Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема и ее актуальность



2016-09-16 540 Обсуждений (0)
Тема и ее актуальность 0.00 из 5.00 0 оценок




Расспрос и осмотр больных с заболеваниями органов мочеотделения. пальпация и перкуссия почек и мочевого пузыря. лабораторные методы исследования органов мочеотделения. Итоговое контрольное занятие по теме: «Методы клинического исследования органов брюшной полости» (проверка практических навыков и теоретических знаний)

 

Обследование больного является фундаментом практической дея­тельности врачей. Изучение данной темы в курсе пропедевтики внут­ренних болезней является обязательным. Ведение навыками, входящими в данную тему позволит выявить основные объективные критерии пато­логии мочевыделительной системы.

2.Учебная цель занятия:

- Овладеть методикой расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии почек и мочевого пузыря. Научиться правильно интерпретировать результаты основных лабораторно-инструментальных методов обследования.

- оценка практических навыков и теоретических знаний студентов, приобретенных при изучении раздела «Методы клинического исследования органов брюшной полости»

 

В результате освоения темы студент должен уметь:

1) Провести клиническое обследование больного с заболева­нием почек (расспрос, осмотр, пальпацию, перкуссию почек и мочевого пузыря.).

2) Оценить результата расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии почек и мочевого пузыря.

3) Выявить основные симптомы, характерные для заболеваний почек.

4) Оценить данные дополнительных лабораторных и инструментальных методов исследования, выявив изменения, характерные для заболевания почек.

 

Для формирования умения студент должен знать:

1. Основные жалобы больного с заболеванием почек, мочевого
пузыря, их патогенез.

2. Основные причины, способствующие заболеванию почек.

3. Основные признаки заболевания почек, выявляемые при общем осмотре, осмотре области почек, механизм их возникновения.

4. Признаки, выявляемые при пальпации и перкуссии почек, их
диагностическое значение.

5. Показатели инструментальных методов исследования, харак­терных для заболевания почек (общий анализ мочи, общий белок и его фракции, холестерин, остаточный азот, креатинин, мочевина, клубочковая фильтрация, проба Зимницкого, исследование мочи по Нечипоренко, экскреторная урография, ренография, сканирование почек, УЗИ - исследования.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

 

1. Каков механизм появления боле при заболеваниях почек и мочевыводящих путей?

2. Что означают понятия: полиурия, олигурия, анурия, никтурия, поллакиурия?

3. Что означает понятие дизурия? Каково диагностическое значение дизурических расстройств?

4. Назовите внепочечные симптомы при заболеваниях почек.

5. Каковы отличительные признаки почечных отеков?

6. Дайте определение почечной недостаточности. Перечислите симптомы почечной недостаточности.

7. Какова методика пальпации почек?

8. Назовите пальпаторные признаки опущенной почки.

9. Назовите пальпаторные признаки почки, пораженной воспалительным и опухолевым процессом.

10. Какие Вам известны виды гематурии. Каково ее диагностическое значение?

11. Какие Вам известны виды протеинурии. Каково ее диагностическое значение?

12. Цилиндрурия, причины ее появления, диагностическое значение?

13. Лейкоцитурия (пиурия), причины ее появления, диагностическое значение?

14. Бактериурия, диагностическое значение?

15. Методика и диагностическое значение исследования удельного веса мочи по Зимницкому.

16. Диагностическое значение исследования крови на остаточный азот, мочевину, креатинин.

17. Как можно определить величину клубочковой фильтрации в почках?

18. Назовите симптомы почечной колики.

19. Назовите типичные признаки нефротического синдрома при заболеваниях почек.

20. Назовите типичные признаки хронической почечной недостаточности.

 

4. Вид занятия:практическое занятие.

Продолжительность аудиторной СРС: 80 минут

6. Оснащение:унифицированная схема истории болезни (для каждого студента); словарь-справочник по латинской терминологии в пропедевтике внутренних болезней (для каждого студента); клинические истории болезни (5-6 больных); больные с различными заболеваниями (1 больной на 2-х студентов), наборы анализов мочи (общего, по Зимницкому, по Нечипоренко).

Содержание занятия.

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

- Задания для самоконтроля:

Тесты (см. приложение 1):

Задание (тест) 1.

Задание (тест) 2.

Задание (тест) 3.

Типовые задачи (см. приложение 2).

 

 

Самостоятельная работа студентов под руководством преподава­теля.

 

Задание №1 - провести расспрос больного с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. При выяснении жалоб обратить внимание на симптомы, встречающиеся при заболеваниях почек, подразделяя их на собственно ренальные и экстраренальные. С этой целью поинтересоваться, если больной сам не подчеркивает этого, наличием болей или неприятных ощущений в поясничной области, изменением цвета мочи, расстройством мочеиспускания (полиурия, олигурия, никтурия). К экстраренальным симптомам относятся жалобы на головную боль, реже – на приступы удушья. Больные с заболеваниями почек нередко жалуются на отеки (преимущественно на лице и верхней половине тела). Диспепсические расстройства, повышение температуры тела.

Для заболеваний мочевыводящих путей и мочевого пузыря характерны так называемые местные симптомы: боли в поясничной области, и по ходу мочеточников (почечная колика), боли внизу живота и в области мочеиспускательного канала, дизурия, поллакиурия.

Задание №2 - провести осмотр больного с заболеванием почек. Отметить положение пациента в постели, последовательно осмотреть лицо, веки, конечности, поясничную область, область живота (подреберья, надлобковую область).

