Анализ среды как исходный процесс СУ
Методы анализа среды. Мини-лексикон: анализ среды, внутренняя среда, внешняя среда, ключевые факторы успеха, SWOT-анализ, матрица возможностей, матрица угроз. Анализ среды предполагает учет 2-х моментов: 1 – каждый компонент макроокружения достаточно сильно влияет на остальные компоненты и изменения в одном из них обязательно приводит к изменениям других компонентов. Следовательно, их изучение должно вестись комплексно. 2 – степень воздействия отдельных компонентов макроокружения на различные организации различна и может зависеть от размера организации, отраслевой принадлежности, территориального расположения. При этом считается, что крупные организации испытывают большую зависимость от изменения. Следовательно, при изучении макроокружения организация должна: - определить какие из внешних факторов оказывают значительное влияние на ее деятельность; - составить список внешних факторов, которые являются источниками потенциальных угроз; - иметь список тех факторов, которые открывают для нее дополнительные возможности. Анализ макрофакторов проводится по каждому из них и по совокупности в целом с учетом того, что отдельно взятое предприятие не может повлиять на макросреду, но состояние ее может существенно определять конкурентное положение предприятия, для которого большое значение имеют также микрофакторы или факторы непосредственного окружения, к ним относятся: = потребители; = конкуренты; = поставщики; = контактные аудитории. Но на конкурентное положение также влияет состояние внутренней среды, анализ которого позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия. При этом сильные стороны являются основой для предприятия в конкурентной борьбе и их оно должно укреплять и развивать, а слабые стороны должны находиться под постоянным пристальным вниманием руководства, которое должно искать пути их ослабления или избавления от них. Западные ученые Пире и Робинсон выделили набор ключевых факторов успеха (КФУ), которые могут быть источником как силы, так и слабости организации. Кроме того представляет интерес рассмотрение факторов сильных и слабых сторон и соответствующих вопросов для анализа (Томпсон и Стрикленд). Методы анализа среды Для анализа среды используется множество различных методов, из которых наиболее популярным является SWOT-анализ, предполагающий выявление сильных и слабых сторон организации, а также определение возможностей и угроз со стороны внешней среды. А затем установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем используются для разработки соответствующих стратегий. Томпсон и Стрикленд предлагают для SWOT-анализа несколько характеристик при оценке сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и угроз. Для этого они приводят набор потенциальных внутренних сильных и слабых сторон и потенциальных возможностей и угроз фирмы. Однако для более детального анализа сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз необходимо оценить их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию. Для этого применяет метод позиционирования с помощью матрицы возможностей и матрицы угроз. Составление этих матриц позволяет предприятию сосредоточиться на более узком перечне возможностей и угроз для более эффективного приложения силы. Матрица возможностей
Полученные 9 полей возможностей имеют разное значение для предприятия: 1 зона (ВС, СС, СУ) – эти возможности имеют наибольшее значение и их надо обязательно использовать; 2 зона (МС, СУ, ВМ) – эти возможности являются такими, которые заслуживают не первостепенного внимания; 3 зона (НУ, НМ, СМ) – эти возможности можно использовать если у предприятия будет достаточно ресурсов.
Аналогичным образом составляется матрица угроз.
Угрозы, которые попадают в 1 зону (ВС, СР, ВК), являются очень опасными для предприятия и требуют немедленно и обязательного устранения. Угрозы 2 зоны (ВТ, СК, НР) должны находиться в поле зрения руководства предприятия и быть устранены в первоочередном порядке. Угрозы 3 зоны (НК, СТ, ВЛ) требуют внимательного и ответственного подхода к устранению, хотя и не носят первоочередного характера. Угрозы 4 зоны (НТ, НЛ, СЛ) не должны выпадать из поля зрения руководства, так как необходимо отслеживать их развитие. При анализе возможностей и угроз следует не забывать, что неиспользованная возможность может превратиться в угрозу, если ею воспользуется конкурент. Кроме SWOT-анализа, матриц возможностей и угроз часто используют метод составления профиля среды, который является интересным с точки зрения наглядности.
Этот метод наиболее эффективен, если он применяется для анализа как внутренней, так и внешней среды (макро- и микросреды). Однако этот метод требует больших затрат времени на выделение факторов и анализа, а также для сбора информации по каждому фактору, а кроме того носит относительно субъективный характер, так как основывается на экспертных оценках. При использовании этого метода каждому фактору экспертным путем дается оценка: 1. важности фактора для отрасли по шкале от 1 до 3 : слабая, умеренная, большая; 2. влияние фактора на предприятие по шкале от 0 до 3: отсутствие влияния, слабое, умеренное, сильное; 3. направленности влияния: + 1 – позитивная; - 1 – негативная. Далее экспертные оценки заносятся в таблицу. После составления таблицы и определения интегрального показателя важности влияния предприятие может сделать вывод какие факторы имеют наибольшее значение для предприятия и заслуживают самого серьезного внимания, а какие – наоборот. Далее профиль среды представляется в графическом виде.
Вопросы для самопроверки: 1..Содержание анализа среды. 2. Основные ключевые факторы успеха. 3. Характеристика SWOT-анализа. 4. Особенности матрицы возможностей. 5. Особенности матрицы угроз. Тема 4.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |