Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность СУ



2016-09-15 333 Обсуждений (0)
Понятие и сущность СУ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1

Основы стратегического управление.

Стратегическое управление как учебная дисциплина и область науки.

Эволюция систем общефирменного управления.

Характеристика систем общефирменного управления.

Мини-лексикон : концепця управления, бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегическое управление (СУ), стратегический менеджмент (СМ), стратегическое решение, потенциал предприятия.

Содержание лекции

Бюджетирование (финансовое планирование) предполагает составление ежегодных финансовых смет или бюджетов по статьям расходов на разные цели.

Бюджетирование – это управление на основе контроля за исполнением.

Особенности бюджетирования:

1) краткосрочность;

2) внутренняя направленность.

Главная задача менеджера – контроль за текущей прибылью, контроль за структурой затрат.

Долгосрочное планирование (управление на основе экстраполяции) имеет следующие предпосылки:

- высокие темпы роста товарных рынков;

- относительно высокая предсказуемость тенденций развития национальной экономики.

Такие факторы обусловили необходимость долгосрочного планирования, то есть расширение горизонта планирования.

Главная идея метода – составление прогноза фирмы на несколько лет вперед и при этом возможно было использовать метод экстраполяции (перенесение тенденций прошлого на будущее благодаря медленным изменениям во внешней среде).

Главная задача менеджера - выявление финансовых проблем, ограничивающих рост фирмы.

Стратегическое планирование (СП) – это управление на основе предвидения изменений прия нарастании кризисных явлений в экономике и усилении международной конкуренции, то есть прогнозы на основе экстраполяции стали все больше расходиться с реальными цифрами.

Цель СП – улучшение реакции предприятия на динамику рынка и поведение конкурентов.

СП предполагает обязательный анализ внутренних возможностей и внешних конкурентных сил, а также определение путей использования этих возможностей.

Стратегический менеджмент ( СМ ) возникает к 90 гг. 20 ст., когда большинство корпораций по всему миру начали переход к управлению на основе гибких экстренных решений.

К основным причинам перехода относятся следующие:

- информационное наполнение: высокая степень неопределенности изменений внешней среды при одновременном ослаблении сигналов о таких изменениях, то есть уменьшается информационное наполнение системы управления;

- появляются стратегические неожиданности, которые заставляют принимать стратегические решения вне циклов планирования, то есть присутствует быстрая реакция на изменение внешней среды;

- реакция СМ (СУ) на внешние изменения является двойственной: долговременной и оперативной одновременно. При этом долговременная реакция заключается в стратегические планы, а оперативная – реализуется вне планового периода в реальном режиме времени, то есть постоянно.

- в СМ (СУ) внешняя среда не рассматривается как нечто данное и неизменное, к чему фирма должна адаптироваться; рассматриваются возможности, способы, стратегии изменения внешнего окружения.

- СМ (СУ) включает элементы всех предшествующих систем управления, то есть предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение методов СП.

Понятие и сущность СУ

СУ в общем виде представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и систем действий по достижению долгосрочных целей организации в постоянно меняющихся условиях внешней среды, то есть это сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей предприятия через проведение изменений в нем.

Существует несколько определений СУ, в которых делается акцент на различные аспекты и особенности этого вида управления .

СУ можно рассмотреть как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие предприятия с его окружением.

СУ можно рассматривать как область научного знания, изучающая причины, инструменты, методику принятия стратегических решений и способы их реализации.

СУ представляет собой процесс, определяющий последовательность действий по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов, поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют предприятию достичь поставленных целей.

Виханский: «СУ – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.»

СУ исходит из следующих предпосылок:

1) наличие реальных представлений о том, чего фирма хочет достичь в будущем;

2) основной источник проблем находится вне фирмы;

3) фирма должна обладать возможностью и способностью своевременного выявления проблем и механизма их решения;

4) управленческая реакция на возникновение опасности должна следовать не после того как они возникли, а заблаговременно;

5) центр тяжести управления смещается в сторону действий по недопущению проблем, их минимизации, если полностью их избежать невозможно;

6) потенциал фирмы должен постепенно подстраивать под открывающиеся возможности и их стратегические задачи для того, чтобы на основе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить необходимые позиции на рынке;

7) текущее управление выступает как продолжение, конкретизация СУ и осуществляется исключительно в рамках принятой стратегии.

