Психологическая характеристика опознания. Виды опознания. 3 страница
46.Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.Внимание — это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей.В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценить их показания.Факторы, определяющие внимание. Факторы, обеспечивающие избирательный характер познавательных процессов, объем и устойчивость сознательной деятельности, могут быть объединены в две основные группы.Внешние факторы: определяющие направленность внимания. К ним прежде всего относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей.Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.Субъективные факторы, определяющие направленность внимания: соответствие внешних раздражителей потребностям человека, чувства, эмоции, интерес человека к изучаемому явлению. Если внешние факторы во многом определяют уровень непроизвольного внимания, которое сказывается на процессах восприятия событий свидетелями, потерпевшими, то субъективные факторы, особенно воля, формируют высшую форму внимания, присущую человеку, произвольное внимание, которым юрист должен управлять.На уровень внимания в значительной степени влияют: общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности.Характеристики внимания: Объем внимания. Концентрированность и распределяемость внимания. Устойчивость внимания. Переключаемость внимания.Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач.Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдательность, высокая работоспособность и творческая активность.
47.Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.Каждая возрастная группа характеризуется рядом психологических особенностей. Реакция эмансипации - стремление высвободиться от навязчивой опеки, руководства, контроля, покровительства взрослых (родителей, учителей, воспитателей, наставников). Реакция может распространяться не только на старших лиц, но и на установленные взрослыми правила, порядки, законы, на все, что ценится и уважается в обществе, - идеалы, нравственные нормы, духовные ценности и т. д. Эта реакция является для подростков одной из форм самоутверждения. У мальчиков она бывает выражена сильнее, чем у девочек. Факторами, способствующими усилению реакции эмансипации, выступают чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности, третирование подростка как ребенка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны - от эпизодического "бунта" против родительской власти до каждодневной демонстрации своего стремления всегда и везде поступать "самостоятельно", "по-своему".Реакция увлечения - хобби-реакция - наиболее характерная для подросткового возраста особенность. С психологической точки зрения увлечения представляют собой разновидность мотивов, занимая промежуточное место между влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами, с другой. В отличие от последних увлечения всегда более эмоционально окрашены и обладают большей побудительной силой. Подросток может посвящать тому или иному увлечению все свободное время даже в ущерб учебной деятельности, отдыху.В зависимости от целевой установки А. Е. Личко выделяет следующие виды подростковых увлечений:Интеллектуально-эстетические увлечения могут проявляться в глубоком интересе к радиотехнике, рисованию, музыке, литературе, истории, изобретению и конструированию и т. п. Как правило, подростку доставляет наслаждение сам процесс занятий - достижение результатов стоит на заднем плане.Телесно-мануальные увлечения включают все, что способствует укреплению силы, выносливости, приобретению ловкости, определенных умений и навыков. Наиболее распространенными являются занятия разнообразными видами спорта, вождение мотоцикла или машины, вязание и вышивание (у девочек). Здесь уже большее удовольствие доставляет достигаемый результат.Лидерские увлечения сводятся к стремлению быть вожаком, предводителем среди сверстников.Накопительские увлечения проявляются прежде всего во всех видах коллекционирования марок, открыток и т. д.Эгоцентрические увлечения питаются стремлением быть в центре внимания окружающих, что может достигаться внешней привлекательностью, оригинальностью, а то и экстравагантностью одежды, обладанием теми или другими, как правило, "престижными", материальными ценностями, занятием модными увлечениями - гимнастикой йогов, изучением редкого иностранного языка. Главная цель всех этих занятий - продемонстрировать свои успехи, блеснуть необычностью увлечения, оригинальностью натуры.Азартные увлечения питаются своеобразной жаждой обогащения и проявляются в тяготении к картежным играм, ставкам, лотереям, эмоционально насыщенным спортивным соревнованиям и т. д. Наряду с результатом удовольствие подростку доставляет само чувство риска.Информативно-коммуникативное хобби заключается в поиске легкой, эффектной информации на уровне поверхностных сведений, новостей, которыми подростки обмениваются. Это увлечение проявляется в многочасовой пустой болтовне со случайными приятелями, в обсуждении приключенческих, детективных или фантастических фильмов. Не будучи осмысленной, полученная информация легко забывается.Один и тот же предмет увлечения может удовлетворять несколько потребностей. Так, занятие музыкой может удовлетворять как эстетическую потребность, так и потребность в самореализации путем привлечения к себе внимания, получения признания среди сверстников. Реакция группирования со сверстниками характеризуется инстинктивным тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками. Подростковые группы отличаются однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной символикой (свой "язык", клички, особые отметки на одежде).Реакция отказа, более характерная для детей, но встречающаяся и у подростков, возникает при резкой перемене ситуации (отрыв от семьи и помещение в воспитательное учреждение, переезд на новое местожительство и т. п.) и проявляется в отказе от контактов, игр, другой какой-нибудь деятельности.Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку (отлично учиться при одновременных занятиях спортом, музыкой и т. д.), а также как следствие резкого уменьшения привычного внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Эта реакция может проявляться весьма разнообразно - от прогулов в школе и побегов из дома до кражи и попыток самоубийства, всегда несерьезных и демонстративных.Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу или образу. Чаще всего подросток подражает кому-либо из своих товарищей, более популярному в среде сверстников и более в чем-либо преуспевающему. Нередко предметом подражания становятся кумиры молодежной моды. Модель для подражания, как правило, диктует своя компания, группа, к которой принадлежит подросток и с которой он идентифицирует себя (так называемая референтная группа). Взрослый также может стать объектом имитации, если только он пользуется высоким авторитетом и уважением у подростка. Иногда в роли такого образца для подражания выступает отрицательный "герой", нередко имеющий судимость, окруженный ореолом преступной романтики.Отрицательная реакция имитации выражается в том, что все поведение строится как противоположное определенному образцу модели (по механизму реактивного образования). Реакция компенсации проявляется в том, что свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой. Например, болезненный, физически слабый подросток, неспособный утвердить себя среди сверстников в подвижных играх, мужских видах спорта, компенсирует ощущение своей неполноценности отличными успехами в учебе или поражающими сверстников подробнейшими сведениями из интересующих их видов спорта. И, наоборот, неудачи в школе могут компенсироваться (восполняться) смелостью, отвагой, рискованным поведением в уличных компаниях.Реакция гиперкомпенсациивыражается в упорном стремлении подростка добиться успехов (признания среди сверстников) именно в той области, где он слаб. Например, хилый мальчик усиленно занимается акробатикой и добивается значительных успехов. Трусливый подросток, чтобы казаться в глазах сверстников смелым, в силу гиперкомпенсации (по механизму реактивного образования) может совершить озорные, а то и безрассудные действия, граничащие с хулиганством.Значительнуя роль в формировании отклоняющегося поведения несовершеннолетних (дефектов социализации) играют некоторые личностные особенности указанных лиц. В исследованиях отмечается повышенная, даже максимальная готовность к патологическому, асоциальному реагированию на неблагоприятные условия у подростков с акцентуациями характера. Подростковые акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Акцентуации характера подростков выявил и детально изучил А. Е. Личко. Остановимся на некоторых типах акцентуации, то есть наиболее "заостренных" чертах, приводящих при определенных условиях к социальной дезадаптации подростков и способствующих антисоциальному поведению.Гипертимный тип.Подростки этого типа с детства отличаются большой шумливостью, неугомонностью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. В компаниях сверстников тяготеют к лидерству, любят риск и авантюры, своей непоседливостью приносят массу хлопот взрослым. Одноклассникам импонирует их физическая сила, находчивость, умение постоять за своих, найти выход из трудной ситуации. Несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, они учатся неровно из-за неустойчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.