При осмотре поясничной и надлобковой области необходимо обратить внимание на наличие гиперемии кожи, припухлости, сглаживания контуров поясничной области, наличие ограниченного выбухания в надлобковой области.

Задание №3 - провести пальпацию почек, мочевого пузыря, мочеточников. Необходимо выявить наличие или отсутствие воспаления околопочечной клетчатки, обнаружить патологию почек, мочеточников, мочевого пузыря. Пальпация почек проводится лежа по методу Образцова-Стражеско, стоя по Боткину, затем пальпируется мочевой пузырь, мочеточниковые точки (верхние и нижние).

Задание №4 - провести перкуссию поясничной и надлобковой области. Определить симптом «поколачивания», характер перкуторного звука над лобком, при увеличении мочевого пузыря – уровень расположения дна мочевого пузыря.

Задание №5 - по окончанию работы с больным сделать заключение о найденной патологии. Форма записи: «…Больной отмечает периодические боли ноющего характера в поясничной области, иррадиирущие в половые органы. Боли имеют резко выраженный характер, и появляются после переохлаждения, тряской езды, а иногда и без видимой причины. Изредка боли носят резкий, приступообразный характер, продолжаются от получаса до 2-3 часов и купируются после приема горячей ванны и инъекции но-шпы с атропином. Мочеиспускание безболезненное, обычной частоты (4-5 раз в сутки, преимущественно в дневное время), затруднений при мочеиспускании не испытывает. Суточный диурез составляет примерно 1,5 л, моча прозрачная, каких либо необычных изменений в цвете и запахе мочи не отмечалось. При осмотре поясничной области: наличие гиперемии кожи, припухлости, сглаживания контуров поясничной области не выявлено. Наличия ограниченного выбухания в надлобковой области нет. Почки при исследовании в горизонтальном и вертикальном положении не пальпируются. Симптом «поколачивания» отрицательный с обеих сторон. При пальпации мочевого пузыря и по ходу мочеточников болезненность не определяется».

Задание №6 - по учебным анализам выявить признаки, указывающие на патологию почек и мочевыводящих путей. Обосновать заключение, сделанное по каждому лабораторному исследованию.

Образец записи, рекомендуемый студентам; Отмечает периодические ноющего характера боли в поясничной области, иррадиирующие в половые органы. Боли имеют резко выраженный характер и появляются после переохлаждения, тряской езды, а иногда и без видимой причины. Изредка боли носят резкий, приступообразный характер, продолжаются от получаса до 2-3 часов и купируются после приема горячей ванны и инъекции но-шпы с атропином. Мочеиспускание безболезненное, обычной частоты (4-5 раз в течение суток, преимущественно в дневное время), затруднений при мочеиспускании не испытывает. Суточный диурез составляет примерно 1,5 л, моча прозрачная, каких-либо необычных изменений в цвете и запахе мочи не отмечала. При осмотре поясничной области: наличие гиперемии кожи, припухлости, сглаживания контуров поясничной области не выявлено. Наличие ограниченного выбухания в надлобковой области нет. Почки при исследовании в горизонтальном и вертикальном положениях пропальпировать не удалось. Симптом Пастернацского отрицательный с обеих сторон. При пальпации мочевого пузыря и по ходу мочеточников болезненность не определяется.

7.4 – Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1),

ситуационные задачи (приложение №2).

 

Место проведения самоподготовки:

читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.

 

УИРС по данной теме.

Самостоятельное проведение обследования больного с заболеванием
почек и моче выводящих путей. Оформление фрагмента истории болезни.

Решение ситуационных задач. Написание реферата на тему:

  1. Синдромальная диагностика нефротического синдрома
  2. Синдромальная диагностика нефритического синдрома.
  3. Синдромальная диагностика почечной колики.
  4. Синдромальная диагностика ОПН.
  5. Синдромальная диагностика уремии.

 

 

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

 

Дополнительная:

  1. Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты / Учебное пособие / под редакцией Ж.Д. Кобалава, В.С. Моисеева. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400с.
  2. Струтынский, А.В. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас / Учебное пособие/ А.В. Струтынский, А.П. Баранов, Г.Е. Ройтберг, Ю.П. Гапоненков. - М., Медпресс-информ, 2009. - 324с.
  3. Ивашкин, В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум / В.Т. Ивашкин, В.К. Султанов. – М., Литтерра, 2007. - Т.1, 3-е издание. – 560с.
  4. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Текст] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2012. - 111 с.
  5. Академическая история болезни: правила обследования пациента и оформление в клинических описаниях [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студ. по дисц. "Пропедевтика внутренних болезней" / ГБОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет МЗ и социального развития РФ", Кафедра внутренних болезней ; сост. Э. Д. Поздеева [и др.] ; под ред. Х. Х. Ганцевой. - Уфа : БГМУ, 2011. - 112 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.
  6. Клиническая лабораторная диагностика: Национальное руководство. В 2-х томах. / Под ред. В.В. Долгова. – М., ГЭОТАР, 2012. – 808с.
  7. Ройтберг, Г.Е.,Струтынский, А.В. Внутренние болезни. Лабораторная и инструментальная диагностика /Учебное пособие. – Изд-во «МЕДпресс-информ», 2011,2-е издание. – 800 с.

 



2016-09-16 540 Обсуждений (0)
Тема и ее актуальность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема и ее актуальность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (540)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)