СУ не является четко определенным образом действий, конкретным планом работы, а СУ – это концепция выживания в конкретных условиях, которая дает более или менее конкретное представление о том какой фирма должна быть в будущем, в каком окружении предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие следует провести изменения в организации.

Концепция управления – это система идей, принципов, представлений, которую обуславливают цель функционирования организации, механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления, характер отношений между отдельными звеньями внутренней структуры, степень учета влияния внешней среды на развитие предприятия.

Целью СУ является определение миссии, целей и стратегии организации, разработка и выполнение системы планов как инструментов реализации стратегии, связанный с совершением всей организации и отдельных ее подсистем, что в конечном итоге является основой для обеспечения конкурентоспособного существования в долгосрочной перспективе.

СУ основывается на стратегических решениях.

Стратегические решения – управленческие решения, которые:

1) закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений и ориентированы на будущее;

2) сопряжены со значительной неопределенностью, так как должны учитывать неконтролируемые факторы внешней среды, воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные долгосрочные последствия для предприятия.

К стратегическим решениям можно отнести реконструкцию предприятий, внедрение новшеств (новая продукция, технология), организационные изменения, изменение организационно-правовой формы предприятия, изменение структуры и производства и управления, новые форма организации и оплаты труда, новые формы взаимодействия с поставщиками и потребителями и т.д., выход на новые рынки сбыта, преобразование, слияние предприятий.

Особенности стратегических решений:

1-инновационны по своей природе, а так как человеку и организации свойственно отторгать новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии, принуждение). Такие решения должны быть понятны коллективу, что может быть достигнуто на основе использования внутреннего маркетинга.

2-направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, то есть на будущее, а не настоящее.

3-отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, а процедура их формирования играет важную самостоятельную роль.

4-направлены в будущее и являются неопределенность по своей природе.

5-требует знаний и результат, как правило, зависит от качества решения, чем от быстроты и своевременности его принятия. Нет жестких временных рамок.

6-субъективны по своей природе и не поддаются, как правило, объективной оценке.

7-необратимы и имеют долгосрочные последствия.

Конечными продуктами СУ являются:

- потенциал организации, который обеспечивает достижение цели в будущем;

- внутренняя структура и организационные изменения, которые обеспечивают чувствительность организации к изменению внешней среды.

Под потенциалом предприятия понимают совокупность возможностей по выпуску продукции, которая определяется ее ресурсами. К ним относятся:

- технические ресурсы;

- технологические ресурсы;

- кадровые ресурсы;

- информационные ресурсы;

- объемы перерабатываемой информации;

- финансовые ресурсы (величина и использование денежных ресурсов, финансовое состояние);

- организационные ресурсы;

- временные ресурсы (определяют скорость принятия решений и возможность разработки вариантов решений, а также выбора оптимального варианта).

К основным задачам СМ можно отнести следующие (Томпсон - Стрикленд) – задача менеджера по созданию и реализации стратегии предприятия состоит из 5 взаимосвязанных частей:

1)определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегического направления ее развития, то есть необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития;

2)превращение общих целей в конкретные направления работы;

3)умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;

4)эффективная реализация выбранной стратегии;

5)оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегии и в их осуществление на основе приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей и новых возможностей.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1.Чем характеризуется бюджетирование

2. Каковы условия применения долгосрочного планирования

3. Необходимость перехода к стратегическому планированию

4. Предпосылки возникновения стратегического управления

Тема 2

Содержание и структура стратегического управления

Понятие и сущность СУ.



2016-09-15 333 Обсуждений (0)
Понятие и сущность СУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность СУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)