Главная их черта - почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение, которое лишь изредка омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию подростка, подчинить его своей воле. У них ярко выражена реакция эмансипации, они во всем довольно рано проявляют самостоятельность, независимость, инициативу, не терпят мелочной опеки."Слабым местом" гипертимного подростка является непереносимость однообразной обстановки, монотонного труда, неспособность длительно соблюдать определенные правила поведения. Конфликты со сверстниками возникают из-за претензий на роль вожака.При отсутствии должного контроля, надлежащего воспитания гипертимный подросток может оказаться в "плохой компании", пристраститься к спиртному, наркотикам, рано начать половую жизнь. Нередко к таким подросткам с отклонениями в поведении применяют репрессивные меры воздействия, что зачастую не только не исправляет положение дела, но еще больше настраивает их против воспитателей. Тактика психолого-педагогического воздействия должна исходить не из подавления, а из искусной переориентации подростка на интересующую его социально полезную деятельность, где бы он мог удовлетворить свои лидерские потребности и получить энергетическую разрядку в деятельности.Лабильный тип.Главная черта таких подростков - крайняя неустойчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием ничтожных, малозаметных для окружающих поводов. Смена настроения влияет соответственно и на отношения подростков с окружающими. Этих подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, кто с ними приветлив, заботлив, любит и уважает их. Утрата близких переносится ими очень тяжело. Они способны на преданную дружбу, предпочитая дружить с теми, кто в трудную минуту способен утешить, отвлечь, при нападках - защитить. Любят компании, новую обстановку, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле деятельности, а лишь новые впечатления.Реакция эмансипации выражена умеренно, она усиливается в случае неблагоприятной семейной обстановки, когда такие подростки рвутся из дома. Тяга к группированию со сверстниками также выражена умеренно. В группе товарищей на роль вожака они никогда не претендуют."Слабым звеном" лабильного подростка является эмоциональное отвержение со стороны близких лиц, утрата их или полная разлука с ними. Длительная неблагоприятная обстановка в сочетании с недоброжелательным вниманием со стороны окружения, эмоциональным отвержением и третированием со стороны близких, а также гиперпротекцией может толкнуть такого подростка на поиски эмоциональных контактов в асоциальных компаниях.Шизоидный (интравертированный) тип.Главными чертами подростков с данным типом акцентуации являются замкнутость, погруженность в мир далеких от реального мира мыслей, идей, образов, увлечений. Они малоспособны устанавливать контакты со сверстниками вследствие недостаточно развитой интуиции - способности угадывать мысли, желания и переживания других и эмпатии - способности сопереживать, откликаться на радости или печаль другого, понять чужую беду. Слабость интуиции и эмпатии создает впечатление холодности и черствости.Реакция эмансипации у них проявляется своеобразно: подросток может не замечать мелочной опеки в быту, подчиняться существующему порядку и режиму, но бурно протестует на малейшую попытку вторгнуться во внутренний мир своих увлечений, интересов.Реакция группирования со сверстниками выражена слабо. Замкнутость и отгороженность затрудняет контакты, неподатливость же влиянию извне не позволяет слиться с группой."Слабым местом" интравертированного подростка является его неспособность к общению с окружающими, требующему искреннего внимания, сочувствия, активной помощи. Труднопереносимым для него является также грубое, насильственное вторжение в интимный мир фантазий и увлечений.Алкоголизация не характерна. В отдельных случаях алкоголь, а также наркотики могут использоваться в качестве "коммуникативного допинга" как средство, облегчающее установление контактов со сверстниками.Делинквентное поведение встречается редко; если правонарушения совершаются, то, как правило, в одиночку, с целью добиться признания среди сверстников. Шизоидные подростки предпочитают воровать в одиночку, выбирают воровскую "профессию", требующую искусных навыков (кража денег из внутренних карманов или умение влезть в квартиру через форточку).Эпилептоидный (возбудимый) тип.