные ложные утверждения подозреваемого с целью ослабления значения имеющихся доказательств Так, по поводу найденной при обыске у подозреваемого ценной вещи, принадлежавшей убитому, он может сказать, что купил ее у неизвестных лиц Если же вначале подозреваемому будут заданы вопросы о покупках, сделанных им в последнее время, и в перечне этих покупок данная вещь не будет указана, то такой косвенный вопрос предупредит возможное ложное утверждение допрашиваемого.Как уже говорилось, при допросе подозреваемого следователь еще не располагает необходимой совокупностью доказательств; в системе доказательств обычно имеются пробелы. По повышенному одностороннему интересу следователя к отдельным эпизодам события подозреваемый может догадаться о дефиците доказательственной информации. Поэтому косвенные, второстепенные вопросы уместны и как средство маскировки подлинных устремлений следователя.Исходя из своей гиперзащитной позиции, подозреваемый ориентируется на информацию о возможностях получения следователем изобличающих доказательств. В связи с этим избирательно-психологическое воздействие на допрашиваемого оказывает демонстрация следователем возможностей следствия. При этом он как бы опережает те вопросы, которые возникают в сознании подозреваемого. Но отдельные факты, которые могут укрепить подозреваемого в нежелании признаться в преступлении, предпочтительно скрывать (например, гибель жертвы).Поспешное и неумелое предъявление доказательств снижает их изобличительную направленность, позволяет противодействующему лицу выдвинуть ложные объяснения. Следователь должен предвидеть все то, что может снизить изобличающую силу доказательств, предварительно нейтрализовать все возможные контраргументы допрашиваемого лица.Доказательства следует предъявлять с учетом их взаимосвязи Логика раскрытия доказательств должна способствовать тому, чтобы психологическое воздействие на допрашиваемого по мере их предъявления нарастало.При допросе нескольких подозреваемых по делам о групповых преступлениях целесообразно использовать психологические феномены межличностного взаимодействия - разнонаправленные интересы членов группы, соперничество, антагонизм, нарушая согласованность групповых позиций, а также стремление отдельных членов группы приуменьшить свою роль в совершенном преступлении.В случае отказа подозреваемого от дачи показаний (психологически это наиболее сложная ситуация допроса) следователь разъясняет, что тем самым допрашиваемый лишается возможности самозащиты, а следствие - возможности выяснить смягчающие его ответственность обстоятельства.Предъявляя доказательства, изобличающие подозреваемого во лжи, следователь максимально активизирует его эмоциональные переживания, формирует у него чувство неизбежности установления истины.Подозреваемые нередко прибегают к ложному алиби.В таких случаях детальный допрос помогает выявить незнание подозреваемым тех подробностей, которые связаны с его утверждениями о месте пребывания (например, “сидел дома, смотрел телевизор”, “был в театре”, но на вопросы о названии и содержании увиденного ответа не дается) Детальная проработка “легенды” также демонстрирует ложность алиби, поскольку детали второстепенных обстоятельств люди обычно не запоминают. Однако не следует спешить с изобличением всех противоречий и ложных утверждений подозреваемого. Это может насторожить допрашиваемого, повысить его самоконтроль или привести к отказу от дачи показаний.Необходимо помнить, что коммуникативный контакт может быть нарушен из-за проявления со стороны следователя крайнего недоверия к показаниям подозреваемого, злорадства при первых незначительных противоречиях в его показаниях. Кроме того, это косвенно свидетельствует об отсутствии у следователя других веских доказательств виновности подозреваемого.При допросе подозреваемого по обстоятельствам, хорошо известным следствию, целесообразно подправлять, детализировать показания, расходящиеся с истиной, - это создает впечатление хорошей осведомленности следователя.Иногда следователь сталкивается с трудной тактической ситуацией - самооговором подозреваемого. Это может быть связано с психическим перенапряжением в результате длительных допросов, с грубыми нарушениями прав личности, с тактическими просчетами следователя, с желанием скрыть другое, более тяжкое преступление.О самооговоре могут свидетельствовать навязчивые уверения в “честности” признания, схематичность, заученность показаний, неспособность сообщить факты, которые обязательно должны быть известны лицу, совершившему преступление.Методика разоблачения самооговора та же, что и разоблачения других ложных показаний, - детальный повторный допрос, проверка показаний на месте, очная ставка, следственный эксперимент, анализ соответствия показаний совокупности имеющихся доказательств.Допрос обвиняемого. Следует сказать, что ответ обвиняемого на вопрос, признает ли он себя виновным, не должен ни в коей мере влиять на полноту, всесторонность и объективность расследования уголовного дела.В начале допроса обвиняемому необходимо подробно разъяснить существо предъявляемого обвинения, санкции соответствующей нормы УК, процессуальные права на защиту.Обычно считается, что допрос приобретает бесконфликтный характер, если обвиняемый признает себя виновным. Однако признание может быть обусловлено желанием обвиняемого уйти от ответственности за другие, более тяжкие преступления или другими мотивами, и бесконфликтность окажется лишь иллюзией.Признание обвиняемым своей вины не является исключительным, наиболее “сильным” доказательством, оно не имеет никакого преимущественного значения и, как все другие доказательства, подлежит проверке и оценке. Признание может быть положено в основу обвинения лишь в случае его подтверждения совокупностью доказательств.Обвиняемый - наиболее информированный и наиболее психологически сложный источник доказательств. Поэтому при его допросе необходимо учитывать ряд психических особенностей этой категории лиц, в частности:• состояние подавленности, психической депрессии, вызванное страхом перед наказанием:• большую заинтересованность в исходе дела, преобладание защитной доминанты, активно-оборонительную позицию;• отсутствие в ряде случаев намерения к добровольному признанию, убежденность, что правдивые показания могут причинить только вред;• недоверие к лицам, ведущим следствие;• негативное отношение к свидетелям обвинения;• повышенную психическую напряженность, аффективное состояние в критических моментах расследования;• повышенный самоконтроль, обостренное внимание к наиболее “опасным” обстоятельствам• Добровольного признания от опытного преступника можно добиться, как правило, лишь при изобличении его с помощью неопровержимых улик, при задержании с поличным.Правдивость показаний обвиняемого в определенной мере стимулируется разъяснением значения чистосердечного раскаяния как обстоятельства, смягчающего ответственность. При этом акцент должен делаться не на признании вины, а именно на раскаянии и всемерном содействии следствию в полном и всестороннем расследовании преступления.В самом начале допроса необходимо принять меры, облегчающие обвиняемому выбор правдивой линии поведения. Первые ложные утверждения создают установку на дальнейшее отпирательство. Сознаться в преднамеренной лжи бывает очень трудно. В ряде случаев прямой вопрос - совершил ли обвиняемый данное преступление - можно заменить психологически более гибким - что вынудило его совершить такой поступок. Обвиняемые обычно стремятся избегать утвердительных ответов.Обвиняемому следует разъяснить, чем ложная позиция может повредить ему (так, невозвращение похищенных материальных ценностей может привести к конфискации имущества, предъявлению гражданского иска). Если от правдивости показаний обвиняемого зависит судьба невиновных людей, на которых может пасть ложное подозрение, на это необходимо обратить его внимание.В случае признания обвиняемого система вопросов следователя должна обеспечивать полноту показаний, по всем существенным для дела обстоятельствам должны быть получены исчерпывающие показания. При этом должны быть выявлены те обстоятельства, достоверность которых может быть проверена, причины, приведшие обвиняемого к преступлению, данные о его личности, сведения о соучастниках.Допрашивая обвиняемых, следователь обязательно учитывает возможную последующую динамику их показаний и фиксирует все существенные детали. Обвиняемый после дачи правдивых показаний через некоторое время “начинает обдумывать все сказанное им, видит, что дело не так страшно, каким показалось сначала, что против некоторых улик можно придумать опровержение. Опыт, даваемый уголовною практикою, приводит к тому, что в большей части преступлений, в которых виновность преступника строится на косвенных доказательствах, на совокупности улик и лишь отчасти подкрепляется его собственным сознанием, это сознание несколько раз меняет свой объем и свою окраску. Следует учитывать также и возможность возникновения у обвиняемого непроизвольной защитной доминанты - стремления уменьшить свою вину, “облагородить” собственную роль в совершенном деянии, скрыть постыдные стороны своего поведения, акцентировать внимание следствия на неблагоприятном стечении обстоятельств, оградить от ответственности близких лиц.В сложных ситуациях противодействия, когда допрашиваемый скрывает существенные для дела обстоятельства, дает ложные, дезориентирующие показания, допрос приобретает черты противоборства.

 

40.Память и учет ее закономерностей в судопроизводстве. Закономерности памяти и их проявление в профессиональ­ной деятельности юриста.Мнемическая деятельность (от «мнемони­ка» — искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, воспроизведение, забывание.Запоминание— это процесс памяти, в результате которого проис­ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запоми­нание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, об­разов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и включе­ние в систему уже усвоенных знаний.Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особеннос­тей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоминает 7'(±2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удержи­вают 7—9 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь 4—'5 изоли­рованных элементов. Существенное влияние на запоминание оказывает семантическая (смысловая) организация материала, благодаря которой количество элементов, которые мы запоминаем, может увеличиваться. В этом проявляется положительная роль вербально-логической памяти, которая тесно связана с мышлением.Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы. Некоторые люди обладают способ­ностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хоро­шо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжают видеть перед собой. Если такой способностью обладает свидетель, у следовате-1Я, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть сомнения в отноше­нии правдивости его показаний только на том основании, что они отли­чаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношеском возрасте.Запечатление может происходить и в виде образов-представлений. У каждого человека в памяти содержится большое количество самых различных представлений. Определенные искажения при запоминании события преступления может носить эмоциональная память, особенно память, связанная с отрицательно окрашенными аффективными переживаниями, в резуль­тате которых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наоборот, вообще вытесняться из сознания. Однако эмоциональная память играет не только отрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмом в последующем припомина­нии событий.Запоминание всегда связано с действиями человека, с той целевой установкой, которой они сопровождались. Этим во многом объясняется избирательный характер мнемонической деятельности. Хорошо запоми­нается то, что включено в целенаправленную деятельность.В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопытное явление, имеющее также большое значение для психологии свидетель­ских показаний, которое получило название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавшей зависи­мость запоминания от эмоционально-мотивационной сферы. Общий вывод, к которому она пришла, в результате своих экспериментов, состо­ял в том, что мотивированные, но незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная законо­мерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свиде­теля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретиться с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и послед­ние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы,расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, не­сколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга. Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последую­щие называется проактивным («вперед действующим») торможением. Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие — ретро­активным («назад действующим») торможением. Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в памяти. Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально-логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпав­шими из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в сознании.Если при анализе .свидетельских показаний мы чаще имеем дело с непроизвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная па­мять. Характер профессиональной деятельности юриста диктует необхо­димость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками раследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов, событий Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, судья и т.д. должны, пользуясь определенными приемами, повышать качество запо­минания. Перечислим некоторые приемы, улучшающие запоминание, ко­торые могут использоваться в практической деятельности юриста:— смысловая (семантическая) организация материала с выделени­ем в нем основных опорных пунктов, слов;— составление плана, в котором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выяснению; при запоминании сложного материала смысловая группировка материа­ла проводится по различным основаниям: по интересующим следователя лицам, расследуемым эпизодам и т.д.;— составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отра­жением связей между различными их элементами, с фиксацией времен­ных и пространственных координат исследуемого события;— сравнение сходных явлений, фактов, например выявление общего и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других источ­никах информации;— классификация, систематизация материала, следственной и су­дебной практики, текущего законодательства и других нормативных материалов.Воспроизведениеможно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и соб­ственно воспроизведение (припоминание).Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его вос­приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным -(с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями. Узнать объект — это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем сознании образа.Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъявле­ния объекта. Оно также бывает непроизвольным, например в ходе обыч­ной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда свиде­телю предлагается рассказать о том, что ему известно по делу. В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в реше­нии непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании.Разновидностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с извлечени­ем из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно вос­произведения. Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъяв­ленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел (ст. 193 УПК). Примером по существу комбинированного вида воспроизведения может служить проверка показаний обвиняемого, сви­детеля и т.д. на месте, связанном с исследуемым событием (ст. 194 УПК).Особое криминалистическое значение приобретает особенность вос­произведения, получившая в психологии название реминисценции, сущ­ность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е. стремление сознательно или даже бессознательно дополнить запечатленные в памя­ти образы элементами вымысла. Это явление чаще наблюдается у несо­вершеннолетних, особенно у малолетних свидетелей. Отрицательно вли­яет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чужому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям, что также может способствовать заблуждению такого лица. Большое влияние на качество воспроизведения оказывают также и объективные факторы: обстановка, в которой проходит допрос, формули­ровка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства.Забывание— процесс памяти, обратный запоминанию и сохране­нию. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал использу­ется человеком в своей деятельности. На забывание действуют и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, нервно-психи­ческое перенапряжение деятельности, употребление алкоголя или нар­котиков, недостаток сна. Также влияет на забывание проективное и ретроактивное торможение.



2016-09-16 1093 Обсуждений (0)
Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1093)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)