Некоторые черты этого типа обнаруживаются еще в детстве. Ребенок может часами плакать, его трудно утешить. Довольно рано могут выявляться садистские наклонности: такие дети любят мучить животных, дразнить малышей и издеваться над ними. Главной чертой эпилептоидного подростка является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения, сопровождающуюся накипающим раздражением и поиском "козла отпущения", на котором можно сорвать зло. С этим тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным. В таком состоянии подросток может нагрубить, оскорбить, ударить, способен яростно крушить все, что попадает под руку. Реже ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе повреждений, иногда даже тяжелых. Алкогольное опьянение часто сопровождается диким возбуждением, стремлением все бить и крушить, драками.Реакция эмансипации у эпилептоидных подростков протекает очень тяжело. Дело может доходить до проявления крайней озлобленности и мстительности по отношению к родным и даже до полного разрыва с ними. В то же время они склонны к угодничеству перед начальством, если ждут от него поддержки или каких-либо выгод для себя. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию, с желанием занять позицию безусловного лидера. Однако, упоенные властью, они теряют чувство меры, чем вызывают возмущение сверстников, которые их ниспровергают. Такие подростки склонны к азартным играм, из спортивных занятий предпочитают те, которые позволяют развить физическую силу (тяжелая атлетика, борьба, бокс).Слабым местом этой акцентуации является неспособность унять свое властолюбие, необузданная ревность. Воспитание в жестоких условиях часто способствует проявлению острых аффективных, главным образом агрессивных, реакций, создавая почву для делинквентных и криминальных поступков.Истероидный (демонстративный) тип.Отличительной чертой подростков этого типа является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей персоне, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Им присущи лживость и фантазирование, которые целиком направлены на приукрашивание своей особы с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание окружающих. Даже успехи в учебе в младших и средних классах во многом зависят у них от того, ставят ли их в пример одноклассникам. В подростковом возрасте с той же целью - привлечь к себе внимание - могут встать даже на путь нарушения правил поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию учиться и работать, так как "серая жизнь" им не по вкусу. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах, с детских лет могут начать убегать из дома. Любят преувеличивать свою алкоголизацию, употребление наркотиков: прихвастнуть огромным количеством выпитого, блеснуть изысканным набором алкогольных напитков или расписывать необычный "кайф" от приема экстравагантных наркотических средств типа героина или ЛСД.Им свойственна реакция оппозиции на утрату роли семейного кумира и даже на уменьшение привычного внимания со стороны близких. Чаще всего эта реакция оппозиции проявляется такими нарушениями поведения, как вдруг начавшиеся выпивки, знакомство с наркотиками, воровство, прогулы, участие в асоциальных компаниях. Все это делается с целью вернуть со стороны родных прежнее внимание и заботу.Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления - побеги из дома, конфликты с родными, громогласные требования свободы и самостоятельности. Однако подлинная свобода и самостоятельность им несвойственны, от внимания и забот близких они вовсе не жаждут избавиться.Реакция группирования со сверстниками всегда связана с претензиями на лидерство или во всяком случае на исключительное положение в группе.Слабым местом истероидного подростка является эгоцентризм, неспособность занять видное положение среди сверстников, поэтому он тяжело переживает утрату внимания окружения или особо значимых лиц, удары по самолюбию, развенчания своей исключительности. Все это может приводить к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая имитацию попыток самоубийства, а также нарушения поведения, уход в асоциальные компании.Неустойчивый тип.С детства отличаются непослушанием, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваивают с трудом. С первых классов школы не желают учиться.Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице, все свободное время любят проводить в местах, где обычно собираются подростки. Еще в детстве начинают курить. Все дурное словно липнет к ним. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. В подростковом возрасте прежние развлечения вроде кино их уже не удовлетворяют. Стремятся испытать более сильные и острые ощущения, для чего употребляют алкоголь, принимают наркотики, токсические вещества, совершают хулиганские поступки.Реакция эмансипации у неустойчивых подростков выражается в стремлении высвободиться из-под малейшей родительской опеки, чтобы развлекаться, получать удовольствия. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным подростковым асоциальным компаниям. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять здесь лидирующее положение. Обычно они становятся послушными орудиями асоциальных компаний, которые используют их в групповых правонарушениях в качестве исполнителей.Ни учеба, ни труд их не интересуют. Работают они только при крайней необходимости.Безнадзорность, обстановка попустительства открывают путь для праздности, безделья, алкоголизации, вхождения в асоциальные компании, что является слабым местом данного типа.Конформный тип.Главная черта этого типа - постоянное соглашательство с тем, что диктует непосредственное окружение. Эти подростки как бы утрачивают свое личное отношение к происходящему вокруг. Их главное качество, жизненный принцип - жить "как все", думать, поступать, "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" - от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и оценок. Во всем они держатся "золотой" середины, не отличаясь ничем от большинства, стремятся всегда соответствовать своему окружению и поэтому совершенно не могут ему противостоять. Конформные подростки - полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении - это неплохие ребята, исполнительные и старательные. Попав же в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение. Вот почему такие подростки "за компанию" легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.Конформные ребята предпочитают плыть по течению, не раскрывая до конца свои потенциальные возможности в учебе и трудовой деятельности. Им не свойственны инициативность, смелость, решительность, оригинальность в суждениях и поступках. Они очень дорожат своим местом в привычной группе сверстников, стабильностью группы, не изъявляя никакого желания менять по личной инициативе одну группу на другую.Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие пытаются оторвать конформного подростка от привычной группы сверстников или противодействовать имитации распространенных в этой группе увлечений, манер поведения, одежды. Реакция группирования со сверстниками выражается в "растворении" в своей привычной группе без претензий на лидирующее положение.
48.Особенности поведения в состоянии аффекта (сужение сознания, стадии аффекта, аффект как психологическая и юридическая категории).Аффект является конкретным психологическим понятием, имеющим свои ощутимые границы, присущие только этому психическому явлению типические признаки, придающие ему качественную определенность и сравнительно более узкое, чем это свойственно таким понятиям, как «эмоция» или «эмоциональная напряженность» (душевное волнение), специфическое содержание. В самом общем и главном аффекты представляют собой единство физиологического и психического, сочетание и взаимосвязь психических процессов на уровне сознания и внутренней саморегуляции организма с индивидуальными нравственно-психологическими качествами личности и психофизическими особенностями данного человека. Это кратковременная, но бурно протекающая эмоциональная реакция, яркая кратковременная эмоциональная вспышка; в то же время — это чрезвычайно сильное, бурное переживание (гнев, переходящий в ярость, страх, доходящий до ужаса, тоска, достигающая отчаяния). Аффект является «критической точкой переживания».Аффективная реакция вызывает «бунт подкорки», означающий приобретение последней той самостоятельности, при которой ослабевается контроль со стороны коры и выявляется бурное и резкое действие незаторможенных примитивных реакций. Именно поэтому И. П. Павлов считал аффект психическим состоянием, наиболее связанным с инстинктивной или безусловной рефлекторной деятельностью. В иных случаях внешнее воздействие столь неожиданно и сильно, а нервное потрясение (т. н. стресс) столь велико, что в высшей нервной системе в какой-то миг происходит перерыв связи между корой и подкоркой.Появление эмоции, развитие ее до аффективного состояния — следствие физиологических изменений высшей нервной деятельности головного мозга, ослабления контроля коры больших полушарий над подкорковыми образованиями. И это понятно, поскольку «физиология эффективности — материальная основа аффективных процессов» 55. Возникнув как эмоция, аффективный процесс стремительно развивается в аффективное состояние, обусловливая динамику психической деятельности. Он проходит ряд этапов в своем развитии: начало аффекта — появление эмоций, эмоциональная напряженность; основной период — аффективное состояние («собственно» аффект); изживание аффекта — состояние охранительного торможения (настроение, безразличие до полной отрешенности, новое переживание). В других случаях (и это происходит гораздо чаще) отмечается затухание эмоций на стадии эмоциональной напряженности, превращение возникшей эмоции в более или менее стойкое состояние (настроение). Как отмечают психологи, динамика эмоциональных состояний может идти по линиям: большей или меньшей осознанности, личностной обусловленности, продолжительности, яркости проявления, внешней выраженности, степени волевого участия в психическом процессе и т. п.56 Аффект — это не просто сильное, но исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, существенно ограничивающее течение интеллектуальных и волевых процессов, нарушающее целостное восприятие окружающего и правильное понимание субъектом объективного значения вещей. В состоянии аффекта эмоциональное напряжение (душевное волнение) достигает столь высокой степени, что наступают качественные изменения (в сравнении с обычным состоянием) в психике и организме человека.Среди основных признаков, характеризующих аффект как состояние и в определенной мере как процесс, психологи указывают на чрезвычайно высокую степень эмоционального напряжения и интенсивности эмоции; качественное изменение сознания, сужение его поля; глубокую захваченность всей психики и организма в целом (диффузность); внезапность и неожиданность возникновения («взрывной» характер — стресс, эмоциональная вспышка); бурность проявления и интенсивностьпереживания, его остроту и яркость; непрерывной н стремительное нарастание душевного волнения до аффективной разрядки (восходящий эмоциональный поток); отсутствие успокоения; кратковременность протекания и др.Любое психическое состояние возможно лишь при определенном состоянии организма, определенном режиме работы его нервной системы. В состоянии аффекта наступают заметные изменения в произвольно-двигательной сфере (торможение или перевозбуждение, нарушение координации) и в сфере вегетативных реакций (изменения пульса и дыхания, давления крови, спазма периферийных сосудов).Поскольку указанные «физиологические» изменения всегда проявляются в момент аффективного переживания (каждый вид аффекта характеризуется определенными, присущими ему физиологическими и другими индивидуальными признаками) 58, это обстоятельство позволяет определить подлинное состояние виновного при совершении преступления. Последнее очень важно в тех случаях, когда законодатель устанавливает пониженную ответственность за совершение преступлений в состоянии «оправданного» аффекта.Аффект «тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, динамические моменты преобладают над смысловым содержанием и изобретательной направленностью действия». В таком состоянии человек может принять решение, которое у него в обычном состоянии могло и не возникнуть, например, совершить преступление. «Человек под влиянием аффекта, преодолевающего высшее торможение, говорит и делает то, чего он не позволяет себе в спокойном состоянии и о чем горько жалеет, когда минует аффект».Заторможенность сознательной деятельности в состоянии аффекта вызывает сужение сознания. При этомпроисходит концентрация внимания субъекта на эмоционально значимых переживаниях, восприятие действительности делается неадекватным самой действительности, существенно затрудняя правильный выбор лучшего в данной ситуации и наиболее характерного для данного лица варианта поведения. Аффективные действия носят неадекватный их целям характер. Они «как бы вырываются у человека, а не вполне регулируются им»61. Осознаются лишь те цели, которые находятся в непосредственной связи с побуждениями. В первую очередь нарушается структура сложной деятельности, в то время как элементарные, стереотипные действия протекают быстрее, имея тенденцию к автоматизму. Причем сила производимых движений обратно пропорциональна степени их сознательности. Так, например, разгневанного отличает склонность к насилию, бессмысленной жестокости и разрушениям, порывы к быстрым и сильным движениям. Специфические изменения сознания, дезорганизация поведения в состоянии аффекта имеют следствием то, что человек не может полностью отдавать себе отчет в совершаемых действиях и контролировать их. Своеобразие аффективных действий в том, что, «во-первых, отсутствует ясное сознание цели действия и, во-вторых, затрудняется сознательный контроль за своими действиями» 62. Если в нейтральных условиях четко прослеживается решающая роль сознательно-волевых побуждений психической деятельности, что в психофизиологическом плане выражается в контролирующей функции коры больших полушарий; то в состоянии аффекта сознательно-волевая деятельность как бы «размывается» в результате упомянутого «бунта» подкорки, нарушается четкая иерархия побуждений и, в конечном счете, регуляция поведения. Социальные ориентации, нравственные убеждения и принципы человека в этих условиях не могут оказать столь же решающее влияние на мотивацию и выбор поведения, вследствие чего возрастает роль сравнительно более примитивных потребностей, различных привычек, навыков, наклонностей, опосредованных личностью в социальном опыте; заметным становится влияние отдельных психофизических особенностей субъекта поведения; значительно больший простор открывается для эмоционально-чувственных проявлений. Необходимостьдействовать в экстремальных условиях «приводит к значительному повышению роли основных свойств нервной системы в детерминации индивидуальных особенностей поведения и деятельности человека» 63.В аффективном состоянии психика расстроена, и личность больше не представляет собой единою целого. Черты автоматизма в аффективных действиях не есть конкретное проявление личностной установки, понимаемой как система сложившихся критериев и программ, в соответствии с которыми человек оценивает конкретные жизненные обстоятельства и делает выбор поведения 64. В таких случаях в поведении и переживания человека проявляется ситуативная установка, которая возникает на основе личностной, когда значительно возрастает роль случайных моментов 65. К таковым следует отнести различные травмирующие психику обстоятельства конфликтной ситуации и вызванное ими состояние крайнего психического напряжения. Указанные моменты заметно деформируют социальную установку личности, которая, в первую очередь, под влиянием сильно выраженной эмоции поляризует восприятие объекта, как бы высвечивает в нем определенный срез, проецирует тот его образ, который больше всего соответствует знаку эмоционального отношения к объекту. Действия человека в состоянии аффекта непосредственно связаны с его эмоциональным состоянием, которое придает им неповторимое своеобразие, накладывает неизгладимый отпечаток на все процессы его психической деятельности. Аффективные действия отличает недостаточная осмысленность и продуманность в деталях, отсутствие дальновидности и предварительного плана, некоторая хаотичность и нестройность движений, их автоматизм, стремительность, порывистый характер. Аффект снижает возможности опосредованного отображения сущности явлений, продуктивность памяти, сужает сферу сознания в целом. Качественное изменение сознания, нарушение целостного восприятия субъектом ситуации и его места в ней существенно затрудняют понимание им объективного значения предметов и явлений внешнего мира.В состоянии аффекта человеку сравнительно труднее удержать себя от насилия в ответ на провоцирующие действия других лиц, поскольку в данный момент оно является для него наиболее желательным, и гораздо легче следовать ближайшим мотивам, побуждающим его к насильственному разрешению конфликта. Однако он «может, а следовательно, и должен управлять не только аффективными реакциями, но и их внешними проявлениями». Действия человека в этом состоянии свидетельствуют прежде всего об уменьшении его требовательности к себе и своим поступкам, о чрезмерном драматизировании происходящих событий, о склонности к преувеличениям в результате неверного преломления в сознании сложившейся конкретной ситуации. Аффект - эмоциональная форма отражения действительности, в процессе которого высшие чувства (товарищества, долга, совести, справедливости, собственного достоинства либо болезненного самолюбия, мести, ревности и др.), сопровождающие эмоции, пройдя какой-то этап осознания, побуждают человека к действиям в отношении внешних для него объектов, вызывают предметное сознательно-волевое поведение. По мнению Ф. Михайлова и Г. Царегородцева, оценочное чувство в нас может вызвать даже тот факт, который «пусть не до конца понят, но все же «схвачен» нашей мыслью и поэтому стал фактом сознания» 70.Состояние физиологического аффекта сохраняет способность осознания, оценки значения собственного поведения и руководства им в границах нормального течения эмоциональных процессов здорового человека. Проявляясь внешне как импульсивные, автоматизированные движения, аффективные действия сохраняют свою сознательно-волевую основу и с полным основанием могут быть отнесены к разряду волевых поведенческих актов. «Момент автоматизированного в любом акте познания и действия,— всегда выступает в единстве с моментом произвольного, волевого. Это закономерность, необходимое условие любого акта познания и действия».Анализ уголовных дел о преступлениях, совершенных в состоянии аффекта, показывает, что действия виновного в этом состоянии отнюдь нельзя назвать бессознательными, хотя они и заключают в себе момент автоматизированного. «Весьма редкие из подсудимых, совершивших преступления под влиянием аффекта, в состоянии изложить подробности решительного момента,— говорил А. Ф. Кони,— но это не мешает им помнить быструю смену и перекрещивание в их душе мыслей, образов, чувств — до сделанного ими удара, до оскорбления, выстрела, до расправы ножом» 72.В реальной дейст